Ранним утром 18 августа 1919 года в небе над Кронштадтом появились английские самолёты, начавшие сбрасывать авиабомбы на гавани и город. Два дня перед этим налётом, несмотря на ясную погоду, аэропланов не было и воздушную тревогу не объявляли. Но кронштадтцы хорошо понимали, что радоваться рано, ведь город подвергался практически ежедневным налётам в течение всего июля и августа, а вражеские корабли продолжали находиться совсем рядом - в финском порту Койвисто (ныне Приморск).
Вообще британский флот появился на Балтике ещё весной - летом 1918 года сразу после того, как большевистское правительство 3 марта заключило мирный договор с Германией и вышло из войны. Англичане стремились восстановить Восточный фронт и всячески поддерживали белогвардейцев. Впрочем, когда в ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась, королевские ВМС не только не покинули Балтийское море, но и, наоборот, усилили своё присутствие. В декабре 1918 года в Латвию и Эстонию пришла английская эскадра под командованием контр-адмирала Эдварда Синклера, которого вскоре сменил контр-адмирал Уильям Коуэн. Их зачей было оказание военной помощи прибалтийским государствам, морская блокада Советской России и, конечно, борьба с её морскими силами.
Балтийский флот во время знаменитого "ледового похода" весной 1918 года был выведен из Гельсингфорса и базировался в Кронштадте, пребывая в плачевном состоянии. Катастрофически не хватало топлива, боеприпасов, продовольствия, людей. Тем не менее из немногих боеспособных кораблей в марте 1919 года был сформирован "Действующий отряд" в составе крейсера "Олег", линкоров "Петропавловск" и "Андрей Первозванный", эсминцев "Гавриил" и "Азард" и более мелких кораблей.
Первые столкновения английского флота с кораблями Действующего отряда произошли в мае 1919 года, а вскоре британцы понесли первые потери. 4 июня эсминцы "Гавриил" и "Азард" в Копорском заливе были атакованы английской подводной лодкой L-55. В ходе этого боя субмарина была потоплена, а эсминцы никакого ущерба не понесли.
Вскоре у британского флота появилась возможность перенести свою базу поближе к Кронштадту - финские власти разрешили использовать порт Койвисто. При этом британская эскадра была значительно усилена. В Балтийском море теперь находилось уже 38 английских кораблей, включая авианосец "Виндиктив". Базировавшиеся на его борту 12 самолётов занимались авиаразведкой и наносили бомбовые удары по Кронштадту.
Находясь на Балтике англичане формально оказывали содействие антибольшевистским силам, наступавшим на Петроград. Но, на самом деле, они были заинтересованы в том, чтобы флот уничтожить, а не передать его белогвардейцам. Именно по этой причине англичане никак не поддержали мятеж на форте "Красная Горка", который в случае своего успеха сильно осложнил бы положение Кронштадта.
Первый урон Действующий отряд Балтийского флота понёс 18 июня 1919 года, когда англичанами был потоплен крейсер "Олег" находившийся в дозоре у Толбухина маяка. Тогда сообщили, что это была атака подводной лодки. Между тем нападение на "Олег" произвел торпедный катер под командованием коммодора Огюстеса Эгара. Заявление о подлодке было вполне естественным, так как торпедные катера в то время были новым классом боевых кораблей и советские моряки просто не подозревали об их существовании. На театре военных действий Первой мировой войны они были впервые применены в апреле 1917 года против немцев и вполне успешно. В июне 1919 года два таких новейших катера были скрытно доставлены в Финляндию и первоначально использовались для переброски агентов на советскую территорию и их возвращении обратно.
Впервые информация о Coastal Motor Boats (CMB) - так в терминологии британского адмиралтейства назывались торпедные катера, была опубликована в 1923 году в журнале "Инжиниринг." Но тогда они уже секретом не были.
Успешная атака на крейсер "Олег" навела англичан на мысль использовать торпедные катера не только для заброски агентуры, но и для уничтожения кораблей Действующего отряда Балтийского флота, стоящих в гавани Кронштадта. Для этого в конце июля 1919 года в Койвисто прибыл отряд из семи торпедных катеров.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...