Цель данной статьи - это далеко не критика формационного подхода, ее задача - разобраться с реальностью одного из исконных страхов, что всё сломается, придёт в негодность и мы скатимся с тех вершин, на которые вскарабкались.
Тема очень сложная, и если вы выйдете за рамки учебника, где всегда всё просто и понятно, ни один специалист не даст вам однозначного объяснения причин этого процесса. Одно можно сказать точно: земледелие не было той технологией, которую стремились перенимать племена, её не имевшие.
Так, чтобы преодолеть путь от долин рек Ближнего Востока до Южного Кавказа и Малой Азии, а это что-то около 1000 км, потребовалось 3000 лет. На территорию Франции и Италии земледелие шло около 4000 лет.
Развитие производящего хозяйства привело к смене первобытно-общинного строя рабовладельческим, во всяком случае, так стало принято после того, как в 1938 году рабовладельческая формация была зафиксирована в Кратком курсе истории ВКП(б).
Но понятие "раб" гораздо более сложное, чем может показаться. Самое простое - это человек, который находится в собственности, как говорил Марк Теренций Варрон: "Раб - это говорящее орудие".
Однако провести черту между рабом и зависимым крестьянином не так уж и просто, особенно если взглянуть на явление более широко.
«Раб не может иметь собственности»
У ацтеков раб не только мог владеть собственностью, но и своими рабами.
«Раб не является самостоятельным лицом и не может выступать как субъект права»
У тех же ацтеков раба нельзя было продать без его разрешения, а сам он был волен жениться по своему усмотрению. Если же с ним плохо обращались, он и вовсе мог получить свободу, часто для получения этой самой свободы нужно было отработать определённый срок, о чём пишет, например, Хассиг Росс в работе "Война и общество в древней Мезоамерике".
Другое дело, что если нет собственной земли, эта самая свобода не особо-то и нужна, так как рабу предоставляли кров и питание, и бедные люди, особенно в период неурожаев, сами продавали себя в рабство.
Хотя, например, в Древнем Египте были шапки - люди, продававшие себя в рабство в обмен на право получить загробную жизнь.
Достаточно интересное определение рабу даёт Цицерон:
"Свобода заключается не в том, чтобы иметь справедливого хозяина, а в том, чтобы его не иметь вовсе", то есть тот же зависимый крестьянин, не способный покинуть землю феодала/помещика, на которой живёт и работает, по большому счёту тоже является рабом.