Найти тему
Павел Машкин

День, который все перевернул, но который постарались спрятать. Самый тяжелый поворот в спасательной операции

Продолжаю наблюдать за спасением челюскинцев по страницам газет 1934 года. Сегодня рассматриваем 15 марта. В этот день в прессе отразились драматические обстоятельства, случившиеся накануне. Вопреки сложившейся практике, я сначала опишу контекст, а только потом начну разбирать газетные статьи.
14 марта – самый тяжелый день всей спасательной операции. Ну Чукотке исчез самолет Ляпидевского. Он вылетел из Уэллена, но до Ванкарема не долетел. В Москве это стало известно ранним утром, благодаря разнице во времени. Правительственная комиссия встала перед неумолимым фактом – вывозить челюскинцев не на чем. В Арктике нет ни одного самолета. Когда появятся и каким образом – неизвестно. Сказки о двинутых 17 самолетов развеялись как дым. Весь предыдущий месяц комиссия Куйбышева уповала только на чукотские самолеты. На остальных направления только имитировала активность. Доронин и Галышев месяц катались по железной дороге от Иркутска до Владивостока и в обратном направлении, теперь осели в Хабаровске, но их самолеты до сих пор не собраны. Водопьянов только-только приехал в Хабаровск. Слепнев и Леваневский сидят в Нью-Йорке, самолеты им еще не куплены. Группа Каманина с аэропланами сомнительной дальности болтается где-то в море без четкого плана. Про остальную экзотику, вроде аэросаней и раритетного самолета Болотова и говорить нечего. Можно было надеяться, что Ляпидевский сел в тундре из-за мелкой неисправности, потом починится и взлетит, но ничто на это не намекало. Он, наоборот, мог потерпеть полную катастрофу, разбиться насмерть или разбить самолет. Про него было просто ничего неизвестно, поэтому рассчитывать не приходилось. Челюскинцы сообщали о продовольствии на два месяца, один уже прошел, а на самолеты в ближайшее время рассчитывать не приходится.
14 марта правительственная комиссия начала раздавать судорожные указания:

- Галышеву, Доронину и Водопьянову форсированно заканчивать сборку самолетов и срочно вылетать из Хабаровска.

- Слепневу и Леваневскому немедленно покинуть Нью-Йорк и отправляться на Аляску.

- Пароходу «Смоленск» высадить группу Каманина где-то на берегу и пускай они выпутываются, как сумеют. (Точнее высадится приказали в конкретном месте, на Олюторском мысу, где уже разгрузился пароход «Сталинград»).

Все эти приказы прямо вызваны исчезновением Ляпидевского. Но обстоятельства постарались максимально спрятать путем махинаций с информацией, искажением дат и пр. И вообще попытались скрыть драматизм ситуации. Таков был контекст, а теперь посмотрим, как он отразился в девятом Сообщении правительственной комиссии, опубликованном 15 марта:

«Сообщение Правительственной комиссии.

В сообщении от 13 марта указывалось, что летчик Ляпидевский предполагает 14-го вылететь в Ванкарем. По поступившим донесениям, тов. Ляпидевский вылетел 14-го в 2 час. 34 мин. по московскому времени из Уэллена в Ванкарем, но в Ванкарем не прибыл. Как сообщает тов. Петров, видимо у тов. Ляпидевского произошла вынужденная посадка в районе мыса Сердце-Камень. Меры к розыску приняты - высланы нарты».

Несколько общих замечаний. Комиссия обычно не ставила даты на свои Сообщения. Текст, на который они ссылаются, может и был написан 13-го, но опубликован 14-го. Это дополнительно запутывает понимание. Время вылета указано по московскому времени, но не уточнено, что это глубокая ночь, на Чукотке было уже позднее утро. Тов. Петров успокоительно говорит про вынужденную посадку, но ничто на это не указывает. Самолет просто исчез, с ним может быть всё что угодно. Ситуация катастрофическая. Но Сообщение пытается не драматизировать, а смягчать. На этом описание самой тревожной части заканчивается, и начинается раздел "о принятых мерах":

«12-го марта пароход «Сталинград» выгрузил на мысе Опукинском горючее и 2 самолета «Ш-2».

Это предложение – единственное относительно честное перед следующими абзацами. Дальше пойдет сложнее:

«Пароход «Смоленск» 13 марта в полдень подошел к району мыса Олюторского. Правительственной комиссией предложено командиру парохода «Смоленск» и начальнику летной группы тов. Каманину выгрузить самолеты «Р-5» в районе мыса Опукинского, с тем, чтобы самолеты были немедленно собранны и отправлены лётом в Уэллен. Что касается легких самолетов «У-2», то их предложено отправить пароходом дальше на север».

