В четвертой книге «Истории» Геродот, рассказывая о скифах, упоминает о большом и многочисленном племени будин, причем замечает, что они коренные жители страны (4. 109). К сожалению, я не нашел всестороннего анализа этой информации, кроме как причисления будин то к «балтам», то к фино-уграм.
Подобного уровня споры касаются и территории проживания будин, куда их только не помещали, не обращая внимания на то что:
1. Будины, проживавшие выше савроматов, владели там вторым наделом (4.21). А первый их надел находился на правобережье Днепра – Борисфена, куда переселились невры (4.105), жившие в середине 5 в. до н. э. в верховьях южного Буга – Гипаниса (4.17).
Так что получается земли будин, начинаясь от Днестра (Тираса) доходили до Донца (Сигриса), что соответствует чернолесской археологической культуре 9-7 в. до н. э.
2. Будины не упоминаются Геродотом как соседи скифов, земли которых от Истра (Дуная) вначале граничили «с агафирсами, затем с неврами, потом андрофагами и, наконец, с меланхленами». Причем меланхлены проживали выше царских скифов (4. 20), занимая левобережье Днепра – Борисфена.
Из чего следует что будины, как и гелоны, входили в состав скифского царства. Именно они составляли основу борисфенитов (4. 18) и скифов земледельцев живущих на Южном Буге – Гипанисе, которые «сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу» (4. 17).
Геродот считал будин – кочевниками, «…у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы» (4. 108); гелоны же напротив: «занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов» (4. 109) и « говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов…».
Древнегреческий историк утверждает, что «жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов». Добавляя ниже: «…эллины и будинов зовут гелонами, хотя и не правильно». А называли они их так потому, что по-гречески лес – гилея, то есть гелоны просто лесные жители.
Что касается имени будин то, так их могли назвать агафирсы в значении – светлые (ср. будда – просветленный). Не исключено и ионийское происхождение названия, как находящиеся в движение, что ввело Геродота в заблуждение на счет их кочевого образа жизни. Хотя подобная ошибка могла быть вызвана и просто частой сменой мест проживания будин.
Следует так же заметить, что еще до посещения Геродотом Ольвии на территории чернолесской культуры уже кочевали степняки, и части ее населения даже пришлось бежать на север. Именно они создали там милоградскую археологическую культуру: «вся земля их (будин) покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника».
Причем вытеснили будин не скифы, а меланхлены и гелоны начавшие активно осваивать их земли в связи с угрозой, появившихся в Причерноморье агафирсов. С их приходом на землях чернолесской культуры начинается так называемый жаботинский этап и формирование скифообразной культуры лесостепи, которой в отличие от скифов характерна южная или северная ориентировка погребенных.
Если говорить об этнической принадлежности то будины – предки славян. Кстати члены общин обычно называют себя по месту проживания, а общее их название могло быть народ – индоевропейское – s-lau-os или древнегреческое – laos, с отсутствующим подвижным s. Но, к сожалению, греки еще долго продолжали их называть гелонами, будинами или борисфенитами.
https://ridero.ru/books/persy/
https://ridero.ru/books/saki/
https://ridero.ru/books/skify/