Найти тему
Муки Зву

Именем Тарабарского короля! Встретишь Джавдета, не трогай! Закадровые персонажи фильмов, про которых постоянно говорят, но они не появляются

Оглавление

Самые загадочные киноперсонажи советских фильмов. Часть 1.

В кино иногда используется такой прием, как введение закадрового персонажа, что придает тонус действиям и поведению героев, но при этом сам никогда не появляется в кадре. Но про него всегда вспоминают. И как необходимая шестеренка в часовом механизме толкает сюжет вперед, давая возможность другим героям раскрыть свой характер.

Фильмы, в которых все говорят о ком-то, кого нет, но на этом держится вся интрига. Я попробовал вспомнить такие сюжетные игры с отсутствующим персонажем, оказалось, что не так много таких фильмов. Если у вас получится вспомнить еще, то напишите в своих комментариях.

Джавдет – трус, Абдулла – воин!

1. Джавдет «Белое солнце пустыни» (режиссер Владимир Мотыль) 1969 г.

Один из самых одиозных и злодейских персонажей, которого постоянно припоминают на протяжении всего фильма, но так и не покажут. Режиссер Мотыль ввел в ткань повествования своего героического лубка «Белое солнце пустыни» двух закадровых персонажей, раскрывающих характер двух главных героев.

Дородная русская красавица Катерина Матвеевна в платке и с прялкой в письмах и снах красноармейца Сухова ярко живописует мечты и желания о мирной жизни героя. Эта пасторальная картинка греет душу и сердце главному герою, придавая силы для победы над врагом и желания жить.

И антагониста Саида – Джавдета, что убил его отца, забрал четырех баранов и оставил умирать закопанным в песок (кстати, мучительная и долгая смерть). Саид одержим местью, и желает лично расправиться со своим врагом.

Обе стороны конфликта пытаются предложить свою помощь Саиду. Бандит Абдулла делает это, чтобы привлечь ослепленного местью воина на свою сторону. Русский былинный богатырь Сухов предлагает свою помощь бескорыстно, спасая Саида в первых кадрах фильма.

В некотором смысле, Джавдет символизирует собой инфернальное, первобытное зло, сидящее в глубинах сознания. Мы можем сами себе представить его в любом жутком образе, что гораздо страшнее, чем Абдулла. Абдулла – просто сильный хищник, защищающий свой ареал, свою среду обитания, свою кормовую базу.

Он убивает без сожаления и лишних эмоций своих жен, музейщика, Петруху – жестоко, цинично, но спасая свою жизнь и свой статус местного авторитета. Нам понятны его действия. Суть злодеяний Джавдета знаем только из слов Саида -- убил подло, в спину, это ниже достоинства воина.

Крабовый салат не достался неведомым Катанянам

2. Супруги Катаняны «Ирония судьбы или с легким паром» (режиссер Эльдар Рязанов) 1977 г.

Когда Евгений Лукашин обсуждает вместе со своей невестой Галей встречу Нового года. Сильная и независимая Галя берет инициативу в свои руки и форсирует свои матримониальные планы, настаивая на глубоко интимной встрече. Где она наконец-то заставит вялого и нерешительного Лукашина сделать ей предложение.

Тут и всплывают неведомые друзья Катаняны, с которыми планировалось совместное празднование Нового года. Даже был приготовлен любимый крабовый салат (тогда еще делали его не из крабовых палочек, да и хозяйка из Гали явно будет получше, чем Надя с ее гадостной заливной рыбой), на поедание которого в компании друзей сильно рассчитывал Женя. Но так как уверенная Галя гарантировала крабовый салат в единоличное распоряжение Лукашина и намекала на серьезный интимный разговор, то он потерял бдительность и «пожертвовал» Катанянами.

На фото справа супруги Катаняны.
На фото справа супруги Катаняны.

Режиссер Рязанов потом неоднократно вставлял упоминание Катанян в свои фильмы: «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и «Привет, дуралеи». Это реальные люди из личной жизни Эльдара Александровича. Василий Катанян был другом режиссера и сам снимал документальное кино, поэтому его упоминание было данью уважения многолетней и верной дружбе двух режиссеров.

Карабас-Барабас, лучший друг Тарабарского короля

3. Тарабарский король «Приключения Буратино» (режиссер Леонид Нечаев) 1975 г.

Меня в детстве всегда интриговал вопрос, а кто этот Тарабарский король, чьим именем Карабас-Барабас уповал к представителям власти и требовал, когда было необходимо употребить власть? В самой киносказке или мультфильме никак не расшифровывается, кто он такой – Тарабарский король. В книге Алексея Толстого «Золотой ключик» Карабас говорит о себе так: «Я доктор кукольных наук, директор знаменитого театра, кавалер высших орденов, ближайший друг Тарабарского короля».

