1.Для развития полётности и силы голоса.
Представьте себе человека, бросающего мячик. При броске
вся энергия устремлена мысленно вперед, а не на подготовку этого движения.
Еще в старых итальянских школах при атаке звука предлагалось сделать легкий
полушаг вперед. Раскрепощение мышечных зажимов на выдохе легче достигается при хорошей двигательной активности всех групп мышц и подключении образного мышления.
Пойте упражнение ,как будто бросаете мяч: энергия устремлена мысленно вперед.
2. Для формирования навыка певческого дыхания.
Л. Кофлер- немецкий певец, впоследствии профессор медицины, разработавший методику трехфазного дыхания в конце XIX века, предложил упражнение, который используются до сих пор.
Упражнение на звук «с» (воздушный шар):
1) вдох,
2) плавно, произнося
звук «с» мы имитируем медленное спускание воздуха из воздушного шара,
3) задержка, пауза,
4) снова вдох носом.
3. Для формирования навыка интонирования, для развития вокального
слуха и чистоты интонации.
А.Е. Варламов -русский композитор, капельмейстер, певец и музыкальный критик, советовал петь на все гласные гамму на «crescendo».
Обучающийся должен аккуратно следить за звукоизвлечением при запеве, воображая плавную «заливку» нот сверху, как цветную краску в формы. Петь нужно без усилия, ровно на переходах из одного тона
в другой.
А.Е. Варламов отмечал: «Занятие вокалом – не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого
человека» .
Рекомендую также и мое упражнение на гамму.
4. Для формирования артикуляционного навыка и свободной работы мышц артикуляционного аппарата.
В.В. Емельянов практикует артикуляционный массаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры и улучшает мимику лица.
Работа мимических мышц повышает тонус голосовых складок и мышц.
Педагог Емельянов Виктор Вадимович - доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы "Фонопедический метод развития голосового аппарата", используемый учителями музыки и хормейстерами в России и за рубежом.
Упражнение. Разминка губ, челюсти и щек.
АссоциациЯ с жующей коровой.
Для разнообразия и весело!!!
5. Для формирования навыка сглаживания регистров.
М. Дейша-Сионицкая -русская оперная и камерная певица, солистка Мариинского и Большого театров, вокальный педагог и музыкально-общественный деятель, заслуженная артистка императорских театров, автор популярной среди вокалистов книги «Пение в ощущениях»,предлагает следующее упражнение.
Упражнение «Подражание большому колоколу» используется для выравнивания регистров в низкой тесситуре. Все звуки должны иметь своё место «в голове», которая, как будто, наполнена воздухом.
Вся работа соединения звуков должна в ней происходить свободно. По ощущениям, голове «помогают ноздри», расширяясь при вдохе и удерживая такое положение при пении.
Подобное упражнение есть на канале.