Найти в Дзене
Top of the Rocks

Как в 1977 году на волне популярности панка две классические рок-группы выпустили свои "панк-альбомы"

Наверное, самым ярким событием 1977 года в мире музыки был стремительный взлет панк-рока, когда в центре всеобщего внимания оказались такие группы, как Sex Pistols, Ramones, The Clash, The Damned и Buzzcocks. К тому времени музыкальная индустрия находилась в состоянии застоя: рок-гиганты наподобие Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple либо распались, либо переживали далеко не лучшие времена, а заумные прогрессивщики вроде Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer выпускали совсем не ту музыку, которая требовалась новому поколению на фоне изменившейся мировой обстановки.

Рок-н-роллу была необходима новая кровь. И тогда на сцену вышли они: молодые наглые парни и девушки с торчащими во все стороны волосами, которые привнесли в музыку конца 70-х недостающую ей энергию и злость. Панк-движение можно без преувеличения назвать музыкальной революцией, которая с одной стороны ниспровергла все существующие основы, а с другой - стала фундаментом для десятков новых направлений.

Хотя на самом деле влияние панка было куда более глубоким и затронуло даже тех, против кого он был направлен, - то есть представителей популярной и общепризнанной рок-музыки того времени.

Так, в том же 1977 году две классические рок-группы, которых панки пренебрежительно называли "динозаврами", а именно Pink Floyd и Queen, выпустили собственные "панк-альбомы" - пишу в кавычках, ибо отношения к настоящему панку эти произведения, конечно же, не имеют и могут быть названы таковыми только в контексте остального творчества данных коллективов, но вместе с тем присутствует в них и нечто такое, что отражает чисто панковский дух тех бурных лет.

Я уверен, подобный жест являлся не погоней за модой или желанием ответить своим новым конкурентам, а, скорее, интуитивным, вполне возможно даже неосознанным, следованием общему вектору развития музыки второй половины 70-х гг. Ясно и то, что классических рок-групп, в той или иной форме зашедших на территорию панка, было гораздо больше, но именно примеры Queen и Pink Floyd кажутся мне наиболее показательными.

-2

В случае с Pink Floyd вся эта история с панком выглядит особенно ироничной. Ведь именно надпись "Я ненавижу Pink Floyd" когда-то красовалась на футболке Джонни Роттена, щеголявшего в ней по улицам Лондона и тем самым выражавшего всю неприязнь панк-культуры к рок-группам "старого образца".

Тем не менее, именно Pink Floyd одними из первых представили свою, если можно так выразиться, интерпретацию панк-рока. Ей стал десятый студийный альбом группы под названием "Animals", вышедший 21 января 1977 года.

Pink Floyd - "Animals", 1977
Pink Floyd - "Animals", 1977

В музыкальном плане пластинка довольно сильно отличалась от того, что группа записывала ранее. Нет, это были все те же Pink Floyd с их любовью к масштабным концептуальным полотнам и замысловатым аранжировкам. Но в то время как форма подобных композиций осталась прежней, их содержание существенно изменилось.

По сравнению с предыдущими работами группы, общее звучание "Animals" получилось более приземленным и сухим. Всяческие студийные изыски на этот раз были сведены к минимуму, вместо чего в обилии применялись обычные акустические гитары. Если раньше музыка Pink Floyd, несмотря на посыл, являлась приятно расслабляющей и словно парила в воздухе, то теперь в ней все чаще приходилось слышать нотки настоящей рок-н-рольной агрессии.

Pink Floyd во время тура In the Flesh, известного также как Animals Tour, 1977 г.
Pink Floyd во время тура In the Flesh, известного также как Animals Tour, 1977 г.

Наверняка это было связано с тем, что именно с альбома "Animals" основную роль в сочинении материала стал играть Роджер Уотерс, превращая творчество Pink Floyd в свое сольное творчество со своим личным видением мира. Остальные же участники группы постепенно отодвигались на второй план: Дэвид Гилмор уже не принимал прежнего участия в написании песен, а Рик Райт, по собственным воспоминаниям, вообще впервые ничего не сочинил для нового альбома.

-5

Гилмор выступил соавтором всего одной композиции - "Dogs", которая родилась еще в период работы над альбомом "Wish You Were Here" в 1974 году и тогда называлась "You Gotta Be Crazy". В ней как раз отчетливей всего и проявляется фирменный гилморовский гитарный стиль. Две же другие песни - сочиненная в то же время "Sheep" (тогда "Raving and Drooling") и написанная специально для альбома "Pigs" - были сыграны в более аскетичном ключе, где основной упор делался на атаку ритм-гитары, чью партию записал сам Уотерс.

Как ярый антикапиталист в плане содержания Роджер развернул перед слушателями картину современного ему буржуазного общества, в котором бизнесмены, политики и обычные люди метафорически представлены в виде сошедших со страниц "Скотного двора" Джорджа Оруэлла собак, свиней и овец. На фоне усиливающегося классового расслоения и роста социальной напряженности в Англии тех лет альбом "Animals" выглядел очень хлестким и злободневным, и, если бы не музыка Pink Floyd и вся эта концепция, легко сошел бы за типичное остросоциальное панк-высказывание.

