Реальная история одного из лучших фотожурналистов Великой Отечественной войны - Дмитрия Бальтерманца.
Игорь ЕФРЕМОВ.
На главном снимке к этому материалу — одна из самых известных фотографий военной поры. Она так и называется - «Атака». Сейчас вот эти три бойца перепрыгнут окоп, и поднимутся те двое, что ведут огонь по врагу из траншеи. Кто из них выживет в этой атаке, а кого срежет вражеская пулеметная очередь — Бог весть.
Это фото сделано в ноябре 1941 года под Москвой одним из самых известных военных корреспондентов Дмитрием Бальтерманцем. Вот он на фоне самолета с фотоаппаратом «Контакс» производства немецкой компании Zeiss Icon:
Судьба Бальтерманца столь же удивительна, как и его творчество. Дмитрий родился в 1912 году в Варшаве в семье офицера Русской императорской армии Григория Столовицкого. Но когда мальчику было три года, его родители развелись, и мать вскоре вышла замуж за преуспевающего адвоката Николая Бальтерманца. Маленькому Диме дали не только новую фамилию отчима, но и отчество.
Перепробовав множество профессий, Дмитрий после окончания механико-математического факультета МГУ работал преподавателем математики в Военно-Воздушной Академии в звании капитана. Но в 1939 году по заданию газеты «Известия» сделал свой первый профессиональный репортаж о вводе частей Красной Армии на территорию Западной Украины. Бальтерманцу тут же предложили стать штатным фотографом издания, и он почти не колебался: «Душа уже была отравлена фотографией», - вспоминал он.
Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий Бальтерманц фотокорреспондентом «Известий» работал под Москвой, в Крыму, под Сталинградом (ниже — одна из его известных фотографий «Ближний бой»).
А дальше случилось непредвиденное. В 1942 году Бальтерманц приехал в Москву, чтобы проявить отснятый на фронте материал. Вот как описывала случившееся дочь Дмитрия Николаевича Татьяна:
«Бои шли под Москвой. Бальтерманц вернулся с задания, проявил пленки, повесил сушить и ушел спать. В редакции понадобился «горячий» снимок. Посмотрели свежие, только что привезенные репортером снимки, нашли подбитый танк, напечатали фотографию, а ретушеры «украсили» его огнем - горит красиво. И тут случился скандал. Кто-то наверху увидел, что танк этот не немецкий, а английский. А в подписи сказано: горит вражеский танк».
Да, на карточке были танки английского производства, поставленные в СССР по ленд-лизу, а бильд-редактор и ответсек слабо разбирались в военной технике. И дальше последовало хрестоматийное «наказание невиновных» - именно на Бальтерманца «повесили» всю вину за случившееся, уволили из «Известий», разжаловали в рядовые и отправили под Сталинград в штрафной батальон.
Там в бою он получил тяжелое ранение и едва не потерял ногу. Ее хотели ампутировать, но Бальтерманц наотрез отказался от операции. До 1944 года лечился в госпиталях.
Как «смывший вину кровью», после госпиталя вновь вернулся на фронт, но уже как фотокорреспондент газеты «На разгром врага» 6-й Армии третьего формирования, которая с декабря 1944 года и до конца войны воевала в составе 1-го Украинского фронта, освобождала Польшу, участвовала в Сандомирско-Силезской и Нижнесилезской наступательных операциях.
Завершила армия войну в городе-крепости Бреслау (ныне польский город Вроцлав), ликвидируя окружённую немецкую группировку войск. Там-то в марте 1945 года Дмитрий Бальтерманц сделал один из своих самых известных военных кадров. Снимок называется «Чайковский» . Снимок удивительный. Полуразрушенное здание, бойцы в шинелях и с оружием. Мы понимаем, что еще идет жестокая, смертельная война. Но в проломах здания уже чувствуется весна Победы. И музыка.