Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Воздушное сражение, в котором Гитлер с Герингом потеряли всю свою штурмовую и бомбардировочную авиацию

Накануне нового 1945 года немецкое командование разработало и готовилось привести в действие очень хитрый, но одновременно и весьма практичный план удара по англо-американским аэродромам, чтобы обеспечить контрнаступлению вермахта в Арденнах хоть какой-то успех. Однако это воздушное сражение, разгоревшееся 1-го января, обернулось крахом, хотя немцы, потеряв всего 200 своих самолетов, уничтожили или повредили 600 вражеских. Для немцев потеря всего 200 машин в тех условиях не компенсировала бы уничтожение и в 10 раз больше союзнических самолетов, потому что у американцев были запасы, а у немцев их не было. К тому же тогда как англо-американские самолеты уничтожались на земле, потерь в пилотах почти не было, а немцы потеряли практически весь цвет своей штурмовой и бомбардировочной авиации именно в воздухе. Очень интересный материал я обнаружил в старом советском журнале «Крылья Родины» за 1995 год. Ну, в 1995-м этот журнал уже как бы не был советским, потому что ничего советского в держав

Накануне нового 1945 года немецкое командование разработало и готовилось привести в действие очень хитрый, но одновременно и весьма практичный план удара по англо-американским аэродромам, чтобы обеспечить контрнаступлению вермахта в Арденнах хоть какой-то успех. Однако это воздушное сражение, разгоревшееся 1-го января, обернулось крахом, хотя немцы, потеряв всего 200 своих самолетов, уничтожили или повредили 600 вражеских. Для немцев потеря всего 200 машин в тех условиях не компенсировала бы уничтожение и в 10 раз больше союзнических самолетов, потому что у американцев были запасы, а у немцев их не было. К тому же тогда как англо-американские самолеты уничтожались на земле, потерь в пилотах почти не было, а немцы потеряли практически весь цвет своей штурмовой и бомбардировочной авиации именно в воздухе.

На штурмовку
На штурмовку

Очень интересный материал я обнаружил в старом советском журнале «Крылья Родины» за 1995 год. Ну, в 1995-м этот журнал уже как бы не был советским, потому что ничего советского в державе на тот момент не осталось, а всё стало коммерческим. Просто исчезла со страниц журнала и всяческая пропаганда и агитация, а появилось множество очень интересных материалов, которые по какой-то причине предыдущая редакция от своих читателей скрывала. Однако все подписчики этого издания, «присев» на него еще в древние советские времена, от его «советского» происхождения отказываться не собираются.

И вот, я прекрасно помню, как весной 1996 года, заполучив очередной номер моих любимых «Крылышек», я на 29-й странице обнаружил очень интересный материал по некоторому событию конца Второй Мировой войны, о котором прежде никогда не слыхал – это был немецкий авиационный удар по англо-американским аэродромам, чтобы поспособствовать успеху арденнского наступления гитлеровских войск, получивший название «операция Боденплатте».

Люфтваффе прикрывают немецкие войска над Арденнами
Люфтваффе прикрывают немецкие войска над Арденнами

Ну, про само немецкое наступление в Арденнах, начавшееся в декабре 1944 года, я слышал и до этого, и о действиях люфтваффе, обеспечивавших успех этого наступления, тоже слышал. Но я не слышал ничего о том, что было еще какое-то отдельное воздушное наступление, преследовавшее сугубо меркантильные цели – «вывести из оборота» англо-американскую авиацию, разгромив ее на аэродромах.

Принципиально в моей тогдашней неосведомленности ничего удивительного не было, так как в 1996-м году Интернета на бытовом уровне (и даже «на клубном») у нас не существовало, а военно-исторические книги, которые уже несколько лет подряд издавались в огромном ассортименте, мне были не по карману. Да и журнал «Крылья Родины», из которого я узнал об «операции Боденплатте», мне попался практически на халяву. Кроме того, я тогда еще не был любителем военной истории настолько, чтобы тратить на книги и журналы мою скудную зарплату – сами помните, какие времена тогда были.

Район проведения операции "Боденплатте". Внизу справа на карте виден район Балатонского сражения, которое началось через два месяца
Район проведения операции "Боденплатте". Внизу справа на карте виден район Балатонского сражения, которое началось через два месяца

Ну ладно, что было, то было, и сегодня я хочу представить моим читателям ту самую заметку из журнала «Крылья Родины» за 1995 год, из которой я и узнал в те далекие времена, как Гитлер с Герингом проиграли своё последнее авиационное сражение. Как выразился один мой кореш, с которым мы обсуждали это событие – «в тот день немцы потеряли всю свою боевую авиацию». Нет, у них еще были самолеты – даже в январе 1945-го на заводах Германии штамповали много новейших истребителей и бомбардировщиков. Но вот нормальные пилоты у них закончились именно 1 января 1945-го, когда при нападении на союзнические аэродромы был потерян практически весь цвет бомбардировочной и штурмовой авиации.

