Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Начал строиться в 1941-м как ночной истребитель, а на войну попал только в 1944-м как штурмовик. P-61 «Чёрная вдова»

Публикация представляет собой раритетный материал из старого советского журнала, рассказывающий об американском ночном истребителе P-61 «Black Widow», который, заказанный армией еще в начале 1941-го, открыл свой боевой счет только в середине 1944-го, но в основном использовался как штурмовик наземных целей. Американский ночной истребитель P-61 «Black Widow» («Чёрная вдова»), был одним из немногих боевых самолётов Второй Мировой войны, разрабатывавшийся с нуля под одну концепцию, но получивший признание совершенно в другой. Первоначально это был ночной истребитель, оснащенной целой батареей пушек, чтобы не дать никаких шансов врагу, но разработка этого самолета длилась так долго, что на войну он успел уже тогда, когда в ночных патрулированиях не было особого смысла. И тогда мощной пушечной батарее «Чёрной вдовы» нашлась другая работа, превратившая самолет в прекрасный воздушный крейсер, способный сокрушать любые наземные цели противника. Заказанный американский армией еще в начале 1941

Публикация представляет собой раритетный материал из старого советского журнала, рассказывающий об американском ночном истребителе P-61 «Black Widow», который, заказанный армией еще в начале 1941-го, открыл свой боевой счет только в середине 1944-го, но в основном использовался как штурмовик наземных целей.

P-61 как ночной перехватчик
P-61 как ночной перехватчик

Американский ночной истребитель P-61 «Black Widow» («Чёрная вдова»), был одним из немногих боевых самолётов Второй Мировой войны, разрабатывавшийся с нуля под одну концепцию, но получивший признание совершенно в другой. Первоначально это был ночной истребитель, оснащенной целой батареей пушек, чтобы не дать никаких шансов врагу, но разработка этого самолета длилась так долго, что на войну он успел уже тогда, когда в ночных патрулированиях не было особого смысла.

И тогда мощной пушечной батарее «Чёрной вдовы» нашлась другая работа, превратившая самолет в прекрасный воздушный крейсер, способный сокрушать любые наземные цели противника. Заказанный американский армией еще в начале 1941 года, P-61 был настолько сложным самолетом, что его доводку завершили только к 1944-му, но характеристики его были такими прекрасными, что некоторые специально доработанные экземпляры в качестве перехватчика побили даже знаменитый английский «Москито», который на тот момент считался самым быстрым двухмоторным самолетом в мире.

Но, как говорилось выше, ночными победами в воздухе «Чёрная вдова» особо похвастаться не могла, зато очень сильно помогла армии на всех театрах Второй Мировой, уничтожая вражеские позиции на линии фронта.

Пластиковая модель истребителя P-61 "Black Widow"
Пластиковая модель истребителя P-61 "Black Widow"

Правда, изготовлено самолетов P-61 было относительно мало – всего 706 экземпляров, не считая предсерийных и опытных (всего 742), да и на фронт далеко не все попали – очень много «Чёрных вдов» поступили в части непосредственно перед окончанием войны, то есть в августе 1945-го, а некоторые и того позже.

После войны P-61 прослужили еще почти год, прежде чем были списаны, хотя некоторое их количество летало до 1952 года, но только в качестве учебных и экспериментальных самолетов.

Но я не собираюсь пересказывать тут историю этого довольно неплохого самолета, который просто немного опоздал на войну. Я хочу представить своим читателям раритетный очерк о P-61, который я обнаружил в своем бумажном архиве в старом журнале «Крылья Родины» за 1991 год, и который совершенно неизвестен нашим любителям военной авиации – по крайней мере, в Интернете я его не обнаружил. Поэтому я думаю, что нельзя такой материал держать под спудом, а надо им непременно поделиться с теми, кому он будет по-настоящему интересен.

