Добрый день, дорогие читатели!
В пойме Енисея есть множество старообрядческих поселений, встречаются они не только в отдалённых скитах, но также в больших селах Сибири. Один из авторов «Архитектурного чайника» побывал в одной из таких деревень и сегодня расскажет как же живут истинные старообрядцы вдали от городской суеты и технологий. Приятного просмотра!
Взгляды старообрядцев на жизнь
Старообрядцы в соответствии с их верованиями отказываются обзаводиться паспортами, не получают пенсии. Технические новшества многими из них отвергаются, в домах нет компьютеров, микроволновок, стиральных машин.
Алкоголь и табак строго под запретом, я приехал сюда (приплыл) на туристическом пароходе Максим Горький. Судно курсирует по Енисею, знакомит туристов сособенностями жизни в Сибири. Добраться до большинства населенных пунктов в этих краях возможно только по реке или на вертолете, вокруг непроходимая тайга.
Прогулявшись по Ярцево, сложилось впечатление, что нахожусь на съёмках исторического сериала: встречал на улицах много женщин в платках «а ля боярыня Морозова» из известной картины живописца Сурикова.
По улицам разъезжают «Жигули» - «копейки», мотоциклы «Урал», техника выглядит ухоженной, но авто в таком количестве из 70-х годов прошлого века выглядят необычно. На улицах играет множество детишек до 10 лет, кругом бегают «табуны» мелкой домашней живности: куры, индюшки, гуси.
Медицинское обслуживание в Ярцево на уровне позапрошлого века, на все поселение всего один врач. Старообрядцы не признают никаких лекарств. Есть православный храм и школа, недалеко община возводит старообрядческий храм.
Я обратил внимание, большинство строений сложено из толстых бревен, во всем чувствуется основательность, рациональная продуманность конструкций. На улицах чисто, нет даже намека на мусор, куч старых веток и т.п. Познакомился с семьей староверов, которые пригласили в дом, напоили чаем.
Внешне люди ничем не отличаются от горожан, Андрей (38 лет) не носит бороды, водит машину Клавдия (35) одета по-городскому. Супруги прибыли в эти края к родственникам пять лет назад из Братска.
Семья построила двухэтажный дом, ведет натуральное хозяйство, продуктов вполне хватает. Андрею и Клавдии нравится, что жизнь протекает размеренно и спокойно, без городской суеты!
Как устроен быт и хозяйство
Енисей богат рыбой: щуки, осетры, окуни. Отправиться к праотцам с голоду здесь невозможно, край богатый. Мы сидели в большой горнице, по стенам висели рыболовные снасти, в углу стояла деревянная прялка. На полке возле окна было много церковных книг. На противоположной стене, на вешалке, располагалась одежда для молитв в церкви: кафтан, азям, сарафан, платок и пляс.
Клавдия рассказала, что после замужеств женщины голову покрывают двумя платками. Ткани ткут самостоятельно, но иногда покупают отрезы в магазинах. При необходимости пользуются швейными машинками, они намного облегчают труд. Русские печи есть в каждом доме, но духовки иногда тоже применяются.
Телевизор под запретом. В каждой комнате в обязательном порядке присутствует угол с иконами и церковными книгами. Иконы староверов обрамлены медными и бронзовыми окладами. Молиться полагается пять раз в день.
В домах не менее трех комнат, есть обязательно баня на участке, сарай с амбаром. Натуральное хозяйство – это выращивание овощей и фруктов на большом огороде, есть ульи. Разводят обычно домашнюю живность: кур, коров, коз, поросят, коров.
Часть продуктов продается на рынке только за наличные, кредитные карты – происки дьявола, запрещены. Община собирает средства на строительство церкви, но все предпочитают молиться дома. Чтобы получить благословение на брак, надо построить вначале дом.
Загадочные скиты
На удаленных хуторах в тайге живут староверы-отшельники. Увидеть этих серьезных мужчин не довелось, но мне много о них рассказали. Избы строят из бревен, в доме только все самое необходимое, включая «красный угол» с иконами.
Распорядок жизни такой же, как в монастыре, есть обязательно подземный ход на случай непредвиденных обстоятельств. Постороннему человеку без предупреждения в окрестностях таких хуторов лучше не появляться, ибо береженого Бог бережет.
Связь с внешней средой отшельники ведут через посредников. В их обязанности входит доставлять после таяния снега: соль, спички, рис, муку, сахар, крупы. Я себе представляю, как жизнь в тайге «опасна и трудна» в условиях трескучих морозов в центре Сибири.
Моей выдержки бы хватило дня на три, а эти ребята живут в таком формате долгие десятилетия. Наверное, про них писал Владимир Маяковский: «гвозди бы делать из этих людей, не было бы крепче в мире гвоздей». Что меня еще удивило, многие старообрядцы уверены, что в открытые продукты «залезают бесы».
Если таковыми называть болезнетворные микроорганизмы, то они абсолютно правы. Только микробы открыли в Европе двести лет назад, а староверы придерживаются такой концепции более 500 лет. Еще специфическое отношение к посуде вызывает легкую оторопь.
Каждый член семьи обязан иметь свои столовые приборы, включая тарелки и чашки. Для еды из магазинов полагается отдельная посуда. Не знаю, возможно, это как-то связано с защитой от эпидемий, которые свирепствовали в Средние века. Такие традиции не могли возникнуть «просто так», на ровном месте. Случалась же чума в Европе (в 14 веке, например), когда выкашивало за пару лет половину жителей континента.
Заключение
Понравилось в староверах, что они придерживаются сводастройных правил, в основе которых лежит своя гармония. Внешнее оформление может быть непривычное, но в их взглядах есть осмысленность внутренняя логика и здравый смысл!