Найти тему

Как полюбить математику? Мой опыт репетиторства

Оглавление

О том, что я математик, в Дзен-среде знают немногие, чаще я пишу о профориентации.

Но новость о математической тревожности меня просто "порвала". И даже не новость (конечно, математическая тревожность открыта не вчера), а одно из радикальных предложений некого Павла Пряникова, который предложил просто (ПРОСТО) перестать преподавать детям с математической тревожностью эту самую математику. Посыл простой - избавь от триггера и никакой тебе тревожности. М-да, герой явно и не математик, и не учитель, и не психолог. Да тут и психологом быть не надо, чтобы понимать весь абсурд предложения.

Мне понравились комменты под этой публикацией: "А я тревожусь по поводу коммунилки, можно ее убрать от меня?" и по поводу работы и пр. Ахах, народ быстро превратил это дело в мем.

НО! Новость подопнула меня к систематизации своих методов борьбы с математической тревожностью у моих подопечных.

О том, как я это делаю в коррекционной школе, писала здесь.

Сегодня хочу рассказать о своей работе с нормиками в рамках репетиторства.

В репетиторстве с нормотипичными детьми есть одно большое преимущество мы занимаемся индивидуально.

Первое, на что я делаю упор - чтобы ребенок мог объяснить, что ему непонятно, чтобы узнать глубину, на которую нужно опуститься при объяснении. Пример - ребенок может не уметь делить уголком потому, что не понимает сути умножения, которое является "парным" действием к делению или не знать разрядов чисел.

Кстати, часто дети не могут отрефлексировать на тему, а что непонятно-то. Ответы "все непонятно" и "ничего непонятно" мною не принимаются. Иногда приходится применять и психологические, и коучинговые методы, чтобы ребенок научился ПОНИМАТЬ, что он не понимает.

Второе - тоже очень важное - УЧУ, ВНУШАЮ, ЗАСТАВЛЯЮ ПОНЯТЬ, что ВАЖНО задавать вопросы в процессе обучения. Что это не страшно, не стыдно, не "стремно", не тупо. Вовремя заданный вопрос часто помогает избежать дальнейшего непонимания темы.

Третье (тоже психологический момент) проговариваю отдельно с ребенком и с родителями: оценки - не самоцель обучения, ругать за них нельзя (чревато большими проблемами во взаимоотношениях "родитель-ребенок", мотивации к обучению, самооценке и пр.)

Из методов:

  • Хвалю, подчеркиваю достижения, показываю пользу полученных знаний
  • Рисую при объяснении темы (визуализация)
  • Использую ассоциативные методы запоминания
  • Заставляю проговаривать вслух решение (задействую несколько анализаторов для лучшего запоминания), особенно при использовании алгоритмов (пример - чтобы сократить дробь, нужно числитель и знаменатель разделить на одно и то же число).
  • Стараюсь при объяснении непонятой темы преподнести материал так, чтобы ребенок сам предложил решение или объяснение (элементы проблемного обучения).
  • Обязательно показываю связь темы с жизнью, варианты применения знаний (моя коронная история о том, как при помощи тройного интеграла вычислить объем трехлитровой банки)
  • Показываю альтернативные способы решения (если они есть)
  • Прямо-таки заставляю вычислять в уме, показываю разные быстрые способы вычислений (да-да, нас этому учили в советской школе, но сейчас многим детям эти способы неизвестны или просто не применяются, ибо есть телефон с калькулятором и гуглом)
  • Играем или решаем задачки из реальной ситуации. Например, при разборе темы "Стоимость, цена, количество" играли в "магазин" с обязательной сменой ролей.
  • Меняемся ролями "учитель"-"ученик", чтобы закрепить понимание и потренировать логику объяснений.
  • Даю задание придумать похожие задачки, примеры и т.д.
  • Использую тренажеры, онлайн-платформы, тесты, интерактивные игры.

А еще много смеемся, делаем танцевальную паузу, чтобы отдохнуть, разговариваем об атмосфере в классе, рассуждаем над школьными ситуациями.

Я для своих деток не только репетитор, но и психолог, советник, референт, с которым они честно делятся своими проблемами и тревогами.

У меня 2 цели в рамках репетиторства:

  • привить к математике любовь, чтобы было желание самостоятельно в ней разбираться
  • научить методам самостоятельного поиска решения и логических рассуждений.
-3

Делитесь своими фишками и победами в преподавании математики ) Интересно будет почитать и применить!