Продолжаем тему мысли в музыке. Понятие выразительность почти утратило своё значение – выражать мысль, идею, смысл. Это очевидно, когда звучит яркое по темпераменту, динамически насыщенное исполнение классического произведения, при этом совершенно лишённое даже признаков идеи.
Выразительность начинается с предмета выражения. Что "выражено"? Что стремимся выразить? При том, что предмет выражения в классическом, т.е. подлинном Искусстве – это Мир Красоты, это область значительных идей, мыслей – не обыденного плана, чувств – одухотворённых, имеющих отношение к переживанию Бытия – в самом широком смысле, в его бесконечности и глубине.
Чем произведение талантливого творчества отличается от просто качественного? – Тем, что первое создаётся в стремлении выразить это Высшее, передать стучащиеся в мир энергии Высших Планов Жизни, Свет. Подлинное искусство и в своих задачах, и в своих технологических основах полностью определяется этой "сверхзадачей"…
Как подойти к процессу воспитания мышления начинающего музыканта? – Сразу же, с первых звуков необходимо утвердить восходящее направление внимания и чувств. Звук должен нести мысль. Ни единого звука без мысли. "Безмолвно" можно мыслить о чём-либо важном для всех людей. Направить внимание учащегося к внутреннему созерцанию возвышенных образов. "Что прекрасное можно увидеть, когда звучит эта музыка?" – "Ангел спустился, чтобы помочь людям" (первоклассница о музыкальной пьесе). Внимание от задач техники не будет при этом отвлечено.
Внимание – явление сознания, и в соответствии с сознанием – объёмно. Подобно тому, как во взятой тональности или мелодии идёт работа над отдельными звуками, не нарушая внутреннего течения мелодии, так взятое направление течения потока сознания – мысль – не отвлекает от детальной работы, но наоборот, именно делает эту работу действительно художественно ценной.
Именно неявленность потока мысли делает большинство исполнительских работ интересными лишь с точки зрения их технической стороны. Звук, штрихи, приёмы, динамический план… Но где же суть музыки – идея, смысл?
Выявление духовного смысла определяет художественный уровень качества исполнительской работы. А в композиторском творчестве наличие или отсутствие духовного смысла, идеи полностью определяет степень художественной ценности творческого продукта. (Но искание и выявление смысла – как в отдельных творческих опытах, так и в масштабе жизни и сознания – увы, не является определяющей нотой настоящего времени, времени переходного, со всеми явлениями декаданса, регресса, когда установившиеся прежде формы, даже вполне совершенные, перестают напитываться духовной и сердечной силой.)
Формы (будь то формы произведений, или формы образования) могут быть изменены или обновлены – не в этом суть. Суть в том, что без притока духовной силы всякая деятельность, и тем более деятельность в искусстве – пуста. Огонь, искры духовных энергий должны сиять в творчестве, "одаривая" воспринимающих инициирующими огнями.
Мысль в музыке, ценная художественно, рождается из духовного устремления. Ни опыт личных переживаний, ни внешняя эмоциональность, ни темперамент не составят необходимой основы.
Пространство насыщено Мыслью. Красота мысли – в сиянии зёрен идей. Красота мысли – в её насыщенности энергиями Истины. Учить мыслить "не лично, но пространственно", т.е. в направлении Общего Блага, – необходимо с первых лет жизни. И с первых уроков музыки надо утверждать в сознании обучающегося: звук – это мысль, ни звука без мысли. И мысль должна быть чистой и самоотверженной, свободной от эгоизма, устремлённой высоко, к Миру Высшему – где истоки всех озарений, творческих вдохновений, всех подлинных достижений.
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью эту статью можно прочитать в газете Scalae №26 на нашем сайте «Живая Школа».