Почему я сказал, что люфтваффе лишилось последнего цвета бомбардировочной и штурмовой авиации? Да просто потому, что практически весь 1945 год после начала января немцы не могли осуществлять каких-то эффективных налётов на продвигающиеся войска союзников, как на Западном фронте, так и на Восточном. Примером может служить Балатонская операция против Красной Армии, когда немцы в начале марта 1945 года сосредоточили в Венгрии около 500 самолетов, из них почти две трети - бомбардировщики и штурмовики. Но за неделю боев потеряли почти половину всей этой численности, а поспособствовать своим войскам люфтваффе не смогло вообще никак.

"Фокке-вульфы" штурмуют английский аэродром
"Фокке-вульфы" штурмуют английский аэродром

И даже наши летчики-истребители, мемуары которых мне попадались на глаза, писали, что в том сражении немцы, натыкаясь на наши истребительные заслоны, чаще всего предпочитали бросать бомбы в чистое поле и удирать обратно, а не прорываться к цели, как это немцы делали до этого. Этот факт говорит о том, что даже под истребительным прикрытием совершенно необстрелянные пилоты бомбардировщиков и штурмовиков не имели никакого желания ввязываться в бой. А это для немцев было совсем не типично.

Итак, давайте же, наконец, прочитаем этот драгоценный очерк, который даже сегодня, в эру расцвета Интернета, так и не появился на просторах Всемирной Паутины, и который вы можете прочитать только на моем канале. Ясно, что данные 30-летней давности – это не те данные, которые можно получить из Википедии и с сайтов множества профильных специалистов, которые эту пресловутую «операцию Боденплатте» обсосали уже во всех мыслимых и немыслимых подробностях.

Разгром, учиненный на союзническом аэродроме
Разгром, учиненный на союзническом аэродроме

Но прежде всего я эту заметку предлагаю как материал раритетный, и именно так к нему и надо относиться, а не искать в предлагаемых цифрах каких-то новых открытий. Понятно, что этот материал является переработкой гораздо более ранних работ западных историков и прочих специалистов по воздушным войнам. Но все же это материал наш, отечественный, так как был написан нашим, отечественным писателем, появился в нашем, отечественном журнале и был рассчитан на наших, отечественных любителей авиации. А то, что те 30-летней давности отечественные любители авиации давно стали дедушками и пенсионерами – не играет никакой роли.

В заключение хочу сказать, что я предлагаемый материал совсем никак не редактировал, единственное, что я сделал – это разделил некоторые слишком большие блоки на более компактные абзацы, чтобы удобнее было читать.

Заголовок очерка из журнала "Крылья Родины"
Заголовок очерка из журнала "Крылья Родины"

Журнал «Крылья Родины», № 12, 1995 г.

ПОСЛЕДНИЙ «БЛИЦ»

Операция «Боденплатте»

Сергей Иванников

К концу 1944 г. войска антигитлеровской коалиции с востока и с запада плотно обложили границы третьего рейха. Уже пали первые опорные пункты на германской территории. Никакое «чудо-оружие» типа Фау-1 и Фау-2 не могло отсрочить полного разгрома. Последней надеждой нацистского руководства был испытанный «бронированный кулак» и изрядно потрепанные, но все еще боеспособные люфтваффе.

Контрнаступление в Арденнах, развернутое войсками фон Рунштедта в начале декабря, имело целью переломить катастрофическую для рейха ситуацию хотя бы на Западном фронте. Немецкие танки при поддержке авиации прорвали оборону и стремительно продвигались к Антверпену. Низкая облачность, снегопады и туман над союзническими аэродромами дали люфтваффе временное тактическое превосходство в воздухе.

Журнал «Крылья Родины», № 12, 1995 г. - обложка и очерк "Последний "блиц"
Журнал «Крылья Родины», № 12, 1995 г. - обложка и очерк "Последний "блиц"

Но вскоре продвижение вермахта на Запад стало пробуксовывать. Американцам, подтянув резервы, удалось залатать дыры в обороне, и угроза наступления советских войск не позволяла немцам перебрасывать силы с Востока.

К тому же, в последних числах декабря, наконец, установилась ясная морозная погода, и авиация союзников вновь обрела господство на всех высотах. Более 3000 бомбардировщиков в массированных налетах разгромили тылы немецких войск. Последней попыткой люфтваффе поддержать захлебывающееся наступление стала операция «Боденплатте» («Ровная земля»). Из кодового названия следует, что немцы надеялись стереть с лица земли союзную авиацию.

