Часто именно совершенная техника в её традиционном понимании является барьером, отделяющим процесс непосредственного звукообразования от того внутреннего звучания человека (музыканта-исполнителя), которое является истинной основой звука слышимого.
Именно «новое измерение», когда более осмысливаться станет «неслышимое» звучание, даст новое продвижение музыкальному искусству. «Утончится», то есть облагородится процесс обучения, и в сферу искусства будут привлечены те представители новых поколений, которые в сегодняшнем, напряжённом грубыми формами конкуренции мире искусства не могут вполне реализовать именно тонкий, духовный потенциал музыкальности и творчества.
Новая Эпоха входит с призывами утончения, призывами нового качества. Звук музыкального инструмента ценен обогащённостью вибрацией мысли и духовной глубины, в синтезе с чувством красоты.
Великие исполнители – всегда пример утончённого искусства звукового творчества, когда звук, и весь гибкий процесс интонирования, не только становятся проводниками тонких энергий творчества, но и передают слушателю целостное ощущение красоты Бытия, простирающейся далеко за пределы непосредственно исполняемого произведения.
Потеря естественности звучания, естественности звукоизвлечения, которая стала результатом погони за скорейшим достижением виртуозности, сыграла роковую роль для исполнительства, отлучив творческий процесс от его сокровенного источника – от сердца и духа музыканта.
Процесс осознавания в его духовном смысле, предполагающий свет сознания, теплоту чувства в каждом действии, в каждый момент деятельности, является главным принципом в классическом обучении музыкальному искусству. Механичность, неосознанность, недостаточность чуткости в действии противостоит живой, одухотворённой технике, когда каждая интонация передаёт оттенок мысли, а звук насыщен магнетизмом мысли.
Практика обучения, ориентированная на достижение эффектов скорости и сложности, именно процесс осознавания часто стремится исключить (!), что и делает безжизненной, лишённой естественности и красоты игру даже способных учеников.
Осознавание длительно и трудно, требуется воспитание внимания и сосредоточения, чуткости, трудолюбия, терпения, любви к музыке. Но в погоне за результатами ученик-исполнитель часто "отлучается" от собственной глубины.
Руки исполнителя-псевдовиртуоза действуют отдельно от сознания. В итоге звук начинающего теряет естественность, теплоту, а звук взрослого исполнителя – магнетизм.
Магнетизм звука – это энергия «внутреннего» человека, энергия человеческой глубины, это «окутанность» звука тонкой психической энергией. Ритм музыкальной мысли такого исполнителя, его глубокое проникновение в содержание исполняемого произведения выражается в индивидуализации всех составляющих исполнительской техники, приёмов выразительности, и оказывает сильное воздействие на слушателя.
Стандарт – порождение механического мира. Искусство, как и жизнь, не терпит стандартизации. Ошибки легко исправляются, погрешности прощаются, если проявлена мысль, любовь к исполняемому произведению, красота искания. Но стандартизация всегда ведёт к бесперспективности, порождает бесталанность даже там, где имеются природные основы развития музыкальности. Можно утверждать, что развитие тех или иных степеней талантливости – естественный результат внимания к воспитанию исполнителя, слушающего и мыслящего в противовес методикам ускоренного технического развития, чаще всего нарушающих единство, целостность процесса звукообразования, начало которого – в глубине сознания исполнителя.
Очень часто интонирование осуществляется лишь приёмами внешней выразительности – вне живого процесса течения мысли. Именно это является причиной ошибочного утверждения о непонимании публикой классических произведений.
«Непонимание» порождается на сцене. Исполнитель, любящий и понимающий исполняемое произведение, всегда зажигает интерес хотя бы у некоторого числа слушателей – это один из законов Энергии. Но поверхностность и эмоциональная фальшь отталкивает, заставляя музыканта прибегать к усилению внешних эффектов исполнения. Таким путём великое искусство отлучается от человека, оставаясь как бы на своём собственном плане, не доходя не только до слушателя, но и до самого исполнителя.
Задачей исполнителя - интерпретатора является раскрытие внутренних планов произведения и выявление тонких ресурсов звучания. Такое творчество в полной мере осуществляет талантливый исполнитель.
Воспитание же подлинной исполнительской музыкальности и меры талантливости является общей задачей в обучении музыке всех детей, независимо от способностей. (Когда музыкальность – безусловный приоритет в воспитании, то обучение ведёт каждого учащегося к наиболее полному раскрытию его потенциала способностей, то есть является путём к талантливости.)
