Второй студийный альбом группы Queen для рядового слушателя по большей части является проходной работой и, скорее, прологом к последующим более известным и обсуждаемым пластинкам "A Night at the Opera" или "A Day at the Races". Особо крупных хитов на нем нет (кроме разве что их первого "Seven Seas of Rhye"), да и весь альбом какой-то дробный и странный.
Однако я считаю "Queen II" без преувеличения шедевром. Этот диск стал поворотным для группы, во многом определил ее дальнейшее звучание и вошел в ряд сильнейших работ Queen 70-х. А благодаря своим музыкальным достоинствам - сложным гармониям, многоголосию и прочим необычным находкам - обрел статус одного из самых интересных альбомов в рок-музыке вообще.
"Queen II" был выпущен 8 марта 1974 года и в коммерческом плане стал первой успешной работой группы (их первый альбом "Queen" особого не продавался). Также, в отличие от дебютника, который создавался на протяжении первых двух лет существования группы, он был записан всего за месяц в августе 1973 года. Зато теперь Queen могли полноценно работать в студии, а не делать это урывками по ночам, как это было во время записи первого альбома.
И то, как это отразилось на музыке, видно сразу. Несмотря на такой короткий период записи, "Queen II" стал значительно более разнообразным, экспериментальным и тщательно продуманным, чем его предшественник. Скажу больше: подобного звучания не наблюдалось больше ни на одной пластинке Queen за все время.
По соотношению жанров этот альбом является для меня идеальным у группы. На первый взгляд может показаться, что на нем доминирует арт- и прог-роковое звучание. Однако подо всем этим имеется прекрасная тяжелая основа, которая, впрочем, ни разу не перетягивает одеяло на себя. В этом, как мне кажется, пластинка получилась более удачной, чем последующая "Sheer Heart Attack", в которой упор как раз был сделан на хард-рок и хэви-метал. Здесь же, на "Queen II", мы видим идеальный баланс заумной эксперементальщины и простоты тяжелого рока.
С одной стороны мы имеем многократно наложенные друг на друга гитарные партии, прокручивание звуков задом-наперед и невероятную композиционную сложность (как, например, в "The March of the Black Queen"), на другой же - практически зачатки будущего трэш-метала, который полноценно разовьется только в 80-х.
Также "Queen II" можно назвать и концептуальным альбомом. Несмотря на то, что сам Фредди Меркьюри говорил, что особого значения песни на пластинке не имеют, легко заметить, что весь альбом пронизывает особая сказочно-фэнтезийная тематика: белые и черные королевы, огры, волшебные дровосеки и тому подобное. В плане текстов, повествующих обо всей этой магии, "Queen II", как мне кажется, не менее интересен, чем в музыкальном плане.
Однако самая любопытная концептуальная находка состояла в том, что все песни для первой стороны (кроме "The Loser In The End") были написаны Брайаном Мэем, а для второй - Фредди Меркьюри. Первая сторона в свою очередь стала называться "Белой стороной", вторая же - "Черной стороной" (взамен стандартных "А" и "Б"). В результате диск сразу обретает некую дуальность, делится на "черное" и "белое", что как нельзя лучше для его сказочной атмосферы олицетворяет борьбу добра и зла. Песни, написанные Брайаном Мэем для "Белой стороны", и правда более добрые и милые, творения же Фредди Меркьюри, если не "злые", то во всяком случае более контрастные и вызывающие.
Но если зло в жизни воспевать не стоит, то "Черная сторона" - однозначно лучшее, что есть на "Queen II". То, насколько мастерски она написана и сыграна, легко позволило бы выпустить ее в качестве отдельного мини-альбома, который, я уверен, был бы не менее успешен, чем весь "Queen II". Больше всего поражает, что все 6 песен второй "Черной" стороны написал один Фредди Меркьюри. И, конечно же, исполнил. На мой взгляд, так сильно он не пел ни на одной последующей пластинке Queen. Не зря на концертах из всего материала альбома постоянно исполнялись только две песни - "White Queen" и "Seven Seas of Rhye". Остальные же либо представлялись отрывками, либо не пелись вживую вообще никогда - настолько они были сложными в плане вокала, что так же хорошо могли смотреться только в студийном варианте. Но ничуть не хуже Меркьюри выложился и на стороне Брайана Мэя.
"Белая сторона":
1) Начинается альбом с короткой инструментальной композиции "Procession", которая долгое время аналогично открывала каждый концерт группы. Своим похоронным тоном она задает несколько мрачную атмосферу альбому, но довольно быстро перетекает в следующую песню.
