В далёком 1913 году в России сконструировали четырёхмоторный самолёт, который поставил ряд мировых рекордов…
«Илья Муромец» - это, можно сказать, родоначальник Военно-Воздушных Сил России. Его отцом-основателем стал выдающийся инженер Игорь Иванович Сикорский.
Прототип «Ильи Муромца» был построен в октябре 1913 года на заводе «Руссо-Балт». Первый полет совершил сам И. И. Сикорский 10 декабря 1913.
Сикорский был настолько уверен в безопасности своего детища, что не боялся летать над городом. 12 февраля 1914 в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Целые толпы собирались, чтобы посмотреть гигантский для того времени самолёт. В то время пилоты одномоторных самолётов избегали полётов над городами, так как в случае отказа мотора вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой.
А еще «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Впервые в истории авиации у него был отдельный от кабины пилота салон, со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом.
16-17 июня 1914 года Сикорский совершил перелёт Петербург - Киев с одной посадкой в Орше.
«Илья Муромец» в Первой мировой войне.
К началу войны было построено уже четыре «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. К тому времени все аэропланы воюющих стран предназначались лишь для разведки, и потому «Илью Муромца» следует считать первым в мире специализированным самолётом-бомбардировщиком.
За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями.
Во время войны было начато производство самолётов серии «В», наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии «Б» меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью 1915 произведён опыт бомбометания 410-килограммовой «супер-бомбы».
Производство самолётов продолжалась до 1918. Чудо-машины на одной из которых была достигнута высота 5200 м, использовались в Гражданскую войну.
В 1918 не совершено ни одного боевого вылета Муромцев. Лишь в августе-сентябре 1919 Советская республика смогла использовать две машины в районе Орла. В 1920 совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
Технические характеристики:
- Размах крыльев: верхнего – 30,87 м, нижнего – 22.0 м;
- полная площадь крыльев – 148 м;
- вес пустого самолета – 3800 кг;
- полетный вес – 5100 кг;
- максимальная скорость у земли – 110 км/час;
- посадочная скорость – 75 км/час;
- продолжительность полета – 4 часа;
- дальность полета – 440 км;
- время набора высоты до 1000 м – 9 мин.;
- длина разбега – 450 м;
- длина пробега – 250 м.
Рекорды:
- Грузоподъемности: 1290 кг (взяв на борт 14 человек и собаку).
- На рекордную высоту в 2000 метров поднялся 4 июля 1914 года с 10 пассажирами на борту.
- 5 июня 1914 поставил рекорд продолжительности полета (6 ч. 33 мин. 10 сек.).