Виртуозность – удел наиболее трудолюбивых и способных, но осознанности и чуткости к красоте следует учить каждого. Для восстановления утраченной гармоничности процесса обучения необходимо критерии качества обучения детей музыке не сдвигать в сторону овладения сложностями игры, но именно утверждать художественное начало в игре – как умение «говорить» звуками. Причём, «говорить» следует о красоте. Развитие индивидуальности осуществляется на пути углубления сознания.
Эстетичность звука ребёнка, естественность – критерий качества звукообразования на начальной ступени. Не следует требовать глубины звука от начинающего, все средства динамической нюансировки должны быть органичны и индивидуальны, соответствуя возрасту ребёнка, его темпераменту, восприятию произведения и индивидуальному чувствованию инструмента.
Часто можно слышать игру «штрихов» и «акцентов» вместо осознанной, "пропетой" не только руками, но именно в сердце, мелодии. (В процессе обучения выразительности интонирования такие приёмы, как «акценты», требующие от исполнителя особой яркости музыкальной речи, – это, пожалуй, последние приёмы, яркости которых следует ждать от ребёнка.)
Следует помнить, что все средства исполнительской выразительности должны исходить из внутренней потребности в них играющего, и быть естественным выражением его чувства, темперамента, манеры пения.
Не следует форсировать процесс формирования приёмов выразительности. Пусть лучше динамика и кульминации в исполнении начинающего будут выявлены эскизно, чем в угоду желаемому внешнему результату – стандарту – ребёнок будет действовать механически.
Ещё хуже – требовать от ребёнка проявлять эмоции и темперамент, ему не свойственные. Очень опасно насилие над психической энергией, это нарушает гармонию процессов развития, приводит к истощению сил, ведёт к деформациям в характере, побуждая к эмоциональной фальши и формированию привычек поверхностной деятельности.
Требовать от начинающего следует качества внимания к звучанию, к содержанию произведения, объясняя необходимость осмыслить все указания автора и передать идею произведения, то есть – найти самые возвышенные мысли и образы, соответствующие этой музыке. «Ни звука – без мысли».
Для подлинной, живой выразительности исполнения следует не поверхностно относиться к содержанию произведения, помня, что именно содержание является целью исполнителя. Петь, интонировать мысль, работая над каждым фрагментом в свете единой идеи произведения, находя нужные для выражения мысли интонации.
Словесное выражение музыкальной мысли – классический приём, побуждающий мыслить и чувствовать, формировать чёткий образ. Заметим ещё одну закономерность, демонстрирующую эффективность внимания к мысли в обучении: даже неловкая попытка ученика сформулировать мысль, соответствующую идее музыкального произведения, сразу же значительно повышает общий художественный уровень исполнения. Мысль, выражающая существенные идеи, стимулирует энергию, волю, вызывает к действию психическую энергию, которая и является гармонизирующим и «отепляющим» фактором.
Огонь мысли – основа жизненности звука. Только укоренившаяся привычка считать тонкий план музыкального творчества чем-то эфемерным и безнадёжно сокрытым, не поддающимся пониманию и сознательному формированию, привела к явлениям бесчисленных псевдодостижений в искусстве, не приближающих человека ни к красоте музыки, ни к красоте жизни.
Путь к музыке сегодня труден не сам по себе (методика продвинулась, позволяя каждому желающему получить музыкальное образование, научиться играть на музыкальном инструменте), но постоянной необходимостью преодолевать укоренившиеся тенденции суетливой, бессодержательной активности, свойственные современному миру. Сегодняшний день, увы, всё ещё требует меры подвига от каждого, кто захочет приблизиться к Прекрасному – истинной цели всякого творчества.
Красота в музыке – производное от красоты тонкого восприятия Действительности. Поэтому учить музыканта – значит, прежде всего, воспитывать человека мыслящего и тонко чувствующего. Не следует торопиться, в погоне за результатами теряя ориентир красоты. Лучше всегда помнить главные и вечные принципы, одновременно и критерии правильности пути, которые так лаконично и точно выражены мудрецами Древности: «…Искусство длительно», «Прекрасное – трудно».
Автор статьи Гореликова М. В.
Эта статья - 3-я часть статьи. Её начало - в предыдущих публикациях:
Полностью статья "Техника музыканта и магнетизм звука" - на нашем сайте "Живая Школа".
Благодарим вас, уважаемые читатели, за внимание, отзывы и "лайки"! С наступающим Новым годом!