Найти в Дзене
Оксана Фарфоровна

Севрская мануфактура, или фарфоровый Па-Пом-Падур. Часть первая

Пятничный бонжур-фарфожур, друзья! :)

Давно мы с вами не путешествовали. Сегодня предлагаю в конце рабочей недели отправиться в юго-западное предместье города Парижа и познакомиться со Севрской фарфоровой мануфактурой.

В конце 1730-х годов открыла свои двери данная мануфактура. Но находилась она изначально к востоку от Парижа - в Венсене.

Город известен в первую очередь своим замком, где отдали богу души аж пять французских королей. Ну, и тем, что в эмиграции там жил анархист красного толку Нестор Иванович Махно. Но это совсем другая история :)

Венсенский замок (Chateau de Vincennes). Королевская резиденция с дурной славой. Стала последним пристанищем для Людовика X, Филиппа V, Карла IV, Карла IX и Генрих V
Венсенский замок (Chateau de Vincennes). Королевская резиденция с дурной славой. Стала последним пристанищем для Людовика X, Филиппа V, Карла IV, Карла IX и Генрих V

Уже к 1756 году Жанна-Антуанетта Пуассон, более известна как Маркиза де Помпадур и фаворитка Людовика XV, перевела мануфактуру в Севр. Там уже было развёрнуто стекольное производство.

 Маркиза де Помпадур собственной персоной. 1759 год. Художник Франсуа Буше
Маркиза де Помпадур собственной персоной. 1759 год. Художник Франсуа Буше

Место не абы куда выбрано, друзья. Севр находится на полпути между французской столицей и Версалем. Маркиза была с жилкой бизнесмена (естесна, она же происходила из семьи финансистов) и вообще имела на протяжении двадцати лет огромное влияние на короля. Никакие государственные дела не решались без её мнения.

Но самое главное - она покровительствовала наукам и искусствам в особенности. Даже Вольтер искренне восхищался маркизой, хотя иногда и подсмеивался над её мещанскими манерами.

Поэтому неудивительно, что в 1759 году мануфактура стала королевской.

Иллюстрация королевской мануфактуры. 1756 год
Иллюстрация королевской мануфактуры. 1756 год

Но хотелось бы отдельно упомянуть само здание.

К его строительству привлекли архитектора Лорана Ленде. Информации о нём сохранилось мало, но точно известно, что в 1735 году Ленде получил третью премию в конкурсе Королевской академии архитектуры в Париже. И, конечно же, данная мануфактура стала венцом его профессиональной деятельности.

Сейчас в здании находится Музей керамики, который был открыт ещё в 1824 году директором мануфактуры Александром Бронньяртом (?)
Сейчас в здании находится Музей керамики, который был открыт ещё в 1824 году директором мануфактуры Александром Бронньяртом (?)

Однако само здание вызывало критику современников, но Лоран Ленде оставался архитектором мануфактуры вплоть до своей смерти в 1769 году.

На первом этаже располагались мастерские, а выше проживали художники, скульпторы, позолотчики, технологи и т.д.

Первые изделия в Севре - откровенное подражание мейсенскому фарфору.

Но в искусстве началась эпоха рококо. И главным художником мануфактуры стал «живописец цветов и фруктов» Жан-Жак Башелье.

Ваза-курильница. 1779 год, Севрская фарфоровая мануфактура. Автор Жан-Жак Башелье
Ваза-курильница. 1779 год, Севрская фарфоровая мануфактура. Автор Жан-Жак Башелье

И вот тут Севрская мануфактура нащупала свой узнаваемый стиль. Приложил к этому руку и химик Жак Элло, который изобрёл два оттенка оригинальной краски, - «королевскую синюю» и «розовую помпадур». Именно по ним и узнают изделия знатоки французского фарфора.

Изначально Севр работали по мягкому фарфору (пат-тандр, pаte tendre - мягкая масса). В 1768 году только были обнаружены залежи каолина близ Лиможа. И уже начинается производство твёрдого фарфора.

Поднос с бабочками. 1760-е, Севрская фарфоровая мануфактура
Поднос с бабочками. 1760-е, Севрская фарфоровая мануфактура
-8
Ваза. 1770-е, Севрская фарфоровая мануфактура
Ваза. 1770-е, Севрская фарфоровая мануфактура

До Французской революции изделия становились всё более и более помпезными. Кстати, рабочие Севрской мануфактуры очень «сочувствовали» революции...

