Найти тему

North American F-82 «Твин Мустанг» - самый последний поршневой истребитель ВВС США

1,6K прочитали

В 1943 году американские военные подали заявку на переоборудование стандартного американского истребителя P-51 «Мустанг» в истребитель дальнего сопровождения стратегических бомбардировщиков F-82 «Твин Мустанг». И хотя самолет с двумя фюзеляжами в итоге получился выше всяких похвал, но он опоздал к концу войны, и уже в послевоенное время был переквалифицирован в ночной истребитель. Впрочем, и в этом качестве он просуществовал недолго, и закончил свою карьеру в 1953-м, сразу же после окончания Корейской войны.

Реконструкция полета истребителя F-82F с авиабазы Митчелл, 1949 г.
Реконструкция полета истребителя F-82F с авиабазы Митчелл, 1949 г.

Появление у ВВС США бомбардировщиков «Боинг» B-29, имевших дальность, значительно превосходящую дальность других бомбардировщиков, находившихся на вооружении союзников в годы Второй Мировой войны, потребовало создания эскортного истребителя, способного сопровождать эти самолеты на всем протяжении полета на тихоокеанском ТВД, где маршруты авиационных соединений пролегали над водами океана и выход из строя самолета почти неминуемо означал гибель его экипажа.

Требования к новому двухмоторному истребителю с увеличенной дальностью полета были выдвинуты американскими военными еще в 1943 году, а в конце того же года фирма «Норт Америкэн» представила проект своего варианта такого самолета, который представлял собой соединенные вместе два параллельно расположенных фюзеляжа истребителей P-51. Предложение подкупало изяществом технического решения и простотой, что было весьма немаловажно. 7 января 1944 г. с фирмой был подписан контракт на постройку четырех опытных самолетов ХР-82, получивших название «Твин Мустанг» («двойной Мустанг»).

Истребитель P-51 "Мустанг"
Истребитель P-51 "Мустанг"

Однако война близилась к завершению, и на ее заключительном этапе обычные «Мустанги» достаточно успешно справлялись с эскортированием В-29, так как американцы приблизились к Японским островам на сравнительно короткое расстояние, и дальности существующих истребителей в этих условиях вполне хватало.

Таким образом вместо четырех ХР-82 было построено лишь два опытных самолета, первый из которых поднялся в воздух 15 апреля 1945 года. Самолет представлял собой комбинацию из двух фюзеляжей истребителей P-51H, длина которых была увеличена на 1,45 м за счет установки дополнительной секции за кабиной. Конструкция внешних консолей крыла осталась в основном без изменения (было снято стрелковое вооружение и шасси). Фюзеляжи соединяла центральная крыльевая секция, в которой устанавливалось шесть пулеметов Браунинг М-53.2 (12,7 мм).

"Твин Мустанг" XP-82
"Твин Мустанг" XP-82

Вертикальное оперение обоих фюзеляжей оставалось без изменений. Горизонтальное оперение устанавливалось между двумя килями. Оба фюзеляжа имели кабины летчиков, но лишь в левой кабине был установлен полный комплект пилотажных приборов.

На самолете были применены двигатели V-1650-23 и V-1650-25, развивающие взлетную мощность 1380 л.с. и 1860 л.с. на высоте 5600 м. Топливо размещалось в четырех протектированных топливных баках общей емкостью 2180 л. Нормальная взлетная масса самолета ХР-82 составляла 8670 кг, максимальная (с двумя подвесными баками) - 9990 кг.

Максимальная скорость, полученная в ходе летных испытаний, составила 766 км/ч на высоте 7650 м - выдающаяся характеристика для поршневого самолета! Крейсерская скорость равнялась 365 км/ч, посадочная - 164 км/ч. С максимальным запасом топлива дальность полета самолета составила 2237 км.

Схема P-82
Схема P-82

Уверенность в успехе «Твин Мустанга» была так высока, что армия США заказала 500 самолетов этого типа через несколько месяцев после подписания контракта на постройку опытных самолетов, не дожидаясь начала летных испытаний прототипа. Первый серийный самолет Р-82 был выкачен из ворот сборочного цеха завода Инглвуд весной 1945 года, почти сразу после опытной машины, однако до завершения войны на Тихом океане в августе 1945 г. было построено лишь 20 истребителей, и после подписания капитуляции Японии постройка остальных заказанных 480 истребителей была прекращена.

Но и уже выпущенные самолеты не поступили в строевые части, а были использованы как летающие лаборатории. На них отрабатывались новые НАР и стрелковое вооружение (вариант Р-82В), на 10-м и 11-м серийных самолетах (Р-82С и P-82D ) была установлена РЛС в подвесном контейнере под центральной крыльевой секцией (на Р-82С - SRS-720, применявшаяся ранее на истребителе «Нортроп» P-61 Black Widow, а на Р-82D - более современная AN/АРS-4). Индикатор РЛС монтировался в правой кабине. Под внешними подкрыльевыми пилонами могли подвешиваться четыре бомбы по 454 кг каждая или два ПТБ емкостью 1173 литра.

