Продолжаем начатый в предыдущей статье рассказ об принципах Индийской музыкальной системы. Можно видеть, что главный принцип в системе музыкального знания Индии, сохранившегося от Древних, – согласование всех явлений музыки: от отдельного звука до развёрнутых музыкальных творений – с энергиями и ритмами Бытия – Природы (во всех её проявлениях, включая человека и Космос).
Представление о гармонии в музыке тесно связано со знаниями о законах строения солнечной системы. (Позже, во времена Античности, великий Пифагор на основе этих знаний создал систему музыкальных интервалов, что явилось лишь одной из многих частей его глубочайшего Учения о Бытии. (Заметим, что речь идёт о Едином Учении всех Посвящённых, части которого излагали в разные эпохи разные великие философы, в числе которых были Пифагор, акцентирующий "число" как ритмическую основу Вселенной, а затем Платон, "обративший" внимание современников на то, что всё зримое и незримое Сущее – результат высших начал и прообразов действительности (Идей).
Искусство музыки, основанное на знании единых ритмов (гармоний и пропорций), проявленных в строении Бытия, являлось и является одним из самых сокровенных знаний. Предания о том, что знания о соответствии ритмов могут служить как созданию, так и разрушению целых миров, сохранены в древних Эпосах.
Физике хорошо известно, что найденное соответствие вибраций может разрушить самое грандиозное строение. Но, особенной мощью обладает звук, сопровождаемый соответствующей мыслью. Поэтому вся глубина знания о звуке (о вибрациях и их соотношениях) будет недоступна человечеству до тех пор, пока воля не очистится от эгоизма.
На этом пути очищения жизни необходимо, среди прочего, широкое осознание ответственности творчества, особенно творчества звукового. Каждым звуком человек творит в пространстве, порождая огромные следствия, не только "зримые" (изучаемые наукой), но и "незримые". Об этом говорит как современное знание, так и знания "забытые" в западной культуре, но сохранённые в восточном мировоззрении.
Индия, страна великих Риши (Божественных Учителей человечества) сохранила и до сих пор реализует в традиционном искусстве некоторые из знаний о психо-энергетическом влиянии музыки на человека.
Основным понятием философии музыки Индии является ракти – способность человеческой души воспринимать и "очаровываться" сочетаниями различных звуков в природе.
На основании знания о трех гунах – главных качествах в природе, философия музыки выделяет три основных типа исполнителя (и слушателя):
1. раджасический – тот, кто при исполнении или слушании отдается неконтролируемым эмоциям и страстям; чрезвычайно большая впечатлительность уводит такого человека от следования и осознания основного назначения и сути музыки, в жизни он подвержен страстям и может под воздействием минуты совершать крупные проступки;
2. тамасический – это воспринимающий музыку либо как звуковой фон, либо рассудочно: как последовательность звуков, фраз, тем, сочетающихся между собой определенным образом, изменяющих темп и т.д.;
и, наконец 3. саттвический – воспринимающий и выражающий глубокую сущность (саттва) музыки – ее духовное, «ведущее» начало, переживающий мысль, лежащую в ее основе.
Только осознав мысль – идею музыки, можно сформировать в себе качества настоящего, саттвического музыканта, не захлестывающего слушателей волнами своих эмоций, а заставляющего думать, трогающего струны сердца, обращающегося к самой сути – сущности человека и вызывающего на поверхность лучшие, духовные качества.
Музыка в Индии неотделима от философии и религии. Перед началом каждого концерта исполнители и слушатели молятся. Музыка – божественный дар и дело божественное (а значит и необыкновенно ответственное), и прикасаться к ней сердцем, не устремленным к Богу, недопустимо.
Для каждого учащегося-исполнителя, даже композитора, его гуру-учитель разрабатывает строгие индивидуальные правила. Но общей основой системы обучения музыке в Индии является:
- дисциплина; выполнение религиозных ритуалов, настраивающих на исполнение – единение с Богом;
- моральный кодекс (ибо музыкант чист и высоконравственен);
- преданность и избегание некрасивой мимики и жестикуляции при исполнении.
Автор статьи Василевский А. В.
Дорогие подписчики, благодарим вас за отзывы и комментарии, за Ваше вдумчивое внимание! Заходите на канал чаще, статьи публикуем регулярно. Поделитесь ссылкой с Вашими друзьями. Спасибо!