Найти тему
Захар Прилепин

ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА БАНДЕРЛОГОВ

Никакого боя между Жванецким и Шубиным нет. Речь идёт сразу о целом поколении фронтовиков, писавших прозу, стихи, выступавших как живописцы и композиторы, которые выплавлены из нашей памяти.

Проиграли ли они «конкуренцию»?

Да.

В том же самом смысле, как «проиграл конкуренцию» СССР.

Как «проиграли конкуренцию» памятники советским солдатам, писателям, маршалам, вождям в Польше, на Украине, в Прибалтике и так далее.

Беда в одном: что люди, которые не знают ни советской военной литературы, ни живописи, ни поэзии, ни музыки что-то там плетут про «конкуренцию», показывая на самом деле дно, адское днище обрушенного национального самосознания.

Итак.

Хотите конкуренции?

Да пожалуйста.

Снимем отлично придуманный и четко сделанный сериал, где главные герои - Шубин, Друнина, Берггольц, Симонов, Гудзенко.

Вкладываем в это не сто рублей, а 2-3 млрд, как в то, во что наше государство желает вкладываться.

И через год ещё три сериала.

Открываем памятник в Москве, глава страны приезжает на открытие.

Три памятника, и ещё дюжину в разных городах.

Минкульт делает постоянный сверхмасштабный фестиваль фронтового искусства.

На паре радиостанций появляются постоянные программы с этими поэтами.

Центральные каналы на каждый юбилей в прайм-тайм показывают грозди документалок про этих поэтов. Они обсуждаются у Соловьева и у Шейнина.

Ну и спецкурс в школах и ВУЗах.

И всё это время мы не показываем по телевидению документальных фильмов про Жванецкого, и торжеств в его честь не проводим.Ну, например. Можно и показывать, но мы не будем.

И потом смотрим на «конкуренцию» - 10 лет спустя. Кого там знают россияне, а кого нет.

Но нет. Вместо этого мы загнали поколение фронтовиков за плинтус, не умеем отличить Кульчицкого от Левитанского, а Ваншенкина от Викулова, а их обоих от Винокурова - зато Жванецкого знаем наизусть, да и ещё и цедим при этом: …ну, они конкуренцию проиграли.

О, блядство. Какое же блядство бесстыжее.

На самом деле, всё это ещё в гениальном и пророческом детском фильме «Человек с бульвара Капуцинов» было показано: в «конкуренции» всегда выигрывает низкий жанр. Лохань помоев выигрывает в конкуренции.

Но если нация всерьез решает про себя, что она нация лохани с помоями, а не народ Баратынского, Тютчева, Блока - то беда этой нации.

Даже, черт их разбери, США знают про себя, что они не народ комиков, которых у них миллион, а народ Уитмена, Эдгара По, Фроста, Элиота, Твена, Хэма. Поэтому это великая страна. Она умеет не просто создавать иерархии, но и навязывать их. И фильмы про своих писателей, художников и поэтов американцы выпускают ежегодно.

А нас пытались сделать народом комиков. И попыток этих не оставляют.

И это омерзительно.

Вернее сказать: это обычно. Омерзительны вот эти набеги частных граждан, которые говорят: ну а чо такого? Я ваших стихов не читал, но, думаю, народ Жванецкого знает больше.

Памятник Ревве надо поставить. Его тоже знают больше.

Иллюстрация: художник О.Вуколов. «Фронтовые корреспонденты Твардовский, Симонов, Полевой». 1973
Иллюстрация: художник О.Вуколов. «Фронтовые корреспонденты Твардовский, Симонов, Полевой». 1973