В 1980-м году для Рика Уэйкмана настали черные времена. В том году он ушел из группы Yes, провалил несколько крупных музыкальных проектов, его имущество арестовали за долги, от него ушли жена и любовница, и он хорошо приложился к рюмке. Как итог – ему почти месяц пришлось ночевать на улице как бомжу и пить на подачки собутыльников, его знавших. Однако даже в этот момент он отказался от 1 миллиона долларов, которые ему предложила американская корпорация Geffen Records за участие в суперзвездном проекте Asia. Тот еще тип!
Я прекрасно помню, как в 1981 году я записал себе на магнитофон две передачи Севы Новгородцева из Би-Би-Си, в которых он излагал короткую версию биографии Рика Уэйкмана. Позже я перепечатал эту «лекцию» на бумагу, оригинал оставил себе, а копию, сделанную под копирку, давал читать всем своим корешам-меломанам.
В общем, копия потом куда-то подевалась, а через пару лет куда-то исчез и оригинал. И нашел я его совсем недавно, и перечитал заново. И открыл для себя интересные вещи, на которые поначалу не обратил никакого внимания.
На видео: Рик Уэйкман в 1980 году
Оказывается, в 1980 году Рик Уэйкман очень сильно прогорел по финансовой части и стал фактическим банкротом. Да, он к тому времени был миллионером, но все его деньги были распределены по многих разным компаниям, а так как управление этими капиталами было из рук вон плохое, то все они как раз в 1980-м пропали, то есть сгорели. Параллельно музыкант пролетел сразу с несколькими крупными рок-проектами, которые усугубили финансовую ситуацию.
Тут еще дела семейные подкосили здоровье музыкального виртуоза, и он начал приближаться к сильной алкогольной зависимости. Вот так наш Рик и остался в один прекрасный момент как бы без гроша в кармане.
Нет, в кармане у него что-то все же оставалось, иначе у него не было бы денег на еду, а на выпивку давали собутыльники. Но капиталы запутались во всяких налоговых передрягах, инструменты и аппаратуру ансамбля маэстро English Rock Ensemble конфисковали за неуплату. Дело дошло до того, что пора было начать продавать свои дома, виллы и квартиры, чтобы расплатиться с долгами, но не успел, потому что вся эта недвижимость была конфискована.
Рик Уэйкман даже пластинку записать не мог, чтобы поправить дела, потому что у него не было никаких контрактов, а про инструменты и аппаратуру я уже молчу.
Напомню – это был 1980 год, ближе к концу. Уэйкман развелся с женой, а тут еще и любовница его бросила – она тоже привыкла жить на широкую ногу, а какая жизнь с нищебродом, за несколько месяцев потерявшим всё?
В общем, сам Уэйкман позже вспоминал, что 1980 год был самым худшим в его жизни, и ему казалось, что наступил конец света.
Но, как очень быстро оказалось, Рик Уэйкман не был классическим неудачником. Это был музыкант такого калибра, которому принципиально вообще никакое банкротство не грозило, а все свои проблемы он придумывал себе сам, сам же их и усугублял. Дело в том, что спрос на таланты нашего героя был столь высок, что он мог оставаться на плаву сколь угодно долго, если бы не амбиции. Так, в тот момент, когда казалось, что Рику пришел настоящий конец, к нему из Америки прилетел спасательный круг в виде предложения миллионного контракта.
А дело было так. В 1980 году руководство американского лейбла Geffen Records задумало создать супергруппу на основе барабанщика распавшихся к тому времени ELP Карла Палмера. На тот момент это был не музыкант – а целая гора, которая могла вытащить на миллионные прибыли любой проект.
Джон Калоднер, глава компании A&R в составе музыкального издательства Geffen Records, получил поручение присмотреть еще одного такого же музыканта, как Карл Палмер, и сразу же остановился на кандидатуре Рика Уэйкмана, который как раз незадолго до этого покинул группу Yes и был как бы не при делах. Остальных музыкантов было решено набрать по ходу дела. В качестве кандидатур были бас-гитарист Джон Уэттон (King Crimson), гитарист Тревор Рабин (Manfred Msnn's Earth Band) и вокалист Роберт Флейшман из Journey.
Неизвестно, какие контракты были предложены другим музыкантам, но Палмер и Уэйкман своих миллионов были вполне достойны. А все впятером должны были стать участниками новой супергруппы под названием Asia.
