"Сомс Форсайт, узкий в плечах, узкий в талии, гладко выбритый, с узким лицом, но, несмотря на это, производивший всем своим обликом впечатление чего-то закруглённого и замкнутого", - таким описывает героя автор. Сомсу здесь 31 год, и это самое начало "Собственника".
Сейчас робких или замкнутых персонажей зачастую подозревают в расстройствах аутического спектра, которые приписали (в некоторых интернет-разборах) и Фанни Прайс, и - представьте - мистеру Дарси, да и Сомс порой вызывает подозрения своей (кажущейся) безэмоциональностью.
Начало про Сомса здесь:
Долго думала, как приступить к этой части разбора личности Сомса. Перечитала "Собственника" и перечитала еще раз. Перешла к продолжениям. И - знаете - чем больше читала, тем более нормальным мне кажется персонаж. Вернее, нормальным он был до встречи с Ирэн.
Познакомились они, когда Сомсу было 25. Собственно, ничего удивительно в том, что молодой перспективный юрист не женат в 25 лет, нет. Это же не кузен Джолион, который в 19 уже пережил несчастную любовь к мисс Торнуорси и его быстренько женили от греха подальше (вот это желание старого Джолиона пристроить сынка прямо настораживает) на другой молодой леди. От которой он, впрочем, сбежал через четыре года.
Нет, Сомс не собирался поражать всех подобной несдержанностью чувств. Учиться, сделать карьеру, начать зарабатывать приличные деньги - вот тогда и можно говорить о женитьбе. Без сомнения, именно так он и думал! Не забываем и семейный сценарий. Выросшие в благополучных семьях дети склонны если не четко следовать подобному сценарию, то хотя бы не забывать этого положительного примера. Джемс, отец нашего героя, как мы помним, женился аж в 40 - и тоже, кстати, по большой любви и на девушке без состояния!
Джемс забыл то время, когда, худой, с рыжеватыми бакенбардами, обрамлявшими его бледное лицо, он неотступно следовал за Эмили в дни своего сватовства... Джемс давно забыл то время, полное надежд и страхов и сомнений относительно благоразумия такого брака (у хорошенькой Эмили не было денег, а сам он зарабатывал какую-нибудь тысячу в год), и то странное, непреодолимое чувство, которое овладело им с такой силой, что ему не оставалось ничего другого, как умереть или жениться на этой девушке с прекрасными волосами, собранными на затылке жгутом, прекрасными плечами, выступавшими над плотно облегающим её грудь корсажем, прекрасной фигуркой, запрятанной в клетку кринолина необъятной ширины.
Так что ничего удивительного ни в том, что холостяка Сомса до 25 лет не прибрала к рукам молоденькая лондонская барышня, ни в том, что он мгновенно и страстно полюбил Ирэн, пожалуй, нет.
И дальше мы видим, как Сомс - опять же - идет по стопам отца :
– Да, – проговорил он (Джемс), – у Ирэн не было своих средств, но что я мог поделать? Сомсу не терпелось; он так увивался около неё, что даже похудел.
И, знаете, если учесть, что единственный опыт Сомса - его собственная семья, где отец и мать тепло относятся друг к другу, где он явно провел прекрасное детство (заметьте, он очень близок с Уинифред , и эти отношения явно построены на общих детских годах), то неудивительно что "да" от любимой девушки он воспринимает как первый общий шаг к построению своей семьи, несмотря ни на какие прошлые сомнения со стороны Ирэн. И надо заметить, он по-настоящему готов в семью вкладываться - и не только материально. Все эти прогулки в парке, посещение театра и ежедневные беседы за столом - вот его попытки наладить семейную жизнь. Да-да, без всяких психологов Сомс сам дошел до того, что отношения надо строить не только в материальной области! Что уже говорит о нам: это интеллектуально и эмоционально хорошо развитый человек, то есть речь здесь явно не о ментальных проблемах.
Надо сказать, что Сомс, безусловно, наивен в своей попытке играть по правилам. Но можем ли мы его в этом упрекать? Помимо положительного примера своей семьи, он вдохновлялся... помните? Романами!
