Лаконичный, компактный и, не побоюсь этого слова, изящный британский мини-сериал 2018 года «Пресса» закрылся, так и не получив продолжение на второй сезон. И пополнил, тем самым, нашу копилку вполне удачных, но почему-то не «зашедших» зрителям проектов. Надо ли его, в связи с этим, смотреть? На мой взгляд, надо, если вы интересуетесь тем, как и почему люди делают свой выбор, почему решают стать частью системы зла и как находят в себе силы не поддаться этому искушению.
Сериал посвящен противостоянию двух главных героев – журналистов, работающих на конкурирующие между собой издания. Это, прежде всего, чудесный актерский дуэт прелестной Шарлотты Райли, которую мы уже видели с вами в сериале «Джонатан Стрендж и мистер Норрел», и обольстительного Бена Чаплина. И это очень британский сериал, в котором много прекрасных видов Лондона, и ими можно любоваться бесконечно.
Интересно, что, когда сериал вышел, его довольно серьезно критиковали непосредственно сами представители британской прессы, назвав героев и сюжетные коллизии слишком шаблонными, стереотипными и плоскими. Им, конечно, виднее, но для нас, совершенно не избалованных свободной прессой, происходящее на экране кажется вполне себе правдоподобным, объемным, ярким и увлекательным. За динамичным сюжетом тем интереснее следить, что вся его динамика, как я люблю, завязана на этике – а точнее, на этических выборах главных и других персонажей в тех или иных открывающихся перед ними обстоятельствах.
Начинается все, действительно, с довольно шаблонного конфликта журналиста, старающегося блюсти профессиональную этику и служить информацией на благо обществу, и журналиста, которого больше волнуют «жареные» факты и скандальные сенсации, которые повышают рейтинги и, как следствие, доходы издания. Но в современном мире прессы, как мы хорошо понимаем, в чистом виде такого противостояния не бывает – и тому, и другому герою придется, рано или поздно, оказаться на месте противоположной стороны.
Наблюдать за этим тем интереснее, что мы как будто изначально отталкиваемся от показанного нам противостояния добра и зла – то есть, героев Шарлотты и Бена – и от признаков, которыми эти добро и зло нам предлагается характеризовать. Нам показывают, что и добро, и зло не являются обязательными, бескомпромиссными и безальтернативными опциями – у каждого из героев был выбор, и они этот выбор сделали весьма сознательно. И у каждого на всем протяжении их жизненного пути есть возможность повернуть в другую сторону – изменить свой выбор на противоположный.
И Холли, и Дункан по ходу сюжета не прочь воспользоваться приемами и методами действия друг друга. И при этом оба как бы выстраивают друг по другу свои внутренние этические камертоны, опасаясь, на самом деле, ничего иного, как превратиться в чудовище. Мы видим, что даже практикуя установку «ничего личного, только бизнес», человек все же имеет в виду базовые моральные принципы и очень старается их не перешагнуть. Эти «красные линии» у каждого персонажа сериала могут быть очень разными. Но они существуют – и это роднит персонажей друг с другом, ставит их в конечном итоге на одну сторону баррикад.
Жизнь устроена так, что мы все время движемся – и даже на пути к добру не можем не совершать ошибок. Но если у человека есть принципы и убеждения, одно это порой помогает ему оставаться на стороне добра даже в самой сомнительной с точки зрения этики ситуации. Если же этих принципов и убеждений нет, жизнь превращается в череду компромиссов с собственной совестью, которая постепенно, под тяжестью этих компромиссов безоглядно исчезает.