Математика 1 класс
В развитии вычислительных навыков сложения и вычитания ребенок проходит 4 стадии:
1. Пересчитывание (каждый раз пересчитывает новую совокупность предметов). Эту стадию большинство детей осваивают в детском саду.
2. Присчитывание и отсчитывание по одному на предметах (восемь шариков и один - девять шариков, еще 1 шарик - десять шариков).
3. Присчитывание и отсчитывание числа без предметов.
4. Умение складывать и вычитать переходит в навык сложения и вычитания. Дети усваивают таблицу сложения и состав чисел наизусть и находят сумму чисел сразу по памяти. Этот навык формируется только в результате многократного повторения.
Таким образом работу по изучению сложения и вычитания в пределе 10 стоит проводить следующим образом:
- присчитывание и отсчитывание по единице, присчитывание и отсчитывание по два, три, четыре...;
- присчитывание и отсчитывание каждого числа ведется сначала на предметах, потом на отвлеченных числах;
- заканчивается работа упражнениями, имеющими целью усвоить данные случаи табличного сложения и вычитания наизусть;
- когда ученики усвоят сложение и вычитание по единице каждое в отдельности, нужно поупражняться в этих действиях вразбивку, проводя эти упражнения на наглядных пособиях, на отвлеченных числах и на решении задач (дети в начале обучения часто путают знаки);
- прибавление и отнимание двух нужно начинать с четных чисел, это для детей проще (2+2, 4+2...);
- прибавление и отнимание 3 и 4 осуществляется группами (2 и 1, 2 и 2);
- прибавление и отнимание 6, 7, 8, 9 осуществляется с использованием переместительного свойства сложения, на рассмотрении ряда конкретных примеров дети подводятся к выводу: прибавить к большему числу меньшее скорее и легче, а результат от этого не меняется.
А. С. Пчелко. Методика преподавания арифметики в начальной школе. 1951 г.