С тех пор летающая свинья стала регулярно появляться на концертах Pink Floyd и вскоре стала одним из отличительных символов группы
С тех пор летающая свинья стала регулярно появляться на концертах Pink Floyd и вскоре стала одним из отличительных символов группы

Немалый вклад в общую атмосферу пластинки внесло и ее оформление. На обложке - знаменитая фотография полузаброшенной электростанции Баттерси, расположенной в одном из промышленных районов Лондона (в таких же мрачных депрессивных районах зародилось само панк-движение). На внутреннем развороте - кадры, изображающие последствия экономического кризиса конца 70-х: разруху, нищету и безнадегу. Настоящий панк-рок!

Внутренний разворот альбома "Animals"
Внутренний разворот альбома "Animals"

Казалось, после того как к подобной тематике обратились сами Pink Floyd, слушателей тех лет было уже ничем не удивить. Но внезапно похожий по духу альбом выпустили другие мастодонты рока Queen...

Queen во время концерта в Нью-Йорке, 1977 г.
Queen во время концерта в Нью-Йорке, 1977 г.

Поначалу не укладывается в голове: где слегка манерные парни из Queen, вдохновляющиеся эстетикой балета и привносящие в хард-рок элементы оперы, и где суровые прямолинейные панки? Но то ли Queen устали от своего вычурного помпезного образа, то ли просто захотели поэкспериментировать с чем-то новым. Так или иначе ближе к концу 1977 года они выпустили свою реакцию на гремевший тогда повсюду феномен панка - пластинку "News of the World".

Queen - "News of the World", 1977
Queen - "News of the World", 1977

В отличие от Pink Floyd, данный альбом ещё сильнее контрастировал с остальным творчеством группы. После студийных монстров "A Night at the Opera" и "A Day at the Races", пестрящих хорами, различными эффектами и наложениями, это был большой шаг в сторону упрощения и ужесточения звучания.

Уже с первых секунд можно убедиться, что Queen встали на путь сырого, но эффектного минимализма. Открывает альбом знаковая "We Will Rock You" - по сути не песня, а стадионная кричалка, целиком строящаяся лишь на топоте, хлопках, речитативе Меркьюри и ярком финальном соло Брайана Мэя.

А вскоре нас встречает и вовсе прямое проявление панка без каких-либо прикрас - жесткая, грязная и бескомпромиссная композиция Роджера Тейлора "Sheer Heart Attack", которая лежала у него в загашнике и ждала своего часа аж с 1974 года, когда панк если и не зарождался, то во всяком случае уже виднелся на горизонте. Им, собственно, песня и была вдохновлена.

И опять-таки, группа не собиралась полностью отрекаться от своих корней. На пластинке полно вещей, выполненных в классическом стиле Queen: "We Are The Champions", "Spread Your Wings", "My Melancholy Blues". Но даже в них отсутствуют размах и некое "совершенство" их раннего творчества.

По словам музыкантов, это было сделано специально, так как, потратив на запись предыдущего альбома непомерно много времени и сил, они решили намеренно оставить звучание "News of the World" как бы слегка недоработанным и шероховатым.

-10

Любопытно, что запись пластинки проходила в лондонской студии Wessex Sound, где в тот же самый момент Sex Pistols работали над своим дебютником "Never Mind the Bollocks", которому еще предстояло перевернуть музыкальный мир. Так что без влияния со стороны представителей панк-культуры не обошлось.

Находясь под одной крышей, группы даже успели вступить в небольшой конфликт. Как-то раз, встретив в репетиционной Фредди Меркьюри, басист Sex Pistols Сид Вишес язвительно бросил ему:

- Ну что, уже несёшь балет в массы?

На что Фредди ответил ему следующее:

- Да, мистер Бесноватый, или как тебя там, стараемся потихоньку!

После чего Сид был немедленно выкинут из комнаты за шкирку.

Впоследствии, кстати, и "News of the World", и "Never Mind the Bollocks" были выпущены в Великобритании в один день - 28 октября 1977 года.

Sex Pistols
Sex Pistols

Правда, узнав все новости мира, Queen довольно скоро отошли от подобного рок-н-рольного радикализма, и на следующей пластинке "Jazz" вернули своей музыке элементы "величественности" середины 70-х.

Pink Floyd же, достигнув в прогрессивном роке пика еще на альбомах "The Dark Side of the Moon" и "Wish You Were Here", продолжили экспериментировать со звучанием: в их следующей работе "The Wall", например, можно было отыскать нотки другого популярного в конце 70-х музыкального жанра диско.

А движение панка между тем заглохло так же быстро, как и появилось. Так что его отголоски в произведениях Queen и Pink Floyd закономерно возникли и исчезли вместе с ним. Подарив нам, однако, два бриллианта, слушать которые представляет не меньшее удовольствие, чем остальные, пусть и более аутентичные, произведения данных групп.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также:

Зачем Сид Вишес нужен был в Sex Pistols?
Top of the Rocks8 апреля 2021