Журнал «Крылья Родины», 1991  г., №7, обложка номера и две страницы текста
Журнал «Крылья Родины», 1991 г., №7, обложка номера и две страницы текста

Журнал «Крылья Родины», 1991 г., №7

ОПАСНАЯ «ВДОВУШКА»

Автор: Николай Поликарпов

Основываясь на первых английских опытах с ночными истребителями, американская авиация заказала в январе 1941 года фирме «Нортроп» тяжелый двухмоторный ночной истребитель ХР-61. Потребность в таком самолете была крайне велика, поэтому разработки его всячески форсировались.

В сентябре 1941 года было заказано 150 серийных самолетов, а в феврале 1942-го - еще 410, несмотря на то, что прототип ХР-61 (№41-19509) совершил первый 15-минутный полет только в мае 1942-го, и к моменту заключения контракта еще не ясно было, окажется ли новая машина удачной. А такие опасения были не беспочвенны.

Самолет имел очень сложную конструкцию и содержал в себе целый ряд необычных для того времени конструкторских решений.

Прототип P-61. Фото из журнала КР-7, 1991 г.
Прототип P-61. Фото из журнала КР-7, 1991 г.

Р-61А был оборудован радиолокатором, а сама его конструкция выполнена в соответствии с требованиями и условиями применения этой установки. Этот цельнометаллический двухмоторный трехместный моноплан двухбалочной схемы оснащался двумя звездообразными двухрядными 18-цилиндровыми двигателями Пратт-Уитни R-2800-10 воздушного охлаждения с двухступенчатыми нагнетателями. Такая силовая установка давала «Черной вдове» - боевое имя самолета Р-61А - возможность развивать максимальную скорость 606 км/ч на высоте 6400 м при полетном весе 12 500 кг и обеспечивала скороподъемность 6096 м за 11,7 минут. Максимальная дальность полета составляла 1640 км, а практический потолок - 10 000 м.

Самолет имел мощное вооружение из четырех 20-мм пушек «Испано», укрепленных неподвижно под фюзеляжем, с боезапасом по 200 снарядов, и четырех пулеметов «Кольт-Браунинг» калибра 12,7 мм (боезапас по 500 патронов), установленных во вращающейся башне с круговым обстрелом и дистанционным управлением. Стрелял из пушек пилот, башенной установкой управляли передний стрелок и радиооператор. При необходимости башня могла быть застопорена в переднем положении, и тогда управление всем оружием самолета переходило к пилоту.

Проекции P-61 из журнала КР-7, 1991 г. Описания - внизу
Проекции P-61 из журнала КР-7, 1991 г. Описания - внизу

Описания к прилагаемым сверху рисункам:

1). Р-61B15 (№42-39728) 550, Моротай, 1945, самолет черный блестящий, под- весной бак - серый.

2). Р-61A10 (№42-5594) 422, Скортон, 1944.

3). Р-61B (радиопозывной 403) 418, Миндоро (Филиппины), самолет черный блестящий.

4). Гондола экипажа Р-61B15 (№42-39713) 548, Риукиу, 1945, самолет черный матовый, серийные номера красные.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖУРНАЛЬНОГО ОЧЕРКА

Аппаратура располагалась в хвостовой части гондолы экипажа, а приемная антенна радиолокатора SCR-720 в форме диска была помещена в носу фюзеляжа под пластиковым обтекателем. Связь с наземными локаторными станциями и управление самолетным локатором осуществлял радиооператор, пилот вел самолет на цель по показаниям экрана, расположенного на его приборной доске.

Самолет имел мощное бронирование. Пилот был защищен 12,7 мм бронеплитой, укрепленной на первом шпангоуте. Две бронеплиты, помещенные вертикально около турели, прикрывали спереди патронные коробки пулеметов турели (9,5 мм).

Четыре бронеплиты 12,7 мм, установленные на полу гондолы экипажа по две спереди и сзади, заслоняли патронные коробки внешних пушек.

Грудь переднего стрелка защищали створки люка, выполненные из бронеплит 12,7 мм и отделяющие его кабину от кабины пилота (на изометрии кабины экипажа не показаны).

Голову и плечи заднего стрелка (радиооператора) прикрывала от огня с передней полусферы еще одна 12,7 мм бронеплита.

