Наверное, самым ярким событием 1977 года в мире музыки был стремительный взлет панк-рока, когда в центре всеобщего внимания оказались такие группы, как Sex Pistols, Ramones, The Clash, The Damned и Buzzcocks. К тому времени музыкальная индустрия находилась в состоянии застоя: рок-гиганты наподобие Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple либо распались, либо переживали далеко не лучшие времена, а заумные прогрессивщики вроде Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer выпускали совсем не ту музыку, которая требовалась новому поколению на фоне изменившейся мировой обстановки.
Рок-н-роллу была необходима новая кровь. И тогда на сцену вышли они: молодые наглые парни и девушки с торчащими во все стороны волосами, которые привнесли в музыку конца 70-х недостающую ей энергию и злость. Панк-движение можно без преувеличения назвать музыкальной революцией, которая с одной стороны ниспровергла все существующие основы, а с другой - стала фундаментом для десятков новых направлений.
Хотя на самом деле влияние панка было куда более глубоким и затронуло даже тех, против кого он был направлен, - то есть представителей популярной и общепризнанной рок-музыки того времени.
Так, в том же 1977 году две классические рок-группы, которых панки пренебрежительно называли "динозаврами", а именно Pink Floyd и Queen, выпустили собственные "панк-альбомы" - пишу в кавычках, ибо отношения к настоящему панку эти произведения, конечно же, не имеют и могут быть названы таковыми только в контексте остального творчества данных коллективов, но вместе с тем присутствует в них и нечто такое, что отражает чисто панковский дух тех бурных лет.
Я уверен, подобный жест являлся не погоней за модой или желанием ответить своим новым конкурентам, а, скорее, интуитивным, вполне возможно даже неосознанным, следованием общему вектору развития музыки второй половины 70-х гг. Ясно и то, что классических рок-групп, в той или иной форме зашедших на территорию панка, было гораздо больше, но именно примеры Queen и Pink Floyd кажутся мне наиболее показательными.
В случае с Pink Floyd вся эта история с панком выглядит особенно ироничной. Ведь именно надпись "Я ненавижу Pink Floyd" когда-то красовалась на футболке Джонни Роттена, щеголявшего в ней по улицам Лондона и тем самым выражавшего всю неприязнь панк-культуры к рок-группам "старого образца".
Тем не менее, именно Pink Floyd одними из первых представили свою, если можно так выразиться, интерпретацию панк-рока. Ей стал десятый студийный альбом группы под названием "Animals", вышедший 21 января 1977 года.
В музыкальном плане пластинка довольно сильно отличалась от того, что группа записывала ранее. Нет, это были все те же Pink Floyd с их любовью к масштабным концептуальным полотнам и замысловатым аранжировкам. Но в то время как форма подобных композиций осталась прежней, их содержание существенно изменилось.
По сравнению с предыдущими работами группы, общее звучание "Animals" получилось более приземленным и сухим. Всяческие студийные изыски на этот раз были сведены к минимуму, вместо чего в обилии применялись обычные акустические гитары. Если раньше музыка Pink Floyd, несмотря на посыл, являлась приятно расслабляющей и словно парила в воздухе, то теперь в ней все чаще приходилось слышать нотки настоящей рок-н-рольной агрессии.
Наверняка это было связано с тем, что именно с альбома "Animals" основную роль в сочинении материала стал играть Роджер Уотерс, превращая творчество Pink Floyd в свое сольное творчество со своим личным видением мира. Остальные же участники группы постепенно отодвигались на второй план: Дэвид Гилмор уже не принимал прежнего участия в написании песен, а Рик Райт, по собственным воспоминаниям, вообще впервые ничего не сочинил для нового альбома.
Гилмор выступил соавтором всего одной композиции - "Dogs", которая родилась еще в период работы над альбомом "Wish You Were Here" в 1974 году и тогда называлась "You Gotta Be Crazy". В ней как раз отчетливей всего и проявляется фирменный гилморовский гитарный стиль. Две же другие песни - сочиненная в то же время "Sheep" (тогда "Raving and Drooling") и написанная специально для альбома "Pigs" - были сыграны в более аскетичном ключе, где основной упор делался на атаку ритм-гитары, чью партию записал сам Уотерс.
Как ярый антикапиталист в плане содержания Роджер развернул перед слушателями картину современного ему буржуазного общества, в котором бизнесмены, политики и обычные люди метафорически представлены в виде сошедших со страниц "Скотного двора" Джорджа Оруэлла собак, свиней и овец. На фоне усиливающегося классового расслоения и роста социальной напряженности в Англии тех лет альбом "Animals" выглядел очень хлестким и злободневным, и, если бы не музыка Pink Floyd и вся эта концепция, легко сошел бы за типичное остросоциальное панк-высказывание.
