Найти тему
Звук и мысль

Почему великое искусство превращается в развлекательное. "Музыка духа"

Фото автора
Фото автора

Те, кто любят классическое искусство, знают, насколько увлекательно слушать разные исполнения одного и того же произведения, воспринимая звучания мысли исполнителей, формирующей соответствующие особенности звучания, интонирования.

Индивидуальное восприятие произведения выражается и в индивидуальности средств выразительности. Слушают тоже по-разному – с разными потребностями. Одни ищут внешне-эстетическое удовольствие, и на эту слушательскую потребность исполнители "отвечают" разнообразными внешними эффектами. Кстати, причина популярности так называемого "аутентичного" стиля исполнения именно в искании внешне-эстетического удовольствия, или просто оригинальности. Часто именно "аутентичность" далее всего уводит слушателя от содержания музыки, её внутренней красоты).

Музыка даёт возможность каждому найти в ней то, что близко. Однако на пути чисто внешних "изысков" музыка начинает терять свою глубину. Как ни странно, форма любви к музыке, основанная на эмоциональной и чувственной потребности, часто свойственна исполнителям даже больше чем слушателям. Это удаляет от Музыки – от выраженной в великих произведениях глубины духа и мысли, от высоких, "надличностных" переживаний.

Каждый волен искать и находить то, что востребует его душа, при этом нельзя не понимать, что задача музыканта-исполнителя (так же, как и артиста балета, или артиста драматических жанров) – не впечатлить слушателя и зрителя, не "усладить" его эмоции, но "коснуться" его духовности. Не следует забывать, что у искусства есть миссия, его исконное "призвание" – будить дух в человеке, очищать тонкий слух души – совесть.

В этом свойстве отличие искусства от Искусства: развлекательного от "серьёзного". И пусть бы так и было. Но настоящее время демонстрирует именно превращение "серьёзного" в развлекательное. Слушатели, ищущие в исполнении одухотворённость, глубину, знают, какая это необычайная редкость сейчас.

Музыканты-исполнители чаще, чем слушатели, удовлетворяются внешними качествами исполнения, поскольку духовный интерес к музыке легче заменяется внешним: это "профессиональная" увлечённость утончением приёмов техники как таковых, так называемой выразительности. "Так называемой" потому, что смысл этого понятия ("выразительность") – выражение мысли и оттенков её. Даже многие музыканты не вполне осознают, что "оттенки" (динамические, интонационные) – это всегда оттенки мысли, а не просто изменения в способах извлечения звука, или "расцвечивание" его силы и эмоциональной окраски. Звук, штрихи, вибрация, интонирование, динамическая нюансировка "вместе" с задачей наращивания виртуозности в узком её смысле, отводят внимание многих музыкантов от этого главного – от "духа" музыки.

Ценность произведений, относящихся к "вечной классике" – в их способности нести не просто эстетическое удовольствие, не просто эмоциональное насыщение, даже не гармонизацию мыслей, а именно то, что называется озарением.

Миссия искусства – выводить дух и сознание слушателя на ту высоту, на которую не может самостоятельно подниматься мысль и сознание многих людей, и которую ищут для поднятия духа все те, кто любит Красоту.

(Если вы слушаете исполнения юных виртуозов, то с грустью убеждаетесь, что секрет скорости обучения заключается в обычном копировании взрослых "звёздных" исполнений. Совсем маленькие дети играют звуком той силы, тембра, и эмоциональной окраски (страстности), которая свойственна взрослым мужчинам и женщинам; причём, эти взрослые "оригиналы", как хорошо слышно, чувствуют, мягко говоря, не возвышенно. Сотни, тысячи маленьких "копий" своих наставников…)

Есть понятие "музыка духа". Оно из категории понятий духовных; но это не метафора. Духовность в человеке проявляется многими токами чувствований, мыслей, устремлений, восприятий высоких уровней бытия и устремлений к Наивысшему. Все эти проявления психической энергии в человеке – настоящие звучания.

Не фигурально, но реально звучит мысль, звучит, являясь вибрацией, каждое чувство, каждое устремление в духе. Великое искусство запечатлевает высокие вибрации, выражает их в формах. По-настоящему талантливый исполнитель имеет способность "освободить" эти запечатлённые в формах высшие звучания, выразить их в своём сознании и передать посредством исполнения слушателям.

Это высокое мастерство трудно и прекрасно; возможно, не всем доступно. Но его надо понимать, именно такое искусство надо востребовать. Именно такому искусству следует учить исполнителей, всех – глубоко чувствовать и поднимать дух слушателей на высоту озарений и вдохновений.

Не будем забывать, что качество общей жизни творится всеми и каждым, а искусство, наполняя мир вибрациями того или иного качества, уровня, воздействует на жизнь наиболее мощно.

"Хорошо делаете, различая особенности выражений. Именно, в этом заключается музыка духа. Не случайны все оттенки речи! Сколько психического пламени пробегает по нервам, окрашивая речь!" ("Живая Этика": "Сердце", 126).
"Тонкий звук подобен языку Тонкого Мира. Он понимается без грубых вибраций земных, также как и музыка сфер присоединяется к нашим тонким вибрациям, и тогда получается ощущение прекрасного" ("Мир Огненный" II, 263).

Автор статьи Гореликова М. В.

Дорогие подписчики, благодарим вас за внимание к нашим статьям, за отзывы и "лайки". Обращайте внимание на другие статьи канала (их более 90). Делитесь ссылками на наш канал с Вашими друзьями. Спасибо!