Чертежи P-61 из журнала КР-7, 1991 г.
Чертежи P-61 из журнала КР-7, 1991 г.

В конструкции планера было применено комбинированное элероно-интерцепторное управление. Причем элероны имели в размахе всего по 1,49 м (14,5% размаха крыла) и служили для аэродинамической балансировки щитков-интерцепторов, представляющих собой четыре перфорированных щитка (по два на крыло) длиной 3,15 м (31% размаха крыла) каждый выдвигающийся на внешней поверхности крыла вместе с поднятием соответствующего элерона.

Еще чертежи P-61 из журнала КР-7, 1991 г.
Еще чертежи P-61 из журнала КР-7, 1991 г.

Серийный выпуск самолета начался с 1943 года серией из 38 (№42-5435 до 42-5523) машин Р-61A1, имевших, как и предсерийный вариант, верхнюю пулеметную башню. Однако выяснилось, что на некоторых режимах полета башня создает вибрацию хвостового оперения, поэтому оставшиеся семь машин P-61A1 и самолеты следующих серий, до Р-61В11, не имели пулеметного вооружения.

Кресло заднего стрелка на них было снято - радаром управлял передний стрелок. Интересно отметить, что снятие турельной установки дало прирост скорости всего на 4,82 км/ч (на высоте 5364 м), скороподъемность возросла с 13,25 до 14,86 м/с.

На самолеты серии А5 ставили двигатели R-2800-65, позволяющие кратковременно увеличивать мощность до 2250 л. с. Всего было выпущено 35 машин серии А5 (с №42-5530 до 42-5564).

Серия А10 отличалась от А5 установкой для впрыскивания воды в цилиндры, что давало возможность увеличивать мощность двигателя на некоторое время. Выпущено 100 штук Р-61A10 (с №42- 5565 до 42-5604, 42-5607, с 42-5615 до 42-5634, с 42-39348 до 42-39374, 42-39385, 42-39386 и с 42-39388 до 42-39397).

На Р-61А11 под крыльями были установлены пилоны для подвесных топливных баков по 1173 л(либо по 625 ли две бомбы по 726 кг). Выпущено 20 машин Р-61А11.

P-61A-5
P-61A-5

Самолеты серии В отличались от А удлиненной на 20,32 см передней частью гондолы экипажа, установкой радара (SCR 695), предупреждающего о появлении самолетов противника с задней полусферы и систем распознавания IFF «свой-чужой». В кабине пилота установили ночной бинокль, что увеличило дальность визуального обнаружения противника в 5 раз. Была изменена система управления створками радиаторов и шасси.

Р-61В1 отличался от А11 отсутствием пилонов для дополнительных топливных баков. Выпущено 62 Р-61В1.

На серии Р-61В2 устанавливалось два пилона для подвесных баков, как и на А11. Выпущено 38 самолетов.

Варианты В5 и В6 отличались от В2 незначительными деталями. Выпущено три самолета Р-61B5 и 47 самолетов Р-61B6.

На Р-61В10 установлено 4 пилона для топливных баков или бомб. Выпущено 46 машин.

Р-61В11. Выпущено 5 самолетов. B отличие от В10, сняты два пилона для топливных баков.

Р-61В15. Установлена пулеметная турель, причем ее форма изменена по сравнению с А1. Установлены 4 пилона для баков и бомб. Выпущено 153 машины.

Р-61В16. Опять установлено 2 пилона. Выпущено 6 самолетов.

P-61B20. Установлена Новая турель «Дженерал Электрик». Выпущено 84 экземпляра.

Р-61В25 отличались от В20 наличием мелких внутренних изменений. Выпущено 6 самолетов.

Надо отметить, что модификации В1, В5, В10, В15, В25, В20 были заводскими, а В2, В6, В11, и В16 - доработанные в полевых мастерских самолеты предыдущих заводских серий.

