К 1978-му году музыканты британской прогрессивной рок-группы Yes уже давно забыли, что такое «платина» вообще, и не надеялись на какой-либо былой успех сногсшибательного типа. Они собрались издавать двойной альбом, чтобы заработать хоть немного больше, чем имели до этого, но благодаря Ахмету Эртегану, главе корпорации Atlantic, они эту идею забросили, а всю душу отдали только основной части нового альбома. В результате появился шедевральный «Tormato», который наконец-то взял в США «платину», причем добрался до 1 миллиона проданных копий менее, чем через два месяца после выпуска пластинки.
Всё творчество британской рок-группы Yes для ее знатоков и прочих разбирающихся в музыке фанатов ассоциируется с именем только ее бывшего фронтмена Джона Андерсона. Исключение составляют разве что три последних альбома, где запевали какие-то совсем уж далёкие от прог-рока чуваки. Да и то это уже совсем не классические альбомы, а на последнем из них вообще не фигурирует ни одного музыканта, которые начинали с группой записывать диски в далеких 1969-1970-м годах, и которые определяли стиль будущего бренда Yes.
Ну, и в 1980-м тоже вышел диск без Андерсона («Drama»), но я-то прекрасно помню, что многие даже любители Yes тогда об этом и не догадывались, пока им специально это не рассказали те, кто держал конверт альбома в собственных руках, и имел возможность взглянуть на состав участников. Но и тогда новый вокалист полностью ассоциировался с Андерсоном идентичностью вокального саунда, потому на этот момент можно не обращать особого внимания.
Но речь вообще-то не об Андерсоне и не о заменившем его в 1980-м году музыканте Треворе Хорне, который, впрочем, до сего дня Yes так и не покинул, пребывая в группе в совершенно разных качествах. Я хочу рассказать об одном альбоме Yes, который на меня и мое отношение к «дремучему» прогрессивному року повлиял сильнее всего – это «Tormato» 1978 года выпуска. В принципе, я считаю лучшими альбомами группы «Драму» 1980 года и «Keystudio», записанный еще в 1996 году, но выпущенный отдельным изданием только в 2001-м (я об этих альбомах уже писал, ссылки на публикации – внизу страницы). Но все же «Tormato» - это что-то особенного, как выразился как-то известный персонаж известного советского блокбастера.
И на самом деле, если пройтись по всему творчеству группы Yes 70-х годов, то более светлого и незатейливого, и вместе с тем «закрученного» и чёткого по своему волшебному замыслу альбома найти невозможно. Да, у Yes того периода все альбомы были хороши, но этот все же был лучше всех остальных. Это практически музыкальная вершина всего творчества группы того десятилетия, мало того – ее оценили и остальные фанаты.
Например, это был самый быстрый по массированным продажам альбом Yes 70-х, потому что свою «платину» в США он получил менее, чем через два месяца после выхода. Немногие британские рок-группы могли похвастаться такими популярными в США альбомами, особенно учитывая, что в эпоху засилья панка и диско прог-рок издох как явление, а тут на тебе! – чисто прогрессивный альбом, и миллион проданных копий за такой короткий срок! Подобными успехами в тот момент могли похвастаться еще только две прогрессивные рок-группы – Styx и Kansas, но это были «домашние» американские банды, а тут на тебе – англичане, зловредные заокеанские чужаки!
Ну, почти в тот же момент свои «платины» заработали в США и две британские рок-группы – Genesis и Led Zeppelin. Но «Дженесис» свою первую пластину получил не за прог-рок, а за «волну», а блистательные «Зеппелины» платины в Америке традиционно получали издавна, и уже вовсе не за музыку, а просто за бренд, раскрученный к тому времени чуть ли не до «битловских» высот.
Даже блиставший в Америке Пол Маккартни подучил в 1978 году точно такую же платину за «London Town», как и Yes за свой «Tormato», но сэр Пол не был прогером, и играл музыку исключительно «популярную», да и сам он был изначально популярен на порядки больше, чем Yes.