Взгляды Сомса, как и взгляды многих его сверстников. складывались не без влияния литературы (а Сомс был большим любителем романов); он твёрдо верил, что время может сгладить все. В конце концов мужья всегда завоёвывают любовь своих жён. Даже в тех случаях, которые кончались трагически – такие книги Сомс недолюбливал, – жена всегда умирала со словами горького раскаяния на устах, а если умирал муж – весьма неприятно! – она бросалась на его труп, обливаясь горькими слезами.
Кстати, похоже, это был единственный источник. Мужских журналов с советами типа "15 способов свести ее с ума" - да и вообще хоть с какими-то советами относительно семейной жизни! - тогда не было придумано. (Про газлайтинг, абьюз и наказание молчанием как способ психологического давления, кстати, тоже не слышали).
Однако было бы наивно отрицать, что с появлением Ирэн проблемы психологического характера в его жизни появились - да еще какие. Вот первое же описание типичного утра с доме мистера и миссис Форсайт.
...Сомс Форсайт, выйдя на улицу, затворил за собой выкрашенную в зелёную краску парадную дверь своего дома и, оглянувшись с середины сквера, окончательно убедился, что дом необходимо окрасить заново.
Он оставил жену в гостиной – она сидела на диване, сложив руки на коленях, и, очевидно, ждала, когда он уйдёт. В этом не было ничего необычного. В сущности говоря, так случалось ежедневно.
Представьте, что вам в собственном доме ежедневно демонстрируют подобное отношение - всем видом показывают, как жаждут, наконец, вас не видеть. Заметим, тонкость в том, что упрекнуть партнера вам при этом явно не в чем. Ну представьте, что вы жалуетесь на жену: когда я уходил, она молча сидела на диване! Нелепо звучит, правда? Но Ирэн - вольно или невольно - наполняет жизнь Сомса постоянным эмоциональным напряжением подобного рода. Она мастерски держит дистанцию с мужем, при этом окружающим - наоборот - демонстрирует свое расположение:
...Её лицо засветилось, как оно часто светилось в разговорах с другими и никогда в разговоре с ним.
И еще:
В это время Босини обвёл глазами стол, как бы подмечая особенности каждого гостя, и Сомсу было интересно, что он говорит. Судя по улыбке Ирэн, она соглашалась с его замечаниями. Она всегда соглашается с другими. Её взгляд упал на Сомса; Сомс сразу же опустил глаза. Улыбка на её губах исчезла.
И даже так:
Он видел её лицо, склонившееся над котёнком, который с мурлыканьем тёрся об её шею. Почему она никогда не смотрит так на него? Вдруг она заметила Сомса, и выражение её лица сейчас же изменилось.
Таким образом в доме, который для англичанина Сомса явно должен быть "его крепостью" его ждут не покой и чувство безопасности, а постоянное напоминание о том, что с ним (именно с ним!) что-то не так.
Он не мог понять, почему Ирэн так плохо относится к нему. Ведь он как будто не пьяница! Разве он влез в долги, играет в карты, несдержан на язык, груб; разве он заводит предосудительные знакомства; проводит ночи вне дома? Совсем наоборот!
Человек, который перебирает подобные мысли у себя в голове четыре года, уже не будет уравновешенным. И тем не менее, Сомс все это время держится, не оставляя попыток как-то наладить семейную жизнь. Дом за городом он собирается строить, кстати, ради одного:
Увезти Ирэн из Лондона, лишить её возможности встречаться с людьми, увезти от друзей и от тех, кто сбивает её с толку! Вот что самое главное! Она слишком подружилась с Джун! Джун его не любит. Он отвечает ей тем же. Они ведь одной крови!
Увезти Ирэн за город – в этом все. Дом ей понравится, она с удовольствием возьмёт на себя хлопоты по меблировке – ведь у неё такая художественная натура!
То есть он пытается найти источник проблем с женой вне их дома и устранить его. (Не знаю, как другие приятельницы Ирэн, если они у нее были, а в Джун он совершенно справедливо видит опасность для брака, с ее категоричностью и советами уйти от мужа она, глядишь, и добилась бы каких-то результатов, если бы - какая ирония! - не вмешался ее собственный жених Босини). Заметим, даже при этом Сомс ищет положительные стороны для Ирэн - пытается найти для нее дело, которым она с удовольствием сможет заняться в новом доме. (Вот, кстати, относительно того, что у человека должно быть какое-то подходящее и НРАВЯЩЕЕСЯ ему дело - это тоже мог понять не любой викторианский джентльмен). Место для музицирования, согласно проекту, тоже предполагается, несмотря на то, что Сомса оно не развлекает.
Но настоящий шторм начинается, когда в дело вступает Босини. И здесь стоит отметить, что - несмотря на очевидную холодность Ирэн - Сомс оказывается глубоко порядочным и доверяющим своей жене человеком. Ему в голову не приходит мысль даже о возможности романа между Ирэн и женихом ее подруги Джун - вспомните, как в первый же раз, когда Босини приходит с визитом в их дом, Сомс оставляет их беседовать наедине, спокойно удалившись в комнату с картинами. И даже радуется потом, что они нашли общий язык!
Когда дело принимает нехороший оборот, он поначалу готов поверить в то, что Босини влюблен в его жену, но по-прежнему не подозревает саму Ирэн! Вот сцена, разыгравшаяся, когда он и Ирэн встретили Босини в парке. Сомс пригласил его на обед - и изо всех сил пытается убедить себя, что все в порядке. Почитайте, какая буря разыгрывается у него в душе:
На людных улицах Сомс шагал впереди. Он не прислушивался к их разговору; внезапно принятое решение довериться им овладело всеми его мыслями...
Сомс торопливо переоделся, услышал, как Ирэн вышла и спустилась по лестнице, и после этого ещё целых пять минут помедлил у себя в комнате. Затем он сошёл вниз, нарочно хлопнув дверью, чтобы предупредить их. Они стояли у камина, кажется, разговаривали, а может быть, и нет; он не разобрал.
...
Верный своему решению, он отвернулся, чтобы не видеть их прощания, отвернулся, чтобы не видеть жены, не видеть её волос, отливающих золотом при свете висячей лампы, её скорбных улыбающихся губ, не видеть глаз Босини, который смотрел на неё, как смотрит собака на своего хозяина.
И Сомс лёг спать в полной уверенности, что Босини влюблён в его жену.
Новый виток спирали - Ирэн запирает перед Сомсом дверь спальни (интересная деталь - в их небольшом домике нет места нескольким полноценным спальням, поэтому Сомсу досталась складная кровать в комнате рядом).
Ночью у Сомса много времени для размышлений:
И он снова спрашивал себя, правда ли, что у неё роман с Босини. Он не верил в это; не решался дать такое объяснение её поступкам – с этой мыслью лучше не сталкиваться.
Здесь явно показано поведение человека влюбленного и при этом зависимого от предмета своей любви. Попытки отрицать очевидное, попытки замалчивать, попытки не слышать разговоров о встречах Ирэн с Босини в магазинах колониальных товаров... Отпустить Ирэн Сомс не просто не хочет - он не может этого сделать. Да, это неразумно (когда смотришь со стороны), но он действительно ее любит и не способен отстраненно оценивать ситуацию. Еще действовало и осознание того, что он никогда, ни разу не получал от нее знаков привязанности или хоть мимолетных теплых чувств. Каково это- любить человека, добиться согласия на брак и... ничего взамен своей любви не получить? Ну хотя бы дружеской беседы за чаем?
Следующий день - Сомс видит возвращающуюся домой Ирэн:
Она отперла дверь своим ключом, поставила зонтик и остановилась перед зеркалом. Её щеки горели, словно обожжённые солнцем; губы улыбались.
И диалог:
– Где же ты была? – спросил он.
– В раю – не у вас в доме! – И с этими словами она взбежала по ступенькам.
Полагаю, даже стопроцентно ментально здоровый от рождения человек, после того, как по его чувствам потоптались в таких чугунных сапогах, несколько изменится. И не к лучшему.