Здесь вы узнаете историю появления моего второго аутоиммунного заболевания - спонтанной хронической крапивницы.
Как у меня появился аутоиммунный тиреоидит рассказывала ранее.
Начало новой болезни
Первые симптомы появились в далеком 2015 году, спустя 6 месяцев после моего переезда в г. Москва. Это было не похоже ни на одну болезнь, которая когда-либо случалась со мной:
- Резко поднялась температура;
- Ощущалась сильная слабость;
- Появилось красное пятно диаметром 5-6 сантиметров в области ягодицы.
Все члены семьи переполошились, вызвали скорую помощь, врачи которой пожали плечами, вкололи инъекцию препарата "Преднизалон" и уехали. Симптомы ушли, и я вместе со всеми свидетелями этого события благополучно забыла про это происшествие.
Прошло несколько недель, и эта ситуация повторилась. Логика подсказывала мне, что это явно связано с какими-то непостоянными внешними факторами. В первую очередь, я стала анализировать всю пищу, употребляемую накануне. Оказалось, что в обоих случаях одинаковым продуктом, съеденным перед появлением симптомов, была соленая скумбрия.
С этим неожиданным открытием я пошла на прием к первому в моей жизни врачу-аллергологу. И здесь проявился жизненный закон, гласящий, что "первый блин-комом": единственной полезной рекомендацией после этого приёма было иметь всегда с собой шприц с адреналином, а в остальном - применять антигистаминные препараты и просто не кушать рыбу!
Исключив рыбу из рациона, я не только не наблюдала никакой положительной динамики, а, наоборот, все становилось еще хуже:
- Симптомы стали появляться чаще;
- Количество появляющихся пятен на теле увеличивалось;
- Появился зуд и чувство жжения;
- Уже не наблюдалось никакой связи с едой;
- Антигистаминные препараты приходилось употреблять ежедневно.
Я опять прибегнула к поиску врача: на этот раз решила сходить к дерматологу (все-таки высыпания на коже). Выбор врача оказался более удачный: мне был поставлен диагноз "спонтанная идиопатическая крапивница", назначен препарат "Кетотифен" , и дерматолог посоветовал мне аллерголога-иммунолога, который специализируется именно на крапивнице. Я поспешила записаться к нему на прием.
Когда болезнь приобрела название
На тот момент мои симптомы уже купировались не одной таблеткой антигистаминного препарата в сутки, как указано в инструкции к нему, а двумя. Более того, клиническая картина дополнилась ангионевротическими отеками лица (отеки Квинке).
Врач оказался очень грамотным:
- Он подтвердил диагноз "спонтанная идиопатическая крапивница";
- Назначил мне много разных анализов для выявления причины.
Из всего огромного перечня показателей за границы нормы выходили только два: иммуноглобулин Е и D-димер. Эта информация не давала никакого разъяснения причины моего состояния, а только подтверждала наличие в организме аллергической реакции и вовлечение крапивницы в процесс фибринолиза.
Следующим шагом было подтвердить или опровергнуть связь моих симптомов с уже имеющимся хроническим заболеванием - аутоиммунным тиреодитом. В данном случае нужно было провести кожную провокационную пробу, заключающуюся в введении в область сгибательной поверхности предплечья собственной сыворотки крови. Перед выполнением этого теста нельзя было принимать антигистаминные препараты 3 дня. Но я не могла себе этого позволить! На тот момент меня еле спасали уже 3 таблетки антигистаминного препарата в сутки! В связи с этим, нам пришлось отложить этот тест и пока просто купировать симптомы таблетками в ожидании ремиссии.
Развитие болезни
Прошло 2-3 месяца, клиническая картина нарастала, на фоне 3-4 таблеток антигистаминного препарата в сутки симптомы только немного угасали, но не исчезали полностью. Эта болезнь стала сильно влиять на мою жизнь: каждую ночь я ложилась спать со страхом, что встану с отеком на какой-либо части лица и из-за этого не выйду никуда из дома.
Тем временем наступил август 2015 года, пришло время моей свадьбы и свадебного путешествия в Италию. Учитывая мою проблему, поездка заграницу вызывала страх: а вдруг там я не смогу купировать симптомы самостоятельно имеющимися средствами и столкнусь с резким ухудшением и потребностью в срочной госпитализации? С этими мыслями я опять пошла на прием к аллергологу-иммунологу.
