Найти в Дзене
Александр Фёдоров

"Кронштадтская побудка." Как англичане атаковали Кронштадт в августе 1919 года. Часть 1-я. Накануне

Ранним утром 18 августа 1919 года в небе над Кронштадтом появились английские самолёты, начавшие сбрасывать авиабомбы на гавани и город. Два дня перед этим налётом, несмотря на ясную погоду, аэропланов не было и воздушную тревогу не объявляли. Но кронштадтцы хорошо понимали, что радоваться рано, ведь город подвергался практически ежедневным налётам в течение всего июля и августа, а вражеские корабли продолжали находиться совсем рядом - в финском порту Койвисто (ныне Приморск).

Линейные корабли Балтийского флота в Кронштадте
Линейные корабли Балтийского флота в Кронштадте

Вообще британский флот появился на Балтике ещё весной - летом 1918 года сразу после того, как большевистское правительство 3 марта заключило мирный договор с Германией и вышло из войны. Англичане стремились восстановить Восточный фронт и всячески поддерживали белогвардейцев. Впрочем, когда в ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась, королевские ВМС не только не покинули Балтийское море, но и, наоборот, усилили своё присутствие. В декабре 1918 года в Латвию и Эстонию пришла английская эскадра под командованием контр-адмирала Эдварда Синклера, которого вскоре сменил контр-адмирал Уильям Коуэн. Их зачей было оказание военной помощи прибалтийским государствам, морская блокада Советской России и, конечно, борьба с её морскими силами.

Ледовый поход 1918 г. Группа кораблей на пути в Кронштадт
Ледовый поход 1918 г. Группа кораблей на пути в Кронштадт

Балтийский флот во время знаменитого "ледового похода" весной 1918 года был выведен из Гельсингфорса и базировался в Кронштадте, пребывая в плачевном состоянии. Катастрофически не хватало топлива, боеприпасов, продовольствия, людей. Тем не менее из немногих боеспособных кораблей в марте 1919 года был сформирован "Действующий отряд" в составе крейсера "Олег", линкоров "Петропавловск" и "Андрей Первозванный", эсминцев "Гавриил" и "Азард" и более мелких кораблей.

Первые столкновения английского флота с кораблями Действующего отряда произошли в мае 1919 года, а вскоре британцы понесли первые потери. 4 июня эсминцы "Гавриил" и "Азард" в Копорском заливе были атакованы английской подводной лодкой L-55. В ходе этого боя субмарина была потоплена, а эсминцы никакого ущерба не понесли.

Потопление советскими эсминцами «Азард» и «Гавриил» английской подводной лодки L-55 в Копорском заливе
Потопление советскими эсминцами «Азард» и «Гавриил» английской подводной лодки L-55 в Копорском заливе
Подводная лодка L-55 в одном из доков Кронштадта после подъема в 1928 году
Подводная лодка L-55 в одном из доков Кронштадта после подъема в 1928 году

Вскоре у британского флота появилась возможность перенести свою базу поближе к Кронштадту - финские власти разрешили использовать порт Койвисто. При этом британская эскадра была значительно усилена. В Балтийском море теперь находилось уже 38 английских кораблей, включая авианосец "Виндиктив". Базировавшиеся на его борту 12 самолётов занимались авиаразведкой и наносили бомбовые удары по Кронштадту.

Авианосец "Виндиктив"
Авианосец "Виндиктив"

Находясь на Балтике англичане формально оказывали содействие антибольшевистским силам, наступавшим на Петроград. Но, на самом деле, они были заинтересованы в том, чтобы флот уничтожить, а не передать его белогвардейцам. Именно по этой причине англичане никак не поддержали мятеж на форте "Красная Горка", который в случае своего успеха сильно осложнил бы положение Кронштадта.

Крейсер "Олег" в 1913 году.
Крейсер "Олег" в 1913 году.

Первый урон Действующий отряд Балтийского флота понёс 18 июня 1919 года, когда англичанами был потоплен крейсер "Олег" находившийся в дозоре у Толбухина маяка. Тогда сообщили, что это была атака подводной лодки. Между тем нападение на "Олег" произвел торпедный катер под командованием коммодора Огюстеса Эгара. Заявление о подлодке было вполне естественным, так как торпедные катера в то время были новым классом боевых кораблей и советские моряки просто не подозревали об их существовании. На театре военных действий Первой мировой войны они были впервые применены в апреле 1917 года против немцев и вполне успешно. В июне 1919 года два таких новейших катера были скрытно доставлены в Финляндию и первоначально использовались для переброски агентов на советскую территорию и их возвращении обратно.

Впервые информация о Coastal Motor Boats (CMB) - так в терминологии британского адмиралтейства назывались торпедные катера, была опубликована в 1923 году в журнале "Инжиниринг." Но тогда они уже секретом не были.

Чертёж английского торпедного катера
Чертёж английского торпедного катера

Успешная атака на крейсер "Олег" навела англичан на мысль использовать торпедные катера не только для заброски агентуры, но и для уничтожения кораблей Действующего отряда Балтийского флота, стоящих в гавани Кронштадта. Для этого в конце июля 1919 года в Койвисто прибыл отряд из семи торпедных катеров.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...