Найти тему
Вятский край

Армейские истории. Накануне Дня защитника Отечества мужчины вспомнили время службы в рядах ВС РФ

Станислав Садаков, советник генерального директора АО «Завод «Сельмаш»:

- Я проходил срочную службу в 76-й гвардейской десантно-штурмовой Черниговской краснознамённой дивизии, в 104-м гвардейском десантно-штурмовом краснознамённом ордена Кутузова полку.

Моя служба в армии длилась год. Первоначально, конечно, было сложно в новой обстановке, но я довольно быстро адаптировался. Кстати, труднее всего мне было отказаться от телефона. Но и эта привычка быстро прошла.

Вообще, я легко справляюсь с бытовыми неудобствами, и армия это доказала. Очень часто подолгу приходилось жить в палатках, скромно питаться, ночевать под открытым небом. Преодолевать трудности помогал собственный положительный настрой. Уходя в армию, говорил себе, что это только на один год, стоит относиться ко всем трудностям как к временной данности, стремиться получать опыт и знания.

Много было запоминающихся моментов. Самый яркий, который до сих пор остаётся в памяти, - первый прыжок с парашютом с Ил-76. Это действительно страшно. Впоследствии привыкаешь, чувство страха притупляется, но он всё равно всегда остаётся с тобой. А после приземления - вперёд, выполнять боевую задачу. При этом на тебе тяжёлое обмундирование. Если зима - приходилось ползти по полю по высоким сугробам. Но мы со всем справлялись.

На прочность нашу роту проверили учения «Запад-2013», когда часто меняли место дислокации, отрабатывали боевые задачи, проходили многокилометровые марши на технике. Это была осень, погода не радовала, постоянные дожди. Приходилось спать, можно сказать, в лужах, питаться сухпайками. Но после прохождения учений испытал истинную радость от произошедшего и получил понимание, насколько трудно может быть при реальных боевых задачах. Это закалило мой дух. Удалось окунутся в атмосферу армейского быта, пострелять из разного вида вооружения, сплотиться с коллективом.

Нам повезло, у нас была дружная рота, в которой преимущественно были военнослужащие по контракту, они прошли не один конфликт: чеченские кампании, грузинскую войну и так далее. В нашей роте были солдаты срочной службы - всего 16 человек, поэтому каких-либо конфликтов между сослуживцами не возникало. С одним из них дружим до сих пор, хотя прошло больше десяти лет. В целом воспоминания о службе в армии остались только положительные. Через это стоит пройти каждому мужчине.

-2

Даниил Гончаренко, оператор станков цеха № 4 Кировского машзавода 1 Мая:

- Я служил в 2020 - 2021 годах на Дальнем Востоке в 394-м мотострелковом полку в течение года.

Служба для меня была интересной. Ожидал я другого: что будет строже, жёстче, но на деле оказалось всё намного лучше.

Из Кировской области нас уходило 19 человек, но из-за климата или по другим причинам не все добрались до места службы.  Мы ехали девять дней с пересадкой. Помню, как нас привели в роту молодого пополнения. Встретили нас 11 тувинцев, они мне почему-то запомнились. Изначально у нас были и конфликтные ситуации, но мы вовремя поняли, что служить здесь всем вместе, и конфликты ушли.

Самое интересное было в полевых выходах. Первый раз мы ушли на три недели, попали в наряд, а нас там забыли и не поставили на довольствие. В столовой на полигоне отказывались кормить, пришлось самостоятельно думать, как выходить из ситуации.

Вначале у меня была должность помощника гранатомётчика, подносил снаряды. Стрелял из разного оружия. На стрельбы на полигон уезжали по неделям. Неделя - в части, неделя - полигон, были ночные и дневные стрельбы. В полях жили в бунгало по 40 человек, отапливали помещение печи-буржуйки.

Я пришёл в армию рядовым, ушёл - младшим сержантом. Получил это звание через полгода службы. Вышло это, можно сказать, случайно. От нашего полка надо было отправить роту, которая будет разгружать боеприпасы. Командиры начали набирать команду. Меня выбрали в том числе, а 13 января на построении объявили мою фамилию и присвоили звание младшего сержанта.

После этого командир моей роты сказал, что едем под Хабаровск, и назначил меня заместителем командира взвода. Мне дали взвод из 11 срочников, которые только месяц отслужили. Я всё им объяснял, поэтому ребята легко освоились. А через несколько дней мы выехали в посёлок и до мая там прожили. Какие именно боеприпасы разгружали, не знаю, всё было упаковано в ящики.

За время службы родственники ко мне не приезжали: далеко. Трудно было без телефона, без связи с близкими, поэтому даже написал родным пару писем, но они так и не дошли. Целый год не виделся ни с кем. Лишь иногда удавалось позвонить.

Кстати, кормили нас вкусно и достаточно. По средам были пельмени, чай, кофе, молоко на выбор, давали конфеты, леденцы. Если не наелся, можно было брать добавку.

В целом служба далась мне легко. Я думаю, что отслужить в армии должен каждый мужчина, если нет серьёзных проблем со здоровьем. Отдать долг Родине нужно!

-3

Алексей Шалаев, начальник цеха металлоконструкций Кировского машзавода 1 Мая:

- Я служил с 1997 по 1999 год в войсках морских частей погранвойск. Вначале полгода была учебка в Анапе, а потом отправился на Дальний Восток. Служил на пограничном сторожевом корабле третьего ранга. Экипаж - 33 человека, это и матросы, и офицеры. Служил в звании матроса, по должности - старший электрик-рулевой. Приходилось бывать на Сахалине, на Кунашире, а основное место службы - остров Шикотан. Я сам выбрал это место для службы.

Годы были непростые. Бывали трудности со снабжением: топлива не хватало, иногда на корабле не было ни света, ни отопления. Но в основном, когда выходили в море на охрану границы, всё было хорошо. За сезон навигации выходили в море два, максимум четыре раза. С питанием проблем не было: море же рядом. Ели всё, что плавает: красная рыба, кальмары, крабы, креветки, морской гребешок.

На самом деле всё самое интересное было в море, много историй, связанных с охраной государственной границы. В шторм попадали не раз, ничего в нём не видели необычного. А вот задержание нарушителей на государственной границе - это уже нештатная ситуация. Однажды мы зафиксировали нарушение на границе - это были японские браконьеры. О них нам сообщили пограничники с заставы. Застава есть на каждом острове, с неё видно все суда, которые пытаются нарушить государственную границу.

Всю службу, не считая учебки, я провёл на корабле. Когда долго стоишь на приколе, а потом выходишь в море, начинается морская болезнь. Она была у всех, и у офицеров, и у срочников. Два-три дня мучает, потом проходит.

Сейчас уже потерял связь с сослуживцами. Это были люди со всей страны - из Белгорода, с Сахалина, из Северодвинска. В целом о службе вспоминаю положительно. Были мысли остаться служить по контракту, но в то время это было сложно.

Подготовила Л. СЕМЁНОВА.