Читатель натолкнулся меня на мысль... Он с гордостью написал, что в их городе до революции было 45 школ, а после осталось только 23. Логичный вопрос — если все было так замечательно с образованием в царской России, то почему перед революцией в стране процент грамотных был в границах 30-35% и зачем так ненавистные большевики повсеместно организовали ликбезы для всех от 8 до 50 лет — в светлую голову читателя не пришёл, да и ладно.
Сразу оговорюсь, по опыту предыдущих публикаций – читается в полглаза, выводы подчас не имеют никакого отношения к написанному – речь пойдет только о начальном образовании в основном сельского населения.
Первую попытку внедрения всеобщего начального образования предпринял Пётр 1. В уездных городах при монастырях тогда были духовные школы, император приказал открыть при них начальные училища для детей всех сословий 10-15 лет. И открыть цифирные школы, в которых учили бы основам арифметики.
Это распоряжение не понравилось никому. Духовные школы были направлены на другое и какие-то новомодные науки отвергали. Купцы и ремесленники были против обучения своих детей где-то вне дома — мастерство, навыки и умения передавались от отца к сыну, тратить время на всякие арифметики считалось вредным и бесполезным. Цифирные школы в итоге очень быстро утратили популярность и закрылись, духовные продолжили готовить кадры для церкви. Кстати, учителя того времени придерживались традиционных взглядов на эффективное воспитание — вбивание знаний (в прямом смысле).
Фактически учиться могли только мальчики, считалось, что девочкам ни к чему. Положение поменялось при Екатерине 2, но все это касалось детей горожан, при абсолютном большинстве крестьянского населения, единицам из крестьян было доступно хоть какое-то образование.
"Министерство народного просвещения" в 1802 году создал Александр 1. Министерство сразу занялось бурной деятельностью. Устав предусматривал появление разного рода учебных заведений, по нашей теме – приходских училищ для бедного населения. Что это такое? Та самая церковно-приходская школа, создавались они при приходах, управлялись советом Синода при епархии. В начале 19 века в ЦПШ в течение года обучали мальчиков 6 лет чтению, письму и Закону божьему. Впоследствии они стали одноклассные (обучение 2 года) и двуклассные (обучение 4 года), с 1 или 2 учителями соответственно.
Со временем увеличилось разнообразие, В системе ЦПШ появились школы грамотности, c вышеозначенной программой, школы 3-х и 5-и летнего обучения, в которых главным предметом по-прежнему оставался Закон Божий, а дополнительными – церковное пение, церковно-славянский язык, чтение, письмо, основы арифметики. Преподавали в ЦПШ священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, часто из отставных солдат или крестьян.
История этих школ это сплошные страдания и фактически гнет для приходского духовенства. Никаких средств на них не выделялось, устройство ЦПШ полностью лежало на священниках прихода. Учителя преподавали бесплатно, постоянно менялись, жили за счет подношений родителей (чаще всего натурой). Помещения зачастую не соответствовали никаким минимальным требованиям – теснота, холод, грязь. Частенько не хватало учебников и письменных принадлежностей. Однако, худо-бедно дети учились. С 1896 года по 1907 финансирование ЦПШ взяла на себя казна. В этот период появились в основном отдельные здания под школы, в двухклассных добавился предмет история.
Именно этим школам мы обязаны появлением слова "однокашники". Это совсем не искаженное от одноклассников. Почти весь первый год дети учили азбуку – аз, буки, веди... – естественно, способности у всех разные, не одновременно получалось. Как только ученик наконец-то запомнил все буквы, он приносил в школу горшок каши, которую все дружно ели, отсюда и пошли однокашники.
Упомянутый читатель писал, что большая часть из 45 дореволюционных школ его секретного города были школами грамотности и ЦПШ. Комментарии, как говорится, излишни.
Еще один тип начальных школ – крестьянские. Полностью инициатива и старания крестьянской общины. Они всегда размещались в чьем-то доме, мало отличались от ЦПШ.
После отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств Появился еще один тип начальных школ. Земские школы (полное официальное название – одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) оставались самыми распространенными в империи вплоть до 1917 года. Постепенно в них установился четырёхлетний учебный курс с двумя классами, с двумя учителями. В школе преподавали русский язык, чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Но основным теперь считалось привитие устойчивых навыков грамотности.
Земские школы содержались за счет земств, со временем это стало основной деятельностью общественного самоуправления. Преподавать в них ехали энтузиасты (земства оплачивали труд учителя), Закон божий, естественно, священник, или дьяк. Такие школы можно поделить на направления – просветительское, идеологом которого был Лев Толстой, и ремесленное, ориентировавшееся на местные традиции. Первые предполагали широкий круг предметов, в числе которых рисование, пение, сольфеджио, нравственность. Вторые – приобретение трудовых навыков, профессии, традиционной для данной территории. Земства старались сократить часы, отведенные на Закон Божий в пользу реальных знаний. В общем и целом, земским школам полагалось учить детей необходимому минимуму навыков, чтобы они могли трудиться, уважать старших, царя, Отечество и Бога.
Учились дети с октября по май 3 года, еще один год был для отстающих. Школы эти стали развиваться такими стремительными темпами, что в начале 20 века, уже при Николае 2, государство задумалось о введении обязательного начального образования. В богатых земствах при школах устраивались мастерские, появлялись школы с 5 и 6-летним образованием. С начала 20-го века во втором и третьем классах стали вводиться уроки истории, географии, обществознание, религиозное и нравственное воспитание. Домашних заданий не было, оценок тоже, неуспеваемость детей учителя относили только на свой счет. Практически не было телесных наказаний. Экзамены проводились 1 раз, по окончанию школы и не были формальностью, их проводили не учителя, а инспектора.
Более или менее единая система начального образования стала появляться только после 1897 года, когда Министерство народного просвещения выпустило программу народного просвещения, где были утверждены обязательные предметы для одноклассных школ (и земских, и ЦПШ), это сопровождалось дополнительным финансированием. Содержание предметов было не очень трудным для усвоения:
1. По Закону Божию: главные события Священной истории, богословия, несколько десятков молитв на церковнославянском языке с их объяснением.
2. Чтение должно было обеспечить устойчивые навыки чтения нескольких рассказов и сказок.
3. Программа письма предполагала закрепление способности написать изложение коротких текстов, сочинений, как укажет учитель.
4. В математике нужно было усвоить четыре действия с многозначными числами. Единицы измерений, дроби.
5. Рисование.
6. Гимнастика.
Собственно, не случись революции, население не осталось бы безграмотным, по крайней мере, к 1930 предполагалось охватить начальным образованием всех без исключения.
P.S. В Санкт-Петербурге (наверняка не только) есть Детский исторический музей на Болотной улице и экспозиция "Где учился Филипок" в музее Политической истории. Если вы там еще не были, очень рекомендую и детям и взрослым.