Найти тему

Мои способы борьбы с математической тревожностью у детей с ОВЗ

Оглавление

Я не только профориентолог, по основной занятости - я учитель математики. Нежно и беззаветно люблю математику, в каждой теме вижу красоту и могу найти связь математики с любой ситуацией.

Конечно же меня зацепила тема математической тревожности, которую всколыхнул публицист Павел Пряников, предложив бороться с этим недугом простым отказом от математики:

«Наверное, этой половине учеников надо с 5-6 класса переставать преподавать математику, насильно всё равно не научишь ничему, тем более когда от предмета начинается паническая атака».

Вот уж я не знала, смеяться или плакать от такого предложения. Оно по себе до истерики абсурдно, но страшно от того, что такое решение вообще пришло в голову и было высказано на широкую аудиторию.

Я олигофренопедагог - преподаю математику в средней школе у детей с ОВЗ (преимущественно с УО), в свободное время занимаюсь как репетитор с нормиками. Заметила на своей практике, что, действительно, математику дети недолюбливают и боятся.

Поэтому я как учитель (в школе):

  • Стараюсь преподавать математику с юмором (положительный психологический настрой класса);
  • Сама придумываю задачки, главными героями которых выступают школьники (про себя или соседа решать интереснее)
  • Устраиваю математические побоища
  • Обязательно связываю темы с жизнью (даже если связь оооочень неочевидна)
  • Максимально визуализирую (рисую, показываю аналоги вокруг, обязательно использую на геометрии реальные модели)
  • Не заставляю заучивать термины, стремлюсь к пониманию смысла и пересказывания своим языком, пусть даже и не научным
  • Обязательно хвалю детей за малейшие достижения (для УО это особенно важно), использую прием - теперь ты объясняешь классу (большая ответственность и гордость для детей)
  • Использую дифференцированные задания, чтобы создать ситуацию успеха (ну и потому, что у каждого УО свой уровень, выше которого он не может прыгнуть)
  • Обязательно беседую с родителями о том, что важны не оценки, а понимание (вообще против оценок в коррекционной школе).

Мои цели (лишь бы завуч не увидел):

  • максимально использовать имеющийся у ребенка "математический" ресурс для применения в обычной жизни (в коррекционной педагогике эта цель называется социализацией)
  • глубоко посадить в голову мысль о том, что если не знаешь чего-то, то можно нагуглить, главное, ПРАВИЛЬНО СФОРМИРОВАТЬ ЗАПРОС (это очень большая проблема у УО)
  • в случае с моими УО лучше поверхностные веерные знания, чем глубокие точечные. Мне важно, чтобы они имели представление (именно имели представление, что такое есть, и что оно вот тут или тут может примениться, фиг знает как, но может) о многих аспектах математики, чем были профи в одном делении уголком.
  • переносить полученные знания на решение подобных задач (заоблачная цель, самая желанная, и редко достижимая в силу особенностей развития моих учеников).

Но я всем сердцем радуюсь, когда они делают даже малейшие успехи. Перефразирую Нила Армстронга:

"Любой правильно решенный (без подсказок) пример для них - огромное достижение для меня (как для учителя)".

Делитесь хитростями обучения особенных деток математике! Особенно способами мотивации к занятиям (сказки не предлагать, они мне уже оскомину набили: подготовки много, результата мало).

Математика - моя любовь!
Математика - моя любовь!