Компоновка истребителя F-82
Компоновка истребителя F-82

Необходимость в послевоенном перевооружении ВВС США вновь заставила вернуться к выпуску самолетов «Твин Мустанг». В качестве ночного истребителя модернизированным «Твин Мустангом» было решено заменить самолет «Нортроп» P-61 Black Widow. В рамках первого послевоенного военного бюджета США на 1946 год были выделены средства на закупку 250 «Твин Мустангов» - эскортного истребителя F-82E (100 самолетов), ночных истребителей (91 F-82E, 45 F-82G и 14 Р-82Н).

Изменение индексации американских истребителей с Р (Pursuit Plane – самолет для преследования) на F (Fighter – истребитель) произошло в июне 1948 года. Однако для удобства, чтобы не создавать дополнительной путаницы в наименованиях, все послевоенные американские самолеты-истребители мы будем индексировать буквой F).

ТТХ истребителя P-82G
ТТХ истребителя P-82G

Итак, самолет F-82E был создан на базе истребителя Р-82В и имел усовершенствованные двигатели «Аллисон» V-1710, развивающие при впрыске воды мощность 1930 л. с. Вооружение самолета состояло из шести пулеметов калибра 12,7 мм с боезапасом 400 патронов на ствол. Кроме того, была возможна дополнительная установка еще восьми пулеметов, или подвеска пяти неуправляемых ракет HVAR (127 мм) под центральной секцией крыла и четырех бомб по 454 кг или 20 НАР HVAR на четырех внешних подкрыльевых узлах. Кроме того, допускалась подвеска двух ПТБ емкостью 1173 литра ( в этом случае общий запас топлива на борту самолета составлял 4527 л, что обеспечивало боевой радиус действия 1807 км при крейсерской скорости 483 км/ч на высоте 7620 м).

Поступление самолетов F-82Е на вооружение частей образованного после войны стратегического авиационного командования (САК) ВВС США началось в марте 1948 года. «Твин Мустанги» стали отрабатывать задачи эскортирования бомбардировщиков В-29 пои налетах на СССР (начиналась «холодная война», и перспектива таких налетов сделалась вполне реальной), однако вскоре стало ясно, что поршневые истребители не в состоянии противодействовать реактивным перехватчикам МиГ-15, Ла-15 и Як-23, начавших поступать на вооружение советской авиации.

Истребитель F-82 "Твин Мустанг" сегодня
Истребитель F-82 "Твин Мустанг" сегодня

Таким образом в июле 1950 года американцы приступили к переоснащению истребительных подразделений САК реактивными самолетами F-84E «Тандерджет».

Ночные истребители F-82Fоснащались РЛС AN/APG-28, F-82G и F-82H - РЛС SRC-720С, установленными в контейнере, смонтированном под центральной крыльевой секцией.

Вооружение самолетов включало шесть пулеметов (12,7 мм) и 20 НАР HVAR на внешних подкрыльевых узлах подвески.

Максимальная взлетная масса самолета F-82F составляла 11900 кг, нормальная -10890 кг. Поступление на вооружение ночных «Твин Мустангов» началось в 1948 г. и закончилось в начале 1949 года. Они заменили P-61, эксплуатировавшиеся еще со времен войны.

Реконструкция боя F-82E из 68-й эскадрильи с северокорейским Як-9, июнь 1950 г.
Реконструкция боя F-82E из 68-й эскадрильи с северокорейским Як-9, июнь 1950 г.

Когда в 1950-м началась война в Корее, на этот ТВД были направлены две эскадрильи всепогодных истребителей F-82. Этим самолетам удалось сбить несколько северокорейских истребителей Як-9, Ла-7, Ла-11. «Твин Мустанги» успешно применялись и в качестве всепогодных истребителей-бомбардировщиков, однако при встрече с МиГ-15 они, как правило, уничтожались.

После войны все «Твин Мустанги» были выведены из эксплуатации в любом качестве, и никуда не экспортировались. Сегодня из 270 построенных самолетов F-82 немалое количество находится в руках частных владельцев, которые демонстрируют свои раритеты в музеях и на авиашоу.

F-82B «Бетти Джо» в Национальном музее ВВС США
F-82B «Бетти Джо» в Национальном музее ВВС США

Интересно, что «Твин Мустангу» принадлежит рекорд, не побитый и до сих пор. В 1947 году один такой самолет выполнил беспосадочный перелет из Гонолулу (Гавайские острова) в Нью-Йорк протяженностью 8047 км. Это рекорд дальности полёта для поршневого истребителя, и он не побит до сих пор. Перелет осуществил самолет «Бетти Джо», который сегодня находится в экспозиции Национального музея ВВС США.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Истребитель Р-40 - главная «рабочая лошадь» Второй Мировой, провоевала всю войну навылет с 1939-го по 1945-й

Двухмоторный истребитель «Фокке-Вульф» FW-187 – неудачливый конкурент «Мессершмитта» Bf-110

Westland «Lysander» - на фронте провалился как штурмовик, но прекрасно показал себя как «английский По-2»

N1K2-J «Сиден-Кай» - лучший истребитель японского флота, который мог бороться с американцами на равных и побеждать их