В некотором смысле, если перенести сказочные реалии на наше время – Карабас-Барабас, это этакий сборный Эрнст-Вайнштейн-Масляков в образе повелителя кукол (здесь можно подставить любую фамилию из числа известных продюсеров, обласканных властью). А государственная машина изображена в виде полицейского государства, где вся власть коррумпирована и продается за горсть золотых монет.

Учитывая, что Толстой писал в непростое время, то зашифрованное имя Тарабарского короля, было неким криптонимом для русского уха. Ведь тарабарская грамота или тарабарский язык в русской тайнописи означали шифрование секретных писем, чтобы враг не смог прочитать. Значит Тарабарский король – это руководитель страны, где сохранилась монархия, и с которой у советской страны были дипломатические отношения, но мы не хотели скомпрометировать их.

Предположительно, это могли быть – Италия (Испания, Югославия), любая средиземноморская держава с мощным полицейским аппаратом.

На фото европейские короли 20-х годов: Италии (Виктор-Эммануил III), Испании (Альфонсо XIII) и Югославии (Александр I Карагеоргиевич). Самый противный и подходящий на эту роль Виктор-Эммануил III. 29 октября 1922 года король Италии Виктор-Эммануил III назначает Бенито Муссолини председателем Совета министров. Постепенно в Италии устанавливается тоталитарный режим нового типа…
На фото европейские короли 20-х годов: Италии (Виктор-Эммануил III), Испании (Альфонсо XIII) и Югославии (Александр I Карагеоргиевич). Самый противный и подходящий на эту роль Виктор-Эммануил III. 29 октября 1922 года король Италии Виктор-Эммануил III назначает Бенито Муссолини председателем Совета министров. Постепенно в Италии устанавливается тоталитарный режим нового типа…

Леня – адъютант его превосходительства

4. Начальник СМУ Егоров «Мы, нижеподписавшиеся» (режиссер Татьяна Лиознова) 1981 г.

Производственная драма, где главный герой Леня Шиндин (Леонид Куравлев) вместе с женой пытается уговорить приемную комиссию подписать акт приемки хлебозавода. В ход идет лесть, уговоры, попойка и даже, честь собственной жены (Ирина Муравьева). Леонид стоит горой за своего начальника Егорова, честного и принципиального руководителя стройки, который не устраивает карьеристов, начальника стройуправления Грижилюка и зампреда областного управления Ивана Ивановича.

В его словах Егоров предстает идеалистом, бессребреником без страха и упрека, который во имя больших правильных идей готов принести на алтарь не только самого себя, но и свое окружение, личное благополучие своих приверженцев, таких как Леня Шиндин. Очень сложный нравственный вопрос задает режиссер своему зрителю, где на чашу весов может быть положено одновременно жизнь и здоровье родных и близких и следование светлому праведному на общее благо.

У меня был преподаватель в техникуме — старый человек с очень сложной судьбой, он говорил: «Любить Родину — это не берёзки целовать, а помогать, поддерживать самых честных, самых преданных людей, когда им бывает трудно, они — Родина». (Л.Шиндин «Мы, нижеподписавшиеся»).

Ищут пожарные, ищет милиция… парня какого-то лет тридцати.

5. Морячок «Мама, не горюй!» (режиссер Максим Пежемский) 1997 г.

Весь фильм идет погоня и охота за таинственным морячком, который одним своим телодвижением привел в действие и сломал сложный механизм власти в городе.

На поиски пресловутого смутьяна брошен самый пронырливый и мутный персонаж Артур (Гоша Куценко), представляющий собой «разводящего» переговорщика, знающего все ходы и выходы. Бандиты запустили по следу парочку отморозков (Валерий Приемыхов и Иван Охлобыстин) с весьма колоритной речью и АУЕ-шными повадками.

О нем постоянно говорят, им восхищаются, его ненавидят, его не могут найти. Невеста с тещей, менты, свидетели, бандиты, прокуратура, гоняются за героическим персонажем, которого не показывают весь фильм, и только в конце мы увидим довольно тривиального и тщедушного морячка с лицом Андрея Панина. Он вырвался в море, на свободу от всех и вся. Не нужна ему семейная жизнь, только море, только волны за кормой!

Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Кино и музыка»:

«Крепкий орешек»: Кто исполнил любимую рождественскую песню для главного боевика эпохи видеосалонов? Праздник к нам приходит…

Музыка или эпатаж -- кому светит «Голубая Луна»? На сцене нашей жизни должен остаться только единственно правильный дуэт «Мужчина и Женщина»

Песни русалок и сирен в советской и западной поп-культуре. Дельфин и русалка, пират и сирена – не пара, не пара, не пара!