Схема ударов люфтваффе 1 января 1945 г. Схема из журнальной статьи
Схема ударов люфтваффе 1 января 1945 г. Схема из журнальной статьи

Решение нанести серию мощных ударов по аэродромам союзников было принято еще в начале ноября 1944-го. Его выполнение Геринг поручил командиру 2-го истребительного корпуса Дитриху Пельтцу.

От операции «Боденплатте» ожидали «молниеносного» результата. Она началась по сигналу «Герман» утром 1 января 1945-го. К этому времени на 35 аэродромах, разбросанных от Бремена до Штутгарта, было сосредоточено и основательно замаскировано около 800 боевых самолетов. В основном это были новейшие Мессершмитты Вf-109G-10,G-14, К-4 и Фокке-Вульфы FW-190 А-8, F-8, D-9, сведенные в 10-ю истребительную эскадру.

Генерал Дитрих Пельтц (1914-2001 гг.) - в центре фото
Генерал Дитрих Пельтц (1914-2001 гг.) - в центре фото

Кроме них, в операции участвовали бомбардировщики и штурмовики всевозможных типов - то, что удалось собрать по всей Европе.

Мощную группировку сильно ослаблял человеческий фактор. Многие опытные ветераны погибли в боях, и летчики в большинстве своем были 16-17-летними необстрелянными юнцами из так называемого «призыва Геринга».

Фото из журнала - Первое утро 1945 года. FW-190-F8 стартует с заснеженного аэродрома
Фото из журнала - Первое утро 1945 года. FW-190-F8 стартует с заснеженного аэродрома

К изъянам «Боденплатте» прибавлялось почти полное отсутствие свежих данных авиаразведки. Несмотря на все это, операция началась точно по сценарию. Механики использовали новогоднюю ночь для демонтажа лишнего оборудования - самолёты и без того были нагружены подвесными баками, бомбами и максимальным боекомплектом для пушек.

Фото из журнала - Уничтоженный на аэродроме "Спитфайр"
Фото из журнала - Уничтоженный на аэродроме "Спитфайр"

На рассвете армада поднялась в воздух. Под охраной ночных истребителей Юнкерс Ju-88 и Ju-188 самолеты собирались в группы по 50-70 машин и ложились на курс. Чтобы скрыться от радаров, высота полета не превышала 50 м. Соблюдалось полное радиомолчание. Маршруты групп указывали с земли дымами и пиротехникой. Объектами штурмовых ударов были выбраны 67 аэродромов союзной авиации в Бельгии и во Франции.

Фото из журнала - Финал "Боденплатте". Английский летчик Т. Шенклер позирует на фоне сбитого им "Фокке-Вульфа"
Фото из журнала - Финал "Боденплатте". Английский летчик Т. Шенклер позирует на фоне сбитого им "Фокке-Вульфа"

Несколько катастроф при взлете с ледяных ВПП не снизили боеспособность эскадры. Однако впоследствии ситуация осложнилась из-за тяжелых потерь в истребительных группах JG-1, JG-26 и JG-77, направлявшихся в район Брюсселя. Глубокая секретность операции «Боденплатте» вышла боком. Над побережьем Северного моря самолеты, шедшие в плотном строю, напоролись на шквальный огонь немецких зениток, прикрывавших пусковые установки ракет Фау-2, расчеты которых не были предупреждены.

На других направлениях обошлось без подобных инцидентов. Наземная ПВО и дежурные истребители союзников обнаружили немцев уже над своими аэродромами, когда те выполняли маневр перед атакой. При визуальном контакте с целью самолеты набирали высоту 1000 м, сбрасывали пустые баки и пикировали. Каждый делал не менее 5 заходов.

Этот "Фокке-вульф" так и не смог взлететь
Этот "Фокке-вульф" так и не смог взлететь

На аэродроме Мальдегем 135-е крыло королевских ВВС потеряло 13 «Спитфайров».

В Урселе сгорело несколько плотно стоявших «Ланкастеров» и «Дакот».

Над Сен-Дени-Вестрем, где базировалось 131-е (польское) крыло RАF, .Фокке-Вульфы. из JG-1 сбили 8 из 12 «Спитфайров» дивизиона 309, заходивших на посадку. Две группы английских истребителей, прибывших следом, «завалили» 19 «фрицев», но еще б самолетов из 317-го дивизиона были расстреляны на полосе.

На главные цели, авиабазы под Брюсселем, напало сразу более 150 FW -190 и Bf-109. В Гримбергене и Эвере они вывели из строя десятки В-17, С-47, «Энсонов» и «Спитфайров».