P-61A, ставший прототипом XP-61D, так и не пошедшего в серию
P-61A, ставший прототипом XP-61D, так и не пошедшего в серию

В дальнейшем появился вариант Р-61С с новыми двигателями R-2800-73, позволяющими кратковременно увеличивать мощность до 2800 л. с. Силовые установки оснащались турбокомпрессорами «Дженерал Электрик» СН-5 и воздушными винтами «Кертис Электрик». Максимальная скорость возросла до 692 км/ч (на высоте 9145 м), потолок - до 12 500 м. Из-за роста скорости пилот не успевал прицелиться. Чтобы избежать этого, на верхних и нижних поверхностях крыла установили воздушные тормоза.

На базе серийных самолетов Р-61В10 был создан прототип ХР-61Е, положивший начало новой ветви развития «Черной вдовы» это был дальний истребитель сопровождения F-15 «Репортер», но рассказ о нем выходит за рамки данной публикации.

В начале 1944 года в Великобритании на аэродроме Скортон были размещены 422 и 425 NFS (ночные истребительные дивизионы) ВВС США, имевшие на вооружении Р-61A5 и Р-61A10. В июне часть самолетов была откомандирована на аэродром, с которого 3 июля 1944 года был совершен первый боевой вылет на Францию. В течение июля 422 и 425 NFS перехватывали немецкие самолеты-снаряды VI (ФАУ-І). В ходе этих операций было уничтожено 5 ФАУ.

В августе оба дивизиона приняли участие в дневных налетах на Францию (операция «Интрудер»), в ходе которых экипажи 425 NFS уничтожили 4 немецких самолета.

Первую «ночную» победу в воздухе одержал в ночь на 26 сентября 1944 года пилот 422 NFS Льюис Гордон. Однако в темноте он не смог определить тип сбитого им немецкого самолета.

Появились первые экипажи, заслужившие звание асов. Это экипаж капитана Паула Смита, оператором радара которого был Роберт Тирней, и Евгений Ахтелл с Германом Эрнстом.

В октябре «Вдовы» приняли участие в дневных и ночных штурмовках, подвешивая вместо дополнительных топливных баков емкости с напалмом.

P-61 как штурмовик
P-61 как штурмовик

Ноябрь 1944 года застал 422 и 425 NFS ограниченно годными для их прямого назначения ночных перехватов. В это время на ряде самолетов было перенесено оборудование радиооператора на место переднего стрелка, чтобы надежнее прикрыть оператора радара от огня противника. Часто в полет брали молодых пилотов для изучения боевой тактики или офицеров штаба, которые вели разведку. Их помещали в заднюю кабину.

Третьим дивизионом, который под конец войны приступил к боевым действиям на Р-61, был 414 NFS. Личный состав летал до этого на «Бофайтерах». Дивизион действовал в Бельгии в составе 12-й воздушной армии. В Европе «Вдовы» совершили 3637 боевых вылетов, сбили 58 немецких самолетов. Их собственные потери составили 25 машин.

На Тихом океане первым дивизионом, вооруженным «Черными вдовами», был 6 NFS, действующий в составе 7-й воздушной армии, которая начала боевые действия в мае 1944 года на Гавайях. В ночь с 5 на 6 июля экипажем дивизиона был уничтожен в воздухе японский бомбардировщик G4М «Бетти». Это была первая победа, одержанная на самолетах Р-61 во второй мировой войне.

Еще в мае «Черные вдовы» стали поступать в 421 и 419 NFS, летавшие до этого на Р-70 в составе 5-й воздушной армии в Австралии, а затем в районе Новой Гвинеи. Первая победа была одержана в ночь с 6 на 7 июля, когда был сбит Кі-46 экипажем 421 NFS.

Меньше повезло 419 NFS. Базируясь на Гуадалканале, пилоты не часто могли видеть японские истребители, лишь изредка залетавшие туда. Однако 5 августа 1944 года и этот дивизион открыл свой боевой счет на Р-61. В период с 7 октября 1944 года по 1 января 1945 года после того, как экипажи 419 NFS были переброшены ближе к линии фронта (на Моротай и Сансапор), они сбили 5 самолетов врага.