В первом предложении появляется заведомо ложная дата – 13 марта, причем она замаскирована оборотом «район мыса Олюторского». Что это значит, совершенно непонятно. Какой такой район? Из всех описаний участников следует, что 13 и 14 марта «Смоленск» находился в открытом море, а потом повернул на запад к берегу. А по предшествующему (вчерашнему) сообщению правительственной комиссии вообще следует, что пароход находился чуть ли не на Аляске – это назвать «районом мыса Олюторского» никак невозможно. Но совершенно точно, 13 марта в Олюторском заливе «Смоленска» не было. Далее комиссия начинает какие-то странные манипуляции с географическими названиями. То Опукинский мыс, то Олюторский, что это? В свое время я от этого чуть с ума не сошел. На самом деле есть Олюторский залив, который от моря отделяет мыс Олюторский. В этом заливе есть река Апука (Опука), в устье которой у консервного завода разгружали самолеты.

-2

Фраза «немедленно собранны и отправлены лётом» очень решительная, но в реальности на разгрузку и сборку самолетов ушла почти неделя. А отправить самолеты своим ходом в Уэллен затруднительно, потому что кардинально не хватало дальности полёта. Как летчикам решить эту задачу, комиссия не уточнила. Но именно из-за проблем с дальностью пароход «Смоленск» и не пришел в эту точку раньше, а искал другие варианты. Но 14-го получил приказ: «Хватит искать, высаживай, где можешь». Что касается последней фразы, про самолеты «У-2», которые предложено «отправить дальше на север пароходом», то она совершенно бессмысленна, поскольку выше мыса Олюторского лежали льды. На этом распоряжения насчет отряда Каманина заканчиваются, и делается переход к хабаровскому

«15-16-го ожидается вылет из Хабаровска тт. Водопьянова, Галышева и Доронина».

Довольно лаконично, но на этом всё. Далее внимание переключается на ледовый лагерь:

«Тов. Шмидт подробно информирует о состоянии лагеря. Аэродром цел, на нем установлено дежурство. Сверх основного аэродрома, на котором сделал посадку Ляпидевский, выбраны запасные площадки, требующие небольшой работы для подготовки их к приему самолетов. Тов. Шмидт сообщает, что летчик Бабушкин не может летать на своем самолете «Ш-2», так как стоят очень низкие температуры – ниже 30 градусов. Тов. Шмидт сообщает, что 14 марта в поле зрения вышки лагеря нигде не было видно чистой воды».

Про аэродромы, основной и запасные, очень интересно, но несколько неактуально. В ближайшие недели они вряд ли понадобятся. А к чему лирика про чистую воду, совсем непонятно.

«Челюскинцы прислали благодарность за посылаемую ТАССом информацию о внутреннем и международном положении, передаваемую через цепь радиостанций Главного Управления Северного Морского Пути. Тов. Шмидт просит сообщить о событиях в Австрии, о которых челюскинцы сообщений не уловили.

Председатель Правительственной комиссии В. Куйбышев»

Мда, челюскинцы не могут благодарить за присланные самолеты и продукты, потому что их не присылают, поэтому благодарят за что есть - за информацию о международном положении. Хоть что-то. События в Австрии… остросюжетные….

Итого, большая часть правительственного сообщения – совершенно пустая, просто заполнение пространства бессмысленным шумом. Главная новость деликатно приглушена, движение самолетных отрядов искажены.
Про Слепнева и Леваневского не сказано ни слова. Почему? Вероятно потому что приказ выезжать из Нью-Йорка им отправили, но подтверждение о выполнении еще не получили.

В номере еще две статьи. Сравнительная большая «Ванкарем- Онман». В ней пересказывается подробно, но теми же самыми словами, вчерашнее правительственное сообщение в части о создании авиабазы в Ванкареме. При отсутствии в ближайшее время самолетов – тоже очень сомнительный повтор. Есть еще очередное известие об отправке аэросаней – полностью аналогичное предыдущим трем.

И большая статья Прасковьи Лобзы – вторая часть её воспоминаний о льдине. Тоже совершенно пустая.

Первый день кризиса прошел. Вроде что-то описали, но так чтобы никто ничего не понял

Следущая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.