Ну, ясно, что один миллион долларов для Рика Уэйкмана в тот момент был как манна небесная, как бревно для утопающего, и он должен был схватиться за нее без всяких раздумий. Вот наш гений клавишных инструментов даже не раздумывал, а взял и просто отослал этот контракт обратно в Америку.
На видео: группа Asia, песня с дебютного альбома 1982 года
Вот так. А чтобы понять всю глубину этого решения, надо знать, что в тот момент Рик Уэйкман был не только безработным, но и бомжом, так как вся его недвижимость была арестована за долги, и ему нередко приходилось ночевать на скамейках в разных скверах. Чуть позже, правда, один из участников его ансамбля позволил ему ночевать в своей квартире, но сами понимаете – от статуса бомжа это нашего героя не избавляло.
Но я уже писал выше, что Рик Уэйкман был не простым музыкантишкой, многие из которых после получения популярности в итоге кончали жизнь в нищете на какой-то свалке, забытые всеми своими друзьями. Он прекрасно знал, что не стоит миллиона, вернее, миллион не стоит его талантов. Он прекрасно знал себе цену, но отказался от миллиона не потому, что хотел получить больше. Он понимал, что выкрутится и без этого контракта, к которому просто не лежала его душа. Даже в тот, самый ужасный для него момент, он мог принять только два контракта – или на свою группу English Rock Ensemble, или на участие в Yes, причем за деньги гораздо меньшие.
Но Yes к тому времени прекратили свое существование, и Уэйкман полностью сконцентрировался на своем собственном проекте. В самом начале 1981 года музыкант собрался на гастроли по Испании с группой, музыкантам которой и рабочим сцены не было плачено уже много недель, несмотря на аванс, выплаченный устроителями гастролей. Но музыканты и рабочие согласны были подождать с оплатой их труда, лишь бы помочь своему патрону выкрутиться из переделки. Взамен конфискованной аппаратуры появилась новая, одолженная маэстро самыми разными музыкантами, тоже собравшимися поддержать Уэйкмана.
А тут на горизонте нарисовался и Тим Райс, либреттист широко известных мюзиклов «Jesus Christ Superstar» и «Evita», и предложил записать новый диск. К этому моменту отыскался и шикарный менеджер, который устроил Уэйкману контракт с лейблом Charisma Records, и вообще дела пошли в гору.
Через время музыкант выкупил свое оборудование, а тут же вернулась и любовница, которая быстро сообразила, что ее бывший мачо вовсе никакой не нищеброд-неудачник, а обычный ванька-встанька, которого в любую грязь окуни – всё равно останется чистым, как белый лебедь после хорошего ливня. Короче, Рик ее простил, взял да и женился на ней.
В общем, эта история закончилась для Рика Уэйкмана удачно, да иначе и быть не могло. Главное, что ему удалось избавиться от контракта на работу с Карлом Палмером, которая ему была не по душе. А жаль, потому что если бы в группе Asia на клавишных лабал не Джефф Даунс, а Рик Уэйкман, я думаю, что ее музыка была заметно поинтересней.
В заключение хочу сообщить, что перед тем, как приступить к записи первого своего альбома, состав группы Asia изменился. Тревор Рабин с кем-то из музыкантов поцапался, и был без всякого сожаления заменен продюсером Джоном Калоднером на вовремя подвернувшегося Стива Хоу. Также не задержался в группе и вокалист Роберт Флейшман, поскольку менеджер решил, что вокал Джона Уэттона звучит гораздо привлекательней.
Как мы знаем, первый альбом «Азии» вышел в начале 1982 года, получил кучу «платин» в США и других странах. Потом химия новой группы начала снижаться, и второй альбом 1983 года вызвал в несколько раз меньший ажиотаж, а потом группа вообще потеряла популярность, и музыканты стали разбегаться, все время заменяясь на новых, но без особого успеха.
А вот Рик Уэйкман быстро поправил свои дела, снова стал миллионером, и за последующие десятилетия выпустил столько пластинок, что только краткое их перечисление заняло бы очень много времени.
Кто сейчас помнит ту «Азию»?
А кто не знает Рика Уэйкмана?
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Взлёт и падение Рика Уэйкмана: гениями остаются навечно, но вот творят они мало
Альбом Yes «Tormato», 1978 г. ~ почти моментальная «платиновая» вершина группы на ниве прог-рока