Нападение "Фокке-вульфов" и "Мессершмиттов" на английский аэродром
Нападение "Фокке-вульфов" и "Мессершмиттов" на английский аэродром

12 истребителей 416-го дивизиона были сбиты на взлете в Мельсбруке. Зенитки вели беспорядочную малорезультативную стрельбу, и некоторые немецкие летчики атаковали аэродромы по 15 и более раз.

Элитная группа JG-3 «Удет» под командованием Хайнца Бара (на счету которого было уже 200 побед) за 20 минут разгромила английский аэродром в Эиндховене. Из более чем 200 истребителей «Тайфун» и разведчиков «Спитфайр» РR здесь сгорело 30 машин.

Внезапность нападения все же не позволила немцам устроить безнаказанное избиение. 12 «Мустангов» (Р-51D) из 352-й истребительной группы ВВС США в то утро готовились к взлету с аэродрома в Ахене, когда в небе появилось около 50 вражеских самолетов. За 45 минут маневренного боя американцы уничтожили 13 FW -190 и 10 Вf -109. Лишь один «мустанг» был сбит дружественным огнем своих же зенитчиков.

Разбитый бельгийский аэродром Аш (Asch)
Разбитый бельгийский аэродром Аш (Asch)

Во многих местах эффект неожиданности не сработал вовсе - истребители союзников встречали нападающих в воздухе. Так, 126-е крыло RAF сбило 24 самолета, прорывавшихся к авиабазе Гиш. Ни один истребитель-бомбардировщик из многочисленной группы JG-4 не достиг Ле-Кюлота и Сен-Тронда южнее Брюсселя. 53-я группа, шедшая на Мец, была вынуждена избавиться от подвесных баков и удрать, потеряв 8 самолетов, после «свидания» с «Тандерболтами». Летчикам 404-го крыла, отбившим налет на Брюстем, достался легко поврежденный FW-190, посаженный абсолютно деморализованным молодым пилотом. Ценный трофей, перекрашенный в ярко-красный цвет, летал уже через день, вызывая зависть соседей.

Иллюстрации из журнала "Крылья Родины": самолеты - участники операции "Боденплатте"
Иллюстрации из журнала "Крылья Родины": самолеты - участники операции "Боденплатте"

Итоги воздушного сражения оказались тяжелыми для обеих сторон. Из налета не вернулось более 200 немецких самолетов. 96 машин было сбито, причем две трети - зенитной артиллерией. Остальные разбились в авариях или приземлились на территории противника (есть данные, что убито было 143 пилота люфтваффе, и 70 попали в плен – прим. ред.). Психологический шок от потерь был настолько велик, что уцелевшие летчики в этот день наотрез отказались повторно вылетать в бой (невиданный случай в истории люфтваффе).

Немцам все же удалось уничтожить на аэродромах и в воздушных боях около 50 американских и 150 английских самолетов. Кроме того, более 100 были списаны, как не подлежащие восстановлению и еще 300 требовали длительного ремонта.

Несмотря на все это, операция не принесла стратегического успеха. Союзная авиация сохранила подавляющее численное превосходство. Даже британская 2-я тактическая воздушная армия маршала авиации Бродхерста, понесшая наибольший урон, полностью восстановила боеспособность всего за 48 часов, благодаря моментально присланным подкреплениям.

Сбитый Bf-109. Рядом - слишком молодой немецкий летчик, попавший в плен
Сбитый Bf-109. Рядом - слишком молодой немецкий летчик, попавший в плен

Не прекращалась и авиационная поддержка сухопутных войск. Итогом боевой работы 2 января 1945 г. одной только 9-й группы ВВС США стали 22 уничтоженных немецких танка, 37 бронеавтомобилей, 320 грузовиков, 37 локомотивов, 800 вагонов и 73 «перерезанных» железнодорожных ветки. Вовсю работала стратегическая авиация. 2 января сотни «Летающих крепостей», не встретив серьезного противодействия, разбомбили промышленные объекты в Касселе, Кобленце и Тревесе, а «Ланкастеры» и «Галифаксы» вывели и строя судоходный канал Дортмунд - Эймс.

Последний блицкриг обернулся «пирровой победой». В операции «Боденплатте» люфтваффе исчерпали все резервы и перестали быть организованной силой на Западном фронте. Все мало-мальски укомплектованные части были брошены на рушащийся Восточный фронт.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Дуглас Бадер – самый великий британский ас без двух ног. Мечтал сбить Галланда, но в итоге только угостил его сигарами

Как немецкий истребитель Fw-190A в ходе войны превратился в Fw-190D, а потом – в Ta-152

Двухмоторный истребитель «Фокке-Вульф» FW-187 – неудачливый конкурент «Мессершмитта» Bf-110

Самые известные управляемые и неуправляемые боевые ракеты Третьего Рейха