С 1775 года выпускают «фарфор королевы» - васильки на белом, поскольку мануфактурой управляла уже Мария-Антуанетта.

Чашка с изображением Марии-Антуанетты. 1782 год, Севрская фарфоровая мануфактура
Чашка с изображением Марии-Антуанетты. 1782 год, Севрская фарфоровая мануфактура

Молочник из кофейного сервиза. 1810 год, Севрская фарфоровая мануфактура
Молочник из кофейного сервиза. 1810 год, Севрская фарфоровая мануфактура

Но Наполеон всем фарфорам (и не только севрскому) крылышки-то пообломал. Его Египетский поход вызвал моду на египетский стиль :)

Бюст Наполеона. 1811 год, Севрская фарфоровая мануфактура
Бюст Наполеона. 1811 год, Севрская фарфоровая мануфактура
Чайная пара. Севрская фарфоровая мануфактура
Чайная пара. Севрская фарфоровая мануфактура
-14

А начавшийся теперь стиль ампир отличался обилием позолоты, яркими красками и военными атрибутами.

Чашка с двумя (!) ручками и блюдце. 1806-1807 гг., Севрская фарфоровая мануфактура
Чашка с двумя (!) ручками и блюдце. 1806-1807 гг., Севрская фарфоровая мануфактура

Чайник. 1812 год, Севрская фарфоровая мануфактура
Чайник. 1812 год, Севрская фарфоровая мануфактура

Новый управляющий мануфактуры Александр Броньяр запустил выпуск больших парадных сервизов. В том числе и для дипломатических даров.

Столовый сервиз. 1801-1802 гг., Севрская фарфоровая мануфактура
Столовый сервиз. 1801-1802 гг., Севрская фарфоровая мануфактура

Потом ампир сменился на викторианский. И на мануфактуре произошло возрождение стиля Людовика XVI. Со старых форм, хранившихся в запасниках, смахнули пыль и снова запустили в производство.

Чайно-кофейный сервиз в восточном стиле. 1855 год, Севрская фарфоровая мануфактура.
Чайно-кофейный сервиз в восточном стиле. 1855 год, Севрская фарфоровая мануфактура.
Ваза. 1847 год, Севрская фарфоровая мануфактура. Автор Жан-Шарль Франсуа Лелуа
Ваза. 1847 год, Севрская фарфоровая мануфактура. Автор Жан-Шарль Франсуа Лелуа

Луи Робер изобрёл технику «масса-на-массу» (pate-sur-pate). Её позже подхватили англичане Wedgwood и Meissen.

На Всемирной выставке 1851 года его ваза произвела сенсацию.

-20
Тарелка из сервиза. Июль 1854 г., Севрская фарфоровая мануфактура
Тарелка из сервиза. Июль 1854 г., Севрская фарфоровая мануфактура

Перескочу на несколько десятилетий вперёд. Один из моих любимых периодов - ар нуво! На это и закончим. Потому что хорошего понемножку :)

Ваза с цветочным орнаментом. 1911 год,  Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain). Автор Луи-Жюль Трагер
Ваза с цветочным орнаментом. 1911 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain). Автор Луи-Жюль Трагер
Ваза. 1907 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Ваза. 1907 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Ваза. 1906 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Ваза. 1906 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)

Все вазы выше - одно большое ХОЧУ :)

Чайник из кофейного сервиза. 1923 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Чайник из кофейного сервиза. 1923 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Кофейный сервиз. 1923 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Кофейный сервиз. 1923 год, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)

А как вам такой сервиз???

Чайный сервиз в виде ракушек. 1930-е, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)
Чайный сервиз в виде ракушек. 1930-е, Севрская фарфоровая мануфактура (Sèvres Porcelain)

В следующей части мы поговорим о периоде mid-century (мид-сенчури, ага), современном производстве и о том, как разбираться в клеймах мануфактуры.

Надеюсь, не утомила вас :)

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна

Вы всегда можете сказать мне «спасибо» на карту СБЕРА 2202 2067 9976 7871 ❤️