Что касается вопроса о том, как снова ощутить, что Богу дорог каждый и что Он — Радость и Любовь, вопрос не очень простой. Вы знайте это, имейте в виду и всегда помните. Все, что Вас с этой мысли сбивает и толкает на безрассудства — это бесовские искушения, так к ним и относитесь. Можете — и я бы советовал даже — исповедовать эти мысли, открывая их перед священником, чтобы они не имели над Вами власти. С Вас достаточно Ваших забот жены и мамы, это и есть Ваш подвиг. А Любовь Божию Вы уже и так знаете в своем собственном опыте. Не у каждого такой опыт есть, Вы счастливая, что имели его и в детства, и сейчас. Опирайтесь на него.
Протоиерей Димитрий Смирнов рассказывал: «Я вырос в бараке, у моей матери была одна ночная рубашка и одно пальто во время всего моего детства. Но разве у матери главное — это пальто? Нет. Главное, что у нас было в нашей комнатке 17-тиметровой — это книги, и я их все прочел. И любовь между родителями. И нашими игрушками весь барак играл. Счастье, и…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение рассказа протоиерея, https://t.me/molitvaikona/10574 .
Связь между счастьем и судьбой имеет древние корни. В классической греческой философии одним из ведущих терминов, обозначающих то, что мы называем счастьем или процветанием, является греческое слово эвдемония. Это слово станет любимым термином Аристотеля для обозначения счастья. Но само слово буквально означает «добрый дух» или «добрый бог».
Демон в древнем мире — это не средневековый христианский «демон». Это может быть хороший или плохой дух, своего рода божественная сила или судьба — своего рода бог низшего уровня, который заботится о людях.
Библия на самом деле много говорит о счастье. Еврейский термин шалом означает не только мир, но и целостность, полноту или благополучие. Слово ашер обозначает состояние счастья или блаженства. Псалом 1 начинается со слов: «Ашер — это человек, который не ходит на совет нечестивых... но которого радуется закону Господню», и далее этот человек описывается в терминах, которые можно описать только как цветущие: дерево посаженные у потоков воды, постоянно приносящие плоды. Это Ашер.
В греческом Новом Завете слово «ашер» переводится как «макариос», что становится наиболее распространенным термином для обозначения счастья (обычно переводится как «благословенный»). Макариос тесно связан с эвдемонией — способом обозначения полного состояния процветания, счастья и блаженства. Интересно, что некоторые ученые считают, что слово «макариос» чаще используется для описания божественного счастья, тогда как эвдемония относится к человеческому благополучию.
Мы видим в Библии примеры применения слова «макариос» к Богу и вечной жизни в нескольких местах: Павел пишет о Евангелии Бога Макариоса (1 Тим. 1:11), который есть Макарий и единственный суверенный Царь царей и Господь. господствующих (1 Тим. 6:15). У Тита мы читаем о «макарийской надежде и славное явление великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Титу 2:13). Св. Иоанн на Патмосе пишет о Патмосе: «Макарии — это те, кто приглашены на брачную вечерю агнца» (Откр. 9:19).
Однако наиболее важно то, что Иисус использует именно это слово, открывая Нагорную проповедь: Макарий — нищий духом, макарий — тот, кто алчет и жаждет, макарий — это тот, кто терпит поругание за Христа. Это примечательно не только своим применением к человеческому блаженству, но и своими весьма противоречивыми характеристиками: это те, кто разделяет Божье счастье?
Таким образом, мы приходим к знакомому вопросу: что божественного и что человеческого в счастье? Это зависит от нас или от Бога? У нас также есть новые проблемы: какова роль страдания в счастье? И если счастье можно найти только с Богом в будущей жизни, что же мы называем счастьем в этой жизни?
Святой Августин о счастье. Я думаю, что Святой Августин — один из самых интересных людей, с которыми можно думать о счастье. Тема счастья появляется на протяжении всего его творчества. Это тема одного из его ранних произведений «О счастливой жизни» (De Beata Vita). И это вновь появляется во всех великих текстах, таких как «Исповедь», «О Троице» и «Град Божий».
Августин особенно полезен для установления связи между древним и современным миром, а вместе с тем и между человеческим и божественным счастьем. Это от Бога или это в нашей власти? Речь идет о том, чтобы чувствовать себя хорошо или быть здоровым?
Он интересен еще и тем, что – совершенно непопулярными сегодня способами – он убедительно доказывает, почему истинное счастье достижимо только в будущей жизни, в вечной жизни с Богом. Как он выразился в Книге 19 «Города Божьего», «совершенный и вечный мир» — это не тот мир, в который человек входит и выходит из него через циклы рождения и смерти. Это вполне достижимо только в будущей жизни. Однако это не значит, что жизнь в нынешнем мире лишена счастья. Ибо те, кто живут в настоящем, живут применительно к тому иному миру, их «вполне можно назвать и теперь блаженными, хотя и не столько на самом деле, сколько в надежде».
Мы все хотим счастья, но хотим его сейчас. Однако такого рода ожидания на самом деле препятствуют тому, что мы могли бы назвать проектом истинного счастья.
Если мы будем постоянно искать его сейчас, мы не только упустим настоящую вещь, но и потеряем законность через предпоследнее счастье сейчас.