Практически все композиции на "Queen II" представляют собой единое целое, то есть по окончании не прерываются, а сразу плавно переходят в следующую песню. И этим мне также сильно нравится данная пластинка. В отличие от других работ группы (за исключением разве что "A Day at the Races"), "Queen II" является единым неделимым полотном, который нельзя разделить на части, не утратив его целостность. И как же замечательно тут это сделано!
2) Мрачная "Procession" искусно трансформируется в мягкую и лиричную "Fatrher to Son", прекрасно спетую Фредди Меркьюри.
3) А затем следует финальная часть первых трех неделимых музыкальных фрагментов - "White Queen (As it Began)". На мой взгляд, центральная композиция на "Белой стороне" и одна из лучших на всем "Queen II". В ней Фредди Меркьюри поет о любви к некой Белой королеве, антипод которой появится на второй стороне, и делает это очень нежно и проникновенно. Дополняет идиллию Брайан Мэй своей игрой на дешевой акустической гитаре, специально переделанной, чтобы подражать звуку индийского ситара.
4) - 5) Завершают первую сторону две песни, спетые уже не Меркьюри, - тоже довольно мягкая, романтичная "Some Day One Day" (Мэй) и "The Loser In the End" (Тейлор), единственная песня, выбивающаяся из сказочной тематики альбома.
"Черная сторона":
6) Открывает вторую сторону пластинки композиция "Ogre Battle" с ее невероятным многоголосием, прокрученным задом-наперед окончанием песни в ее начале и невероятно мощным и скоростным гитарным риффом, который и послужил зачатком трэш-метала. В общем, данная песня о сказочных ограх выступила своеобразным полем для музыкальных экспериментов на диске.
7) Плавно вытекает из нее следующий номер группы - "The Fairy Feller's Master-Stroke", нереально крутая композиция, где Фредди играет на клавесине и своим голосом перескакивает с одного конца диапазона на другой. Примечательно, что песня вдохновлена реально существующей картиной Ричарда Дадда "Мастерский замах сказочного дровосека", которую как-то увидел Меркьюри.
8) И финальным штрихом очередного слитного блока песен выступает небольшая композиция "Nevermore". Очень чувственная баллада под сопровождение пианино, единственный минус которой - уж больно короткая продолжительность.
9) Особняком на "Черной стороне" стоит ее центральная часть - "The March of the Black Queen". Определенно самая сложная и многочастная композиция на альбоме, которую вполне серьезно можно рассматривать предтечей "Bohemian Rhapsody". Песня словно сшита из разных кусков - все ее 11 частей имеют совершенно разную музыкальную структуру. Но признаюсь честно: мне почему-то она никогда не нравилась. Наверное, потому, что все разрозненные части делают "The March..." довольно сумбурной и в единое целое не складываются. Как мне кажется, при работе над "Богемной Рапсодией" Queen учли эту ошибку.
10) Следом идет протяжная "Funny How Love Is" с потрясающим вокалом Меркьюри и использованной при записи техникой "стена звука".
11) И, наконец, завершает весь альбом легкая, но стремительная, клавишная "Seven Seas of Rhye" - первый крупный хит группы и наиболее известная песня с пластинки "Queen II". Своего рода "демо-запись" трека появилась еще на дебютном альбоме коллектива. Теперь же она раскрылась во всей красе и послужила очень ярким и запоминающимся завершением "Queen II".
И что в итоге можно сказать про альбом "Queen II"? Многие считают, что группа Queen для них закончилась именно в 1974 году после выхода "Queen II". Так ли это? Конечно же, нет. Впоследствии Queen выпустили еще множество замечательных альбомов, которые можно поставить в один ряд с этой работой. Но что можно признать точно, так это то, что после выпуска "Queen II" ни одна пластинка группы не была столь же новаторской, оригинальной, креативной и экспериментальной, при всем величии их многих следующих работ.
"Queen II" - уникальный альбом. Многие группы очень долго раскачиваются и целые годы идут к тому, чтобы создать свое главное творение. А парни из Queen буквально на третий год существования коллектива записали один из лучших своих дисков. По крайней мере, для меня альбом "Queen II" - точно ранний шедевр группы.
Читайте также:
Роджер Тейлор. Второй голос Queen
Творчество Queen какого периода лучше: 70-х или 80-х? Для меня ответ очевиден!