В июле 1944 года «Вдовами» были вооружены 426 NFS из 14-й воздушной армии в Китае, 547 NFS 5-й воздушной армии, 548 NFS 7-й воздушной армии, а также перебазированный из Румынии 427 NFS, отнесенный к 10-й воздушной армии в Индии. Самолеты 427 NFS были вооружены подкрыльевыми установками с ракетами М-10 для штурмовки наземных целей.

В августе 1944 года 418 NFS, переведенный из Голландии; получил Р-61 взамен В-25G. Пилоты 418 NFS уничтожили на «Вдовах» 21 японский самолет. Так, майор Карол С. Смит и оператор радара лейтенант Филип Портер в ночь с 29 на 30 декабря 1944 года сбили 4 самолета противника, доведя тем самым свой боевой счет до семи побед (правда, первые две были одержаны на «Лайтнинге»).

На этом рисунке запечатлен момент перед тем, как пилот Nakajima Ki.84 сержант Акира Кусано стал седьмой и последней жертвой аса P-61 майора Кэрролла Смита над Миндоро рано утром 30 декабря 1944 года. Автор рисунка - Джек Феллоуз
На этом рисунке запечатлен момент перед тем, как пилот Nakajima Ki.84 сержант Акира Кусано стал седьмой и последней жертвой аса P-61 майора Кэрролла Смита над Миндоро рано утром 30 декабря 1944 года. Автор рисунка - Джек Феллоуз

На Тихоокеанском театре боевых действий еще два дивизиона имели на вооружении Р-61 - это 549 NFS 7-й воздушной армии и 550 NFS 13-й воздушной армии. Дивизионы выступили в бой в конце 1944 года.

Варианты окраски «Вдов» трудно назвать однообразными. Первые самолеты, поступившие в Европу, были покрыты черной матовой краской (прототипы окрашивались черной блестящей краской). Но оказалось, что в свете прожекторов ПВО этот цвет слишком заметен, из-за чего часть машин была перекрашена в стандартный американский камуфляж: Olive Drab (оливково-зеленый) на верхних плоскостях и Neutral Grey (нейтрально серый) снизу. В этом варианте обтекатель радара окрашивался в белый цвет. Надо отметить, что Olive Drab (оливково-зеленый) был крайне неустойчив к атмосферным влияниям, в связи с чем самолеты выглядели довольно разнообразно: от серо-коричневого до светлого хаки.

На истребители, которые предпринимали рейды на континент, наносились так называемые, «полосы вторжения» - черно-белые полосы на нижних поверхностях крыльев и фюзеляжа (на некоторых машинах и сверху). Летом и осенью 1944 года вновь прибывавшие «Вдовы» были окрашены черной блестящей краской (EXTRA Gloss Black). Некоторые из них имели «полосы вторжения».

На базах Тихого океана большая часть машин были черно-матовыми, но попадались и окрашенные в типовой блестящий цвет. Опознавательные знаки наносились в стандартном варианте полуматовой краской. Из-за этого на матовых самолетах они выглядели блестящими. На блестящих «Черных вдовах» опознавательные знаки наносились только белой краской (без синего фона). Служебные надписи делали по трафарету красной краской на черных самолетах и черной - на оливковых.

Серийные номера рисовались красной краской на черных машинах и желтой - на оливково-зеленых. Первые две цифры серийного номера означали год включения самолета в финансовый план, а остальные - номер экземпляра, выпущенного в данном году.

Интерьер самолета окрашивался краской Zinc Cromate (ядовито-желто-зеленая), приборные доски и приборы - черные, кислородные приборы - голубые, шланги кислородных приборов - оливково-зеленые.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

North American F-82 «Твин Мустанг» - самый последний поршневой истребитель ВВС США

Истребитель Р-40 - главная «рабочая лошадь» Второй Мировой, провоевала всю войну навылет с 1939-го по 1945-й

На какие жертвы пошли наши специалисты, чтобы превратить «недоделанный» P-39 в прославленную «Аэрокобру»

Нелестные отзывы советского летчика-испытателя о «Мустангах» P-51 и «Тандерболтах» P-47, поступивших по ленд-лизу в СССР