Немалый вклад в общую атмосферу пластинки внесло и ее оформление. На обложке - знаменитая фотография полузаброшенной электростанции Баттерси, расположенной в одном из промышленных районов Лондона (в таких же мрачных депрессивных районах зародилось само панк-движение). На внутреннем развороте - кадры, изображающие последствия экономического кризиса конца 70-х: разруху, нищету и безнадегу. Настоящий панк-рок!
Казалось, после того как к подобной тематике обратились сами Pink Floyd, слушателей тех лет было уже ничем не удивить. Но внезапно похожий по духу альбом выпустили другие мастодонты рока Queen...
Поначалу не укладывается в голове: где слегка манерные парни из Queen, вдохновляющиеся эстетикой балета и привносящие в хард-рок элементы оперы, и где суровые прямолинейные панки? Но то ли Queen устали от своего вычурного помпезного образа, то ли просто захотели поэкспериментировать с чем-то новым. Так или иначе ближе к концу 1977 года они выпустили свою реакцию на гремевший тогда повсюду феномен панка - пластинку "News of the World".
В отличие от Pink Floyd, данный альбом ещё сильнее контрастировал с остальным творчеством группы. После студийных монстров "A Night at the Opera" и "A Day at the Races", пестрящих хорами, различными эффектами и наложениями, это был большой шаг в сторону упрощения и ужесточения звучания.
Уже с первых секунд можно убедиться, что Queen встали на путь сырого, но эффектного минимализма. Открывает альбом знаковая "We Will Rock You" - по сути не песня, а стадионная кричалка, целиком строящаяся лишь на топоте, хлопках, речитативе Меркьюри и ярком финальном соло Брайана Мэя.
А вскоре нас встречает и вовсе прямое проявление панка без каких-либо прикрас - жесткая, грязная и бескомпромиссная композиция Роджера Тейлора "Sheer Heart Attack", которая лежала у него в загашнике и ждала своего часа аж с 1974 года, когда панк если и не зарождался, то во всяком случае уже виднелся на горизонте. Им, собственно, песня и была вдохновлена.
И опять-таки, группа не собиралась полностью отрекаться от своих корней. На пластинке полно вещей, выполненных в классическом стиле Queen: "We Are The Champions", "Spread Your Wings", "My Melancholy Blues". Но даже в них отсутствуют размах и некое "совершенство" их раннего творчества.
По словам музыкантов, это было сделано специально, так как, потратив на запись предыдущего альбома непомерно много времени и сил, они решили намеренно оставить звучание "News of the World" как бы слегка недоработанным и шероховатым.
Любопытно, что запись пластинки проходила в лондонской студии Wessex Sound, где в тот же самый момент Sex Pistols работали над своим дебютником "Never Mind the Bollocks", которому еще предстояло перевернуть музыкальный мир. Так что без влияния со стороны представителей панк-культуры не обошлось.
Находясь под одной крышей, группы даже успели вступить в небольшой конфликт. Как-то раз, встретив в репетиционной Фредди Меркьюри, басист Sex Pistols Сид Вишес язвительно бросил ему:
- Ну что, уже несёшь балет в массы?
На что Фредди ответил ему следующее:
- Да, мистер Бесноватый, или как тебя там, стараемся потихоньку!
После чего Сид был немедленно выкинут из комнаты за шкирку.
Впоследствии, кстати, и "News of the World", и "Never Mind the Bollocks" были выпущены в Великобритании в один день - 28 октября 1977 года.
Правда, узнав все новости мира, Queen довольно скоро отошли от подобного рок-н-рольного радикализма, и на следующей пластинке "Jazz" вернули своей музыке элементы "величественности" середины 70-х.
Pink Floyd же, достигнув в прогрессивном роке пика еще на альбомах "The Dark Side of the Moon" и "Wish You Were Here", продолжили экспериментировать со звучанием: в их следующей работе "The Wall", например, можно было отыскать нотки другого популярного в конце 70-х музыкального жанра диско.
А движение панка между тем заглохло так же быстро, как и появилось. Так что его отголоски в произведениях Queen и Pink Floyd закономерно возникли и исчезли вместе с ним. Подарив нам, однако, два бриллианта, слушать которые представляет не меньшее удовольствие, чем остальные, пусть и более аутентичные, произведения данных групп.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: