Найти в Дзене
В некотором царстве

Зинаида Серебрякова. Женский образ

Балетная уборная, написанная Зинаидой Серебряковой.
Балетная уборная, написанная Зинаидой Серебряковой.


«Она любила и ценила Дега, но в своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».
(Татьяна Серебрякова, «Творчество, принадлежащее родине»)

Зинаида Серебрякова —

потрясающая художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

В 1900 году Зинаида выпустилась из женской гимназии и поступила в петербургскую Академию художеств, учеба в которой будущей художнице не нравилась. Так Академия сменилась художественной школой известной меценатки княгини Марии Тенишевой, а затем и мастерской портретиста Осипа Браза.

Художница отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов.

В 20-е к ней пришла известной. Работы ценились всюду, от Нью-Йорка до Парижа.

Но никогда она не забывала о женщинах. Вы только посмотрите на портреты!

Разные, все такие разные.

Писала она и крестьянок, и богачек, и простых советских женщин, и марокканских...

"На пляже", 1927
"На пляже", 1927

«Она очень любила крестьян-тружениц. Для картин выбирала женщин крепких, рослых, передавала их силу, бодрость, прилежание к труду, аккуратность. В картине «Крестьянка с квасником» изображена Поля Гречкина (Молчанова) из села Нескучное».

Крестьянка Василиса Дудченко, «О жизни в Нескучном»

После участия в выставке «Старое и новое русское искусство» в Брюсселе она получила предложение от бельгийского барона Броуэра написать портреты членов его семьи, в конечном счёте барон спонсировал два ее путешествия в Марокко в 1928 и 1932 году с одним условием — после возвращения Серебряковой он выберет из ее марокканских этюдов любые понравившиеся.

Марокко — это не только Атласские горы, в ее работах это и колоритные арабские женщины, яркие тюрбаны, национальные костюмы...

«Пленительная серия марокканских этюдов, и просто изумляешься, как в этих беглых набросках (производящих впечатление полной законченности) художница могла так точно и убедительно передать самую душу Востока».

(Художник Александр Бенуа)