Найти в Дзене
Бизнес двигатель

ЧТО ТАКОЕ ДОЛЯ РЫНКА

ДОЛЯ РЫНКА – это определенная часть, которую занимает компания в общем объеме рынка.

КАК РАССЧИТАТЬ

Для расчета доли рынка есть довольно простая формула: Доля рынка = объем продаж / общий объем продаж на рынке * 100%. Пример в штуках. Вы продаете 740 штук вашей продукции в год, а всего на рынке продается 1230 штук такой же продукции. Подставляем данные значения в формулу. Получаем 740/1230*100=60% доля вашей продукции на рынке. Пример в рублях. Вы продаете товара на сумму 1 000 000 рублей вашей продукции в год, а всего на рынке продается на сумму 1 800 000 рублей такой же продукции. Подставляем данные значения в формулу. Получаем 1 000 000/1 800 000*100=55% доля вашей продукции на рынке в рублях.

что такое доля рынка
что такое доля рынка

В НАТУРАЛЬНОМ ИЛИ ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ СЧИТАТЬ ОБЪЕМ ДОЛИ РЫНКА?

Вот небольшой пример, в чем и как правильно считать объём доли рынка. Предположим, вы завод по производству автомобилей и у вас есть конкуренты. «А у кого их сейчас нет?» - скажите вы и, наверное, будете правы. Вы выпускаете автомобили среднего класса по стоимости 1 000 000 рублей за один автомобиль. Ваши конкуренты выпускают автомобили такого же среднего класса по стоимости 1 350 000 рублей за один автомобиль. Вы продали 50 автомобилей за истекший период, и ваши конкуренты продали 50 автомобилей за истекший период. Вы с вашим конкурентом, таким образом, продали одинаковое количество автомобилей. Выручка от продажи ваших 50 автомобилей составила 50 000 000 рублей. Выручка от продажи 50 автомобилей ваших конкурентов составила 67 500 000 рублей. Получается, что исходя из общей суммы полученных денежных средств от продажи автомобилей доля рынка у вашего конкурента больше?

Вовсе нет, вы продали со своим конкурентом одинаковое количество автомобилей. У каждого из вас по 50% доли рынка. И тут кто-то возразит «секундочку, сумма продаж у одного производителя 50 000 000 рублей, а у другого 67 500 000 рублей. Следовательно, и общий объем продаж, исходя из формулы, составит 117 500 000 рублей. И если эти значения подставить в формулу то получится следующее: 50 000 000 / 117 500 000 * 100 = 42,6%, то в процентах это будет доля рынка вашего завода. А полученное значение 67 500 000 / 117 500 000 * 100 = 57,4% это будет в процентах доля рынка вашего конкурента. И не о какой 50% доли рынка речи идти не может ваш конкурент по сумме продал больше!

Но по факту ведь каждый продал по 50 автомобилей за определенный период. То есть каждый из вас на рынке нашел по 50 покупателей на свои автомобили.

Что в данном случае важнее количество или сумма? Очевидно, что долю рынка нужно считать в количественном выражении, а не в суммовом. Такой расчет позволяет объективно смотреть на результаты продаж вашей продукции. Фактический прирост потребителей, которые купили ваш автомобиль. А общая сумма продаж это все-таки про показатель выручка прибыль рентабельность.

Ещё один аргумент в пользу такого метода расчета показателя доля рынка. Это то, как вам понять выросла ли ваша доля рынка в сравнении с аналогичным периодом прошлого года? Ведь из года в год продукция может дорожать из-за инфляционных процессов, изменения цен поставщиков на комплектующие детали удорожания рабочей силы и прочих факторов, влияющих на формирования окончательной стоимости вашего автомобиля для конечного потребителя. Можно ли в таком случае говорить об увеличении доли рынка, если по факту в этом году вы продали ровно столько же по количеству автомобилей, сколько в прошлом, но по более высокой цене? Думаю, нет, так в целом на рынке вы обслужили ровно такое же количество клиентов, как и в прошлом году.

доля рынка
доля рынка

ПОКАЗАТЕЛЬ «ДОЛЯ РЫНКА», КАКОЙ ОН СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИЛИ ВЗЯТЫЙ С «ПОТОЛКА»?

Думаю, многие со мной согласятся, что любые расчеты важны своей математической точностью. Когда вы делаете покупки в магазине продуктов, вы примерно рассчитываете, сколько будут стоить по сумме все товары, которые вы положили себе в корзину. Хватит ли вам денег, расплатится за все на кассе. Как рассчитать показатель «доля рынка» понятно. Формула для расчета, что называется проста. Но сложность состоит в том, где взять достоверные показатели, чтобы их значения подставить в эту формулу для точного расчета? Для того чтобы посчитать общий объем продаж на рынке нужно знать сколько продает каждый из игроков рынка. Сложить все эти показатели и таким образом получить общий объем продаж на рынке. Но кто из ваших конкурентов по доброй воле вам предоставит эти данные. Думаю, что ни кто. Это коммерческая тайна. Получается, что данный показатель не может быть объективным, поскольку подставляемые значения в формулу для его расчета достоверно неизвестны.

Может ли данный показатель быть субъективным, основанным на вашем мнении или ощущении? Думаю да, потому что вы вольны подставлять любые значения в эту формулу, но будут ли они достоверны в таком случае это большой вопрос. Ведь такой расчет не основан на достоверных значениях. Скорее всего, такой показатель берётся приблизительно, не несёт в себе фатов. Поэтому можно его охарактеризовать как «взятый с потолка».

доля рынка
доля рынка

КАКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ПОКАЗАТЕЛЯ «ДОЛЯ РЫНКА»?

Один из авторов о том, зачем нужно рассчитывать показатель «доля рынка» так это объясняет своим читателям - «Это нужно не для того, чтобы пощекотать своё эго. Это определяет Вашу стратегию на несколько лет и показывает эффективность предпринятых действий сейчас». Спорное утверждение не думаю, что такое мнение соответствует реальному положению дел.

Взять ту же историю с автомобилями в качестве примера. Допустим, что в прошлом месяце вы продали 10 автомобилей, а ваши конкуренты 20 автомобилей. Исходя из формулы, у вас доля рынка составит 10/30*100=33,33%, а у ваших конкурентов 20/30*100=66,67%. В этом месяце вы продали 15 автомобилей, а ваш конкурент в связи с реконструкцией производственной линии ни одного, таким образом, в этом месяце у вас 100% доля рынка. Будет ли это означать в долгосрочной перспективе на несколько лет вперед, что ваши действия были эффективны. Разве доля вашего рынка увеличилась в этом месяце с 33% сразу до 100% только из-за принятых вами эффективных решений?

В связи с выше изложенным в данной статье, возникает вполне закономерный вопрос, какова практическая польза от рассчитанного показателя «доля рынка». Этот показатель действительно помогает в эффективном управлении компанией или это показатель что называется для красного словца. Какой дать ответ на данный вопрос пусть каждый решит для себя сам.

Если статья для вас оказалась полезной подписывайтесь на канал чтобы сохранить данный материал в закладках.