Таким образом, сравнивая «дремучих прог-рокеров» Yes и «американизированных попсовиков» Wings, можно только удивляться тому, каким это таким образом британский прогрессив в 1978-м побил британский же попс, причем на территории американцев, которые всегда к рок-музыке относились только как к танцевальной!
Ну ладно, не буду больше крошить батон на признанных британских рок-музыкальных авторитетов Led Zeppelin и Geresis во главе с Полом Маккартни, а давайте вернемся к альбому Yes «Tormato» 1978 года выпуска.
Сами музыканты, по их словам, не слишком хорошо относились к этому альбому очень долго, впрочем, это они скорее всего лукавили. Альбом получился сногсшибательным, и этого не мог понять только полный слепоглухонемой. Мало того, то, что альбом будет убойным, понял еще до его выхода и сам президент Atlantic Records Ахмет Эртеган, специально прилетевший из Нью-Йорка в Лондон во время записи музыки к нему. С этим визитом, кстати, был связан один интересный момент.
Новый альбом планировался группой Yes как двойной, вернее, состоявший из двух частей, первая из которых должна была выйти в июле 1978 года, а вторая – в конце декабря. Для этого было написано целых 19 композиций, и почти все они до визита Эртегана были записаны. Сразу же после выхода первой части группа собиралась отправляться на Барбадос, чтобы в тамошней студии доработать треки второй части. Впоследствии было решено объединить две части в двойной альбом, дописав к нему еще что-то.
Однако президент Atlantic разрушил эти планы, потребовав больше тщания вложить в первую часть, а весь «лишний» материал отложить на потом. Он давно пенял музыкантам группы на то, что с 1972 года они никак не могут создать новый «платиновый» альбом, а когда вдруг что-то начало получаться, они собрались остановиться на полпути. В общем, Эртеган поставил вопрос ребром – или Yes создают «платиновый» альбом, или ищут другой лейбл.
Естественно, даже «звездные болезни», которыми уже к тому времени вовсю отметились Рик Уэйкман и Джон Андерсон, не позволили им проигнорировать пожелания главы компании, которая вкладывала в раскрутку группы поистине огромные деньги, выплачивая музыкантам баснословные гонорары. Вот так и появился в 1978 году всего один альбом вместо двух, и потому сегодня мы имеем уже записанный к тому времени невостребованный материал, который с 2004 года начал попадать на новые переиздания альбома «Tormato».
Почему музыканты не использовали эти песни по горячим следам, а начали записывать следующую «Драму» на совершенно новом материале – непонятно. Известно, что этот альбом начал создаваться в 1979-м при участии Андерсона и Уэйкмана, которые написали и даже записали для него половину планировавшихся композиций, но среди них не было ни одного трека, подготовленого годом ранее для «Тормато. Часть 2». Почему так – это тема отдельного исследования, я посвящу этому несостоявшемуся альбому отдельную публикацию.
И еще интересный момент: музыкантам группы так не понравились фотографии, сделанные для конверта будущего альбома, что они закидали их помидорами. Так как полностью отказаться от предложенного концепта было невозможно, потому что за работу художника уже были заплачены немалые деньги, то было решено эти помидоры на обеих сторонах обложки оставить. Рик Уэйкман утверждает, что идея поместить помидоры на конверт была именно его, однако остальные музыканты его слова опровергают, заявляя, что решение было общим.
Кстати, именно из-за этих помидор было решено изменить и название будущего альбома – вместо планировавшегося «Yes Tor» постановили обозначить его как «Tormato».Следует пояснить, что Yes Tor – это такая гора, вернее, высокий холм в юго-западной Англии, с которой открывается прекрасный вид на многие мили вокруг. То, что это название было так легко заменено, говорит о том, что этой горе музыканты не придавали вообще никакого значения и никак не связывали ее с тематикой альбома. Вообще-то первоначально было решено назвать новый диск «Eleventh Illusion» («Одиннадцатая иллюзия»), что, по словам Джона Андерсона, символизировало 11-й альбом Yes, считая концертник 1973 года и сборник 1975-го.
