То, что российские выборы регулярно вызывают фекальный шторм в немецких СМИ и действуют на журналистов мейнстримных медиа как святая вода на одержимых, уже давно никого не удивляет. Да и как могло быть иначе? Ведь российский президент Владимир Путин, благодаря неустанным трудам мастеров пера с ярко выраженными русофобскими наклонностями, давно уже предстает в публикациях и видеосюжетах, рассчитанных на европейскую и американскую публику, в роли настоящего олицетворения зла, сравнимого по масштабу злодейства и угрозе для просвещенного человечества разве что с Волан-де-Мортом, а то и с самим Сауроном.
Мартовское голосование на выборах президента России 2024 в этом плане не стало исключением и собрало в немецкой прессе восхитительную подборку потрясающих сюжетов, некоторые из которых были весьма любопытны даже не с политической, а скорее с медицинской точки зрения.
Вот, например, издание Frankfurter Rundschau рассказывает, что где-то в России на избирательных участках раздавались ручки для голосования со специальными чернилами, которые растворялись при нагревании. Увы, продолжения истории о том, как чиновники избиркома сидели в ночи и прогревали “неправильные” бюллетени лампой накаливания, от гессенского издания не последовало.
По мнению Frankfurter Allgemeine Zeitung, “тот факт, что многие избирательные участки снимаются видеокамерами и имеют прозрачные урны для голосования, лишь имитирует прозрачность”, не поясняя, как они пришли к такому многозначительному, как с философской, так и с физической точки зрения выводу. На взгляд автора, семь лет отпахавшего в Санкт-Петербурге на выборах всех уровней членом избирательной комиссии с правом решающего голоса от оппозиционной партии, и знакомого с процессом изнутри, ничего более прозрачного, чем прозрачная урна для голосования, за которой можно наблюдать в онлайн-режиме, не может быть в принципе. Однако похоже, что для некоторых немецких журналистов либеральной направленности, когда дело касается современной России, даже законы физики действуют несколько иначе.
Однако пожалуй самым интригующим оказался материал в журнале Stern от патентованной русофобки Беттины Зендлинг, рассказавшей о том, как 98-летняя жительница Северодонецка голосовала на выборах на дому под бдительным присмотром вооруженного автоматом солдата в маске. Вероятно, осмелься старушка поставить крест в “неправильной графе”, солдат, по мнению Зендлинг, должен был тут же вынести приговор и привести его в исполнение.
Подобное отражение “реальности” немецкими медиа резко контрастирует с мнением наблюдателей, не побоявшихся отправиться в Россию и взглянуть на процесс волеизъявления своими глазами. Так, например, наблюдавший за выборами во Владивостоке немецкий эксперт Ульрих Зингер рассказал, что в своей работе ни разу не столкнулся с какими-либо ограничениями и препятствиями со стороны властей. Зингер пообщался с российскими наблюдателями от политических партий и членами УИКов, а также признался, что считает удивительным надомное голосование, при котором некоторых россиян, в том числе пожилых и больных, лично посещают по месту жительства. Также эксперт отметил, что “отличная практика оснащения участков видеокамерами и установка прозрачных урн, к сожалению, не прижилась бы в Германии”.
В том, что излишняя прозрачность выборов может повергнуть в шок некоторые политические партии Германии, перед которыми на выборах в бундестаг в 2025 году маячит реальная перспектива не преодолеть 5%-й барьер — вовсе не удивительно, и здесь герр Зингер абсолютно прав. Однако читать подобные статьи в немецких медиа тем более забавно, учитывая, что на выборах в бундестаг в 2021 году у автора настоящей колонки на участке для голосования даже не спросили паспорт, вполне удовлетворившись черно-белой страничкой приглашения без водяных знаков на процесс гражданского волеизъявления.
Но это, как вы понимаете, совсем другое.
Журналист и политолог Грегор Шпицен, автор Telegram-канала @Mecklenburger_Petersburger