Мы все еще не могли провести кожную пробу с сывороткой крови, но врач был уверен в аутоиммунной природе моей крапивницы. С связи с этим мне было предложено перейти на следующий этап лечения: подавление моей слишком активной иммунной системы препаратом "Циклоспорин". Меня убеждали, что это - единственный путь, который поможет снять симптомы и облегчить мою жизнь. Мне выдали огромный перечень показателей крови, которые нужно еженедельно (!!!) контролировать при лечении этим препаратом и, соответственно, с такой же периодичностью нужно было посещать врача и сообщать о своем самочувствии.
И в этот момент я приняла непростое, даже рискованное для себя решение: я не стала принимать этот препарат, дабы сохранить свою иммунную систему... Она ведь мне еще пригодится!!! Мне ведь всего 24 года!!! Я решила продолжить спасаться 4-мя таблетками антигистаминных препаратов в сутки. На экстренный случай у меня в аптечке имелось все для инъекции дексаметазоном. Постепенно доза антигистаминных препаратов варьировалась: я принимала то 2, то 3, то 1 таблетку в зависимости от остроты симптомов и наличия отеков. Шли месяцы и даже годы, болезнь то нарастала, то уходила в ремиссию. Но я ни на минуточку не пожалела, что отказалась принимать иммуносупрессор.
Планирование беременности при аутоиммунной крапивнице
В 2018 году я задумалась о ребенке. Мой врач-гинеколог составил план подготовки и дал контакты узких специалистов по моим хроническим заболеваниям. С того момента я стала постоянным пациентом ФГБУ “ГНЦ Институт иммунологии” ФМБА России. На этапе планирования беременности мне провели полное обследование (паразитарные инвазии, кожные аллергопробы, ЖКТ), но по-прежнему причина оставалась неясной. Там также предположили, что крапивница имеет аутоиммунную природу, но подтвердить это пока не удавалось - я все еще не могла обходиться без антигистаминных препаратов.
Когда я забеременела, меня просто "накрыло волной" высыпаний и зуда по всему телу. Поскольку я догадывалась о своем положении, я терпела и не принимала никаких таблеток. В Институте иммунологии меня спасли от невероятно острого состояния, после назначали препарат "Дексаметозон" в таблетках в течение всей беременности. Схема терапии дексаметозоном подразумевала постепенное уменьшение дозировки вплоть до полного отказа. Так, только к 30 недели беременности моя иммунная система адаптировалась к новым реалиям, и я смогла полностью убрать прием препарата, и при этом никаких симптомов крапивницы не появлялось.
Возращение симптомов после родов
После рождения ребенка на 9-ый день меня опять "накрыло волной" симптомов, и меня вновь спасали в Институте иммунологии. Я вернулась к приему антигистаминных препаратов, но крапивница уже не была такой интенсивной: я просто пила каждый день или через день по 1 таблетке препарата "Кларитин". Появлялись то пятна, то отеки, то все вместе. В период самоизоляции в связи с COVID-19 мужу пришлось научиться делать уколы: пару раз меня пришлось спасать от резко усугубившегося состояния инъекциями дексаметозона.
Что есть сейчас
В 2021 году я решила опять возобновить попытки поиска причины моего заболевания. Только в этот период я смогла позволить себе не пить препараты несколько дней, и мне сделали (спустя 6 лет!!!) кожную провокационную пробу с сывороткой крови. Она дала положительный результат: крапивница действительно оказалась аутоиммунной. Эта информация меня совсем не обнадеживала, ведь куда проще иметь реакцию на конкретный аллерген, чем покрываться высыпаниями и отеками спонтанно по усмотрению иммунной системы.
Сейчас я в стойкой ремиссии, симптомы проявляются редко и, как правило, четко провоцируются каким-то внешним фактором. Например, зимой проявляется холодовая крапивница, в месте раны/ссадины/удара/следа от укола может появиться покраснение, при переедании высоко-аллергичного продукта могут появиться симптомы и т.д. Во всех случаях 1 таблетка антигистаминного препарата справляется, и эффект сохранятся длительно.
Что изменилось во мне благодаря болезни
Вся эта история меня поставила на путь "помоги себе сам". Доказательная медицина в части хронических заболеваний с периодами обострения/ремиссии заточена на борьбу с симптомами и облегчения жизни людям. У врачей просто нет ресурсов, чтобы докапываться до истины в одном конкретном случае (ведь всё индивидуально! ). Я осознала, что можно научиться управлять своими хроническими заболеваниями и добиться стойкой ремиссии, только изучив детально свой организм и биохимические процессы, протекающие в нем.
В первую очередь, нужно разобраться с питанием и образом жизни, поскольку именно эти факторы играют решающую роль в развитии того или иного заболевания. Таким образом, мой путь начался с обучения и глубокого погружения в проблематику.
Далее я продолжу рассказывать свою личную историю, поэтому обязательно подписывайтесь на мой канал!