Есть мнение, что в эволюционном ряду, соединяющем человека с обезьяной, отсутствует – потеряно – некое звено. Это устаревшее мнение, – давно уже с ним не сталкивался, по-этому не могу даже проиллюстрировать его скрином. К тому же, данное мнение было очень опасным для пользователя. Если задать вопрос, – а я всегда задавал, – о каком именно звене речь, у креационистов случался синий экран мозга. Ведь, с одной стороны, нельзя говорить об отсутствующем звене в цепочке, не признавая реальность самой цепочки. Если же цепочка – выдумка дарвинистов, возникал вопрос, почему они не выдумали её цельной…
Давно не видел. Или методички исправили, или – что больше похоже на правду, – перевелись креационисты, достаточно развитые, чтобы из «научного» им хотя бы креационизм заходил…
Но это – их проблемы. У антропологии же проблемы другие. И заключаются они в избытке звеньев, до некоторого момента – до появления эректусов около 2 миллионов лет назад – ни в какую «цепочку» не складывающихся.
Ранее на канале уже была публикация об австралопитеках ранних. В принципе, человек произошёл от каких-то таких обезьян, – крупных, как шимпанзе, с одинаково развитыми руками и ногами, ведущих полудревесный образ жизни, а на земле передвигавшихся на двух ногах и эпизодически пользовавшихся орудиями. Но, именно, от «каких-то таких». Ни про один из найденных видов нельзя утверждать, что он занимает, или хотя бы мог занимать, какое-то место в ряду предков человека.
В рядах австралопитеков настоящих также долго царили разброд и шатание, связанные с недостаточным количеством находок, избыточным их разнообразием, – каждый антрополог, откопавший что-то подходящее, считал себя первооткрывателем нового вида, притом, именно «предка»…. И спорами о датировках. Тем не менее, хотя бы фрагментарно, в этой области удалось достичь консенсуса.
Статус самого древнего австралопитека, следовательно, предка всех прочих, а следовательно и предка людей, после долгих позиционных боёв подтвердил австралопитек анамский. Прямоходящие обезьяны, живущие уже скорее в саваннах, с опушкой леса не связанные, очевидно упражняющиеся уже в регулярном использовании орудий появляются в Кении между 4.2 и 3.8 миллионами лет назад. Орудия, впрочем, не найдены. Но об использовании камней, как оружия, свидетельствует уменьшение клыков.
От анамского австралопитека около 3.5 миллионов лет назад происходят афарский – на севере полосы саванн, тянущихся от Эфиопии до мыса Добрых Надежд, – и африканский австралопитек на юге. Первый отличался лучшей приспособленностью к бегу, второй же – большим объёмом мозга. Но это (южно) африканским австралопитекам не помогло. Продолжателем славной династии признаётся скорее обитавший на севере афаренсис.
Как афарский австралопитек, в конце концов, – хотя и не бесспорно, – был опознан и «кениантроп», живший, как понятно по названию, в Кении 3.2 миллиона лет назад. По второй же части названия можно понять, что кениантроп какое-то время претендовал на большее, нежели статус «прямоходящей обезьяны». Именно кениантропам принадлежали древнейшие орудия олдуваского типа, – собственно, первые найденные на планете специально изготовленные орудия, а не просто камни использованные в качестве таковых…
То есть, априорная ассоциация с орудийной деятельностью только человека, сбила антропологов с толку. И сильно запутала картину. Первыми в орудийной деятельности были уличены эфиопские хабилисы – сразу прозванные «умелыми людьми». Но они жили, как теперь ясно, между 2.3 и 1.5 миллионами лет назад. Так что, между ними и афарскими австралопитеками смогли вклиниться австралопитеки гархи, пользовавшиеся олдувайскими орудиями, жившие 2.6 миллионов лет назад, обладающие небольшим мозгом (450 кубических сантиметров), но, при этом отличающиеся более прогрессивным строением зубов.
И зубы перевесили. Ведь, мозг мог в процессе эволюции увеличиться, сама же она обратного хода не имеет. Челюсти потомков не будут менее «человечными», чем челюсти предков… К тому же, и первые представители рода Homo по современным представлениям появились 2.3 миллиона лет назад, – одновременно с хабилисами, а значит, не могли происходить от них.
Таким образом, после долгой ругани и толкотни, на этапе австралопитеков очередь выстроилась: анамский, афарский, гархи, – за которым уже идут «люди». Причём, орудийная деятельность приобретает систематический характер не в начале цепочки, не в её конце, а в середине, – по мере развития идеи австралопитека между 4.2 и 2.3 миллионами лет назад.
...Лишние же австралопитеки перешли в «боковые ветви». Вообще, грацильные австралопитеки жили в Африке до 1.5 миллионов лет назад, – когда поезд давно уже ушёл и набор в «предки человека» завершился. Некоторые виды, например, южноафриканский австралопитек седиба – моложе человека (происходят от тех же гархи). Парантропы – массивные австралопитеки, – вероятно (но, не обязательно, этот вопрос менее интересен и не прорабатывался так плотно) также являются потомками австралопитека анамского.
Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала
Непонятным остаётся, однако, статус недавно открытых видов, – флоресисов, лусонских людей и людей наледи. По одним гипотезам (вызывающим больше доверия), они могут быть «боковыми ветвями» уже человеческого ствола – рода Homo. По другим же, как минимум, ветвь наледи, – тянется от афариканского австралопитека («брата» австралопитека афарского), отделяясь 2.8 миллиона лет назад. Этим объясняются примитивные признаки строения скелета, прогрессивные же черты строения черепа приобретены конвергентным путём… Однако, слишком многое из связанного с наледи, – тёмное дело.