14 октября 1800 года вышел императорский указ о мундире Московского университета, в котором чиновникам университета полагались кафтан темно-зеленого цвета с малиновым воротником и обшлагами, камзол и исподнее платье; на мундире были белые пуговицы, в одной половине с гербом империи, а в другой – с атрибутами учености. Иллюстрация ниже демонстрирует как по описаниям выглядел этот мундир.
Такое обмундирование использовалось совсем недолго – фактически неполных три года – и было отменено в связи с образовательной реформой Александра I, начатой в 1803 году. В числе первых министерств, созданных в соответствии с реформой высших органов управления империей, было и Министерство народного просвещения. Его главной задачей стало создание и координация целостной системы образования Российской империи от начальных училищ до образовательных учреждений высшей ступени – университетов.
Именным указом от 24 января 1803 года все учебные заведения, состоявшие в ведении нового министерства, были распределены по шести создаваемым учебным округам с центрами в городах, где университеты уже существовали (Москва, Вильно, Дерпт) либо только создавались или преобразовывались из училищ более низкого уровня (Харьков, Казань, Санкт-Петербург).
В 1804 году был издан Устав императорских российских университетов, впервые даровавший и гарантировавший высшей властью империи некоторые элементы традиционной университетской автономии. Университеты получили право самостоятельно избирать профессоров, деканов и ректора университета, решать довольно широкий круг вопросов внутреннего устройства и развития, иметь собственный университетский суд, проводить научную аттестацию своих членов, присваивать ученые степени и прочее.
Мундир Московского учебного округа был утвержден 14 апреля 1804 года и имел кафтан темно-синего сукна, одинакового для всего министерства, со стоячим воротником и обшлагами, цвет которых был оставлен прежним – малиновым. Под ним в торжественные дни полагалось носить белое исподнее платье, а в повседневном употреблении разрешалось синее. Отличительной особенностью мундира для преподавателей, обладавших классными чинами, было золотое шитье на воротнике, обшлагах, пуговичных петлях и карманных клапанах. Описание вышивки, которое сохранилось, свидетельствует о том, что изображались лавровые и дубовые ветви. Полное шитье полагалось чинам VII класса и выше, а более низшие чины лишались вышивки на карманах и ветвей на обшлагах. Мундиры служащих, не имевших классных чинов, и студентов были вообще без этих знаков отличия. Сохранилось изображение профессорского мундира с шитьем.
В действительности же, мундир был неотъемлемым признаком отличия только в торжественные дни, в повседневной жизни профессора не стремились к его ношению. По воспоминаниям студента С. П. Полуденского, во второй половине 1780-х – начале 1790-х годов «профессора являлись на лекции кто в чём хотел, большею частью во фраках». Со студентами всё было строже. Поскольку среди прочих элементов университетской автономии в России члены университетской корпорации освобождались от юрисдикции коронных судов в пользу суда университетского, существовало распоряжение носить униформу и вне университетских стен. Сохранился ряд инструкций университетского начальства, требующих обязательного ношения мундира за пределами университета, дабы в случае попадания под караул «можно было без затруднения узнать студента или принадлежащего к университету чиновника для последующего препровождения в университетский карцер». И такое положение дел сохранялось всю александровскую эпоху.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера