Найти тему
Время Новостей

Слово мастерам. Новые романы литературных мэтров

Оглавление

Свежее и актуальное в искусстве почти всегда бодрит и часто оставляет с множеством вопросов. Но иногда хочется почитать книгу для уютного вечера, теплых выходных. Что-то, что не шокирует новизной этических норм и каруселью сюжетных поворотов. В таких случаях всегда можно обратиться к знакомой со школы классике или к новым произведениям давно знакомых авторов.

В сегодняшнем обзоре рассказываем о двух последних романах нобелевских лауреатов.

«Увидимся в августе», Габриэль Гарсия Маркес

Нобелевский лауреат по литературе, мастер магического реализма Габриэль Гарсиа Маркес умер десять лет назад. Но в марте 2024-го читатели мира увидели его новый роман «Увидимся в августе». Как это стало возможным?

Несколько лет перед смертью Габриэль Гарсия Маркес страд от дегенеративных изменений мозга. Писателя подводила память, он мучительно переживал утрату возможности работать в прежнем объеме, но полностью от литературного труда не отказывался.

Последним произведением, которое мастер написал до конца, был небольшой роман «Увидимся в августе». Но сам Маркес, перечитав готовый текст, велел сыновьям забросить машинопись подальше, ведь книга получилась «бесполезной». Долгие годы наследники Маркеса исполняли эту волю, но не так давно решили, что столь строгая оценка отца могла быть продиктована его болезнью. Они извлекли из хранилища пять вариантов механоскриптов и отдали в работу редактору Кристобалю Пера, который ранее сотрудничал с Маркесом.

Редактор бережно собрал варианты, вычитал, «подчистил», но, как утверждается, ничего не добавил от себя. Финальная, посмертная, версия последнего романа Габриэля Гарсия Маркеса вышла одновременно в нескольких странах мира, в том числе и в России. Поклонники творчества Маркеса уже могут прочесть книгу в удобном формате, включая аудио и электронную версии.

-2

Обложка книги. Иллюстрация: ast.ru

«Увидимся в августе» — роман незамысловатый и простой. Главная героиня Анна Магдалена Бах, красивая брюнетка, чей возраст приближается к пятидесяти годам. Она замужем с юных лет, ее брак стабилен и по средним меркам счастлив. Супруги вырастили двоих детей: сын успешен в карьере классического музыканта, в скором времени он должен занять место солиста филармонии. Дочь пока активно пользуется молодостью для разнообразных развлечений, но твердо намерена в ближайшем будущем уйти в монастырь. К мужу Анна Магдалена чувствует нежность, им есть о чем поговорить и, несмотря на долгие годы брака, они не утратили влечения друг к другу. В общем, хорошая упорядоченная жизнь с привычными ритуалами.

Одним из таких ритуалов для главной героини становится ежегодная поездка на два дня на небольшой островок Карибского бассейна. Здесь на старом кладбище на холме похоронена мать Анны Магдалены, и женщина приплывает на остров на пароме каждый август, чтобы принести на могилу матери гладиолусы и немного поговорить с ней.

Но этот ритуал не может оставаться неизменным, иначе и никакого романа не было бы. В одну из поездок, отдыхая вечером в лобби отеля после дневного зноя, Анна Магдалена замечает мужчину и ощущает что-то, чего раньше с ней не случалось. Она испытывает влечение к незнакомому человеку и по неведомой для себя причине решает этому чувству не противиться. Так к ритуалу дочернего горевания Анны Магдалены добавляется адюльтер. Как это скажется на упорядоченной жизни семьи Бахов, и поймет ли героиня причину внезапной поздней страсти?

«Увидимся в августе» — роман для ненавязчивого вечернего чтения.

«Поляк», Джон Максвелл Кутзее

Джон Максвелл Кутзее — автор, чуть менее известный в России, чем Маркес, но столь же признанный в мире. Южноафриканский писатель, критик и литературовед дважды становился лауреатом премии Букера, а в 2003 году получил Нобелевскую премию по литературе. Кутзее родился в Кейптауне, там же получил образование и начал исследовать мир. Он работал программистом в Лондоне, изучал структурную лингвистику в США, вернулся в ЮАР, откуда после пенсии эмигрировал в Австралию. Большой опыт путешествий и жизни за границей, позволил Джону Максвеллу Кутзее безжалостно писать об «искусственной морали западной цивилизации», что отметили академики при вручении автору Нобелевской премии.

Чаще всего в романах Кутзее поднимает темы расизма, социального неравенства и жестокости, но его никак не назовешь автором, склонным к самоповторам. Героями его книг становятся молодые и пожилые, мужчины и женщины, европейцы и африканцы, представители интеллигенции и люди без всякого образования. В новом, на сегодняшний день последнем романе «Поляк» автор рассказывает о большом чувстве, которого, с одной стороны, многие ждут, а с другой — не понимают, как с ним обходиться.

-3

Обложка книги. Иллюстрация: azbooka.ru

Беатрис — красивая женщина лет пятидесяти. Она живет в Барселоне с мужем-банкиром, два их сына, каждый в своей области, уже добились некоторых успехов. Сама Беатрис вовлечена в культурную жизнь города, она входит в группу активистов, которые организуют в Барселоне концерты классической музыки. «Концертный Круг» приглашает в город музыкантов, владеющих разными инструментами и представляющих разные школы, но в основном это исполнители-интерпретаторы великих композиторов прошлых веков.

По приглашению «Концертного Круга» в Барселоне оказывается пианист Витольд Вальчукевич, исполняет Шопена, а после — ужинает с организаторами концерта. За столом оказывается и Беатрис. На нее Витольд не производит яркого впечатления. Она видит уставшего пожилого мужчину (он старше героини на 20 лет), который несколько стеснен в беседе из-за языкового барьера. Исполнение Шопена Беатрис показалось слишком строгим и академичным, ей не хватило в игре Витольда страсти и полета. Но свои замечания Беатрис не высказывает, зато задает несколько глубоких вопросов о музыке и Польше. Этого оказывается достаточным, чтобы престарелый пианист проникся к каталонской красавице теплыми чувствами.

И Витольд не намерен хранить их в секрете от Беатрис. Довольно скоро он начинает писать ей электронные письма, строит свой концертный и преподавательский график так, чтобы была возможность встретиться с объектом любви. Беатрис, давно уже не испытывающая ярких чувств даже по отношению к мужу, кажется не заинтересованной в романтическом внимании иностранца. Она соглашается на встречу, чтобы объясниться с поляком и попытаться убедить его отказаться от надежд на какие-либо отношения. Но уверенность мужчины в предопределенности их встречи пробуждает в Беатрис интерес. Пусть интерес этот не любовный, Витольду его достаточно, чтобы ухватиться, как за тоненькую нить, и выйти из лабиринта.

«Поляк» — роман медленный, немного печальный, но не разбивающий сердце.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».