В общем, пластинка вышла и на самом деле сногсшибательная, и ее можно считать вершиной всего первоначального прог-рокового творчества группы, причем она намного сильнее любого другого предыдущего альбома Yes. Правда, это мое сугубо личное мнение, тем не менее, факт остается фактом – альбом «Tormato» и на самом деле потрясающ, без всяких заумностей, свойственных более раннему творчеству группы.
Почему музыка на этом альбоме получилась такой цельной по саунду – об этом как-то в одном интервью проговорился Рик Уэйкман. Он сказал, что сознательно использовал при записи очень ограниченный набор клавишных, чтобы создать органично спаянную музыку и создать как бы «перетекающий» альбом, все композиции которого были бы по звучанию связаны друг с другом, и на восприятие каждой новой темы слушателю не приходилось бы «переключаться».
В принципе, именно так и записывают свои диски популярные исполнители в стиле диско и «новой волны». Я не хочу, конечно, сказать, что «Йесы» на новом диске «опопсились» и «обволнились», но то, что концепт их музыки значительно приблизился по саунду к более популярным тогда направлениям и стал более простым – это видно хорошо. Хотя, конечно же, это был все тот же прогрессивный рок, на котором группа «проехала» целых 10 лет до этого.
И еще интересный момент: впоследствии, в 90-е годы, уже после того, как состав, с которым записывался альбом в 1978 году, воссоединился вновь, на концертах песни в «Tormato» не исполнялись. По словам Стива Хоу, музыканты просто забыли, как их исполнять, и не помогали даже длительные репетиции, тем более что некоторые песни Андерсон уже просто не мог тянуть из-за снижения своих вокальных данных.
Таким образом самый лучший прог-роковый альбом Yes так и остался только в первоначальном виде, а поклонники группы вживую его услышать не могут с самого окончания тура в его поддержку. Правда, одну песню с альбома в «живом» виде можно услышать на концертном альбоме «Yesshows» 1980 года выпуска – это «Don't Kill the Whale», которая была записана во время турне группы в поддержку альбома в 1978 году.
Итак, основные музыкальные темы ко всем песням, кроме «Onward», придумал Джон Андерсон, а разрабатывать всякие риффы и прочее наполнение композиций помогали ему все остальные участники группы по мере своих сил и желания. Впрочем, невзирая на то, что для каждой песни в соавторах участвовали разные музыканты – то Уэйкман, то Сквайр, то Хоу, то Уайт, а то и несколько соратников Андерсона сразу – это чисто коллективное творение. И особенно учитывая, что перед записью пластинки группа лишилась продюсера, и потому работать над записанными песнями музыкантам приходилось самим, хоть и при помощи профессиональных звукооператоров.
Сторона 1:
1). Future Times/Rejoice (4:05/2:41) «Будущие времена/Радуйся». Шикарная «открывашка» для альбома, впрочем, у Yes все «открывашки» шикарные. Шикарные соло-трели гитары Стива Хоу только на первый взгляд кажутся назойливыми, на самом деле они очень хорошо украшают полотно песни, постоянно переплетаясь с такими же соло-трелями клавишных Уэйкмана. Во второй части этой сюиты Рик активизировался, и Хоу как-то ушел на задний план.
2). Don't Kill the Whale (3:55) «Не убивай кита». Эта песня посвящена китам, и впоследствии за нее группа даже получила награду от какой-то организации по защите животных. Замысловатые ходы Хоу просто завораживают, я думаю, что это самый подходящий гитарист для Yes – ни предыдущий Питер Бэнкс, ни последующий Тревор Рабин ему в этом качестве и в подметки не годятся. Уэйкман потом рассказывал, что для этой песни он специально настроил свой Polymoog, чтобы он издавал «странные звуки», которые должны были обозначать крики кита.
3). Madrigal (2:21) «Мадригал». Ну, такие английские клавесинные мадригалы мне не нравятся, даже в исполнении Андерсона и Уэйкмана, поэтому комментировать не буду.
4). Release, Release (5:40) «Отпусти, отпусти». Шикарный боевик, очень долго был моей самой любимой композицией на альбоме, кстати, услышав когда-то эту песню случайно один раз, я захотел ознакомиться и со всем альбомом. А до того я Yes вообще не ценил, не понимая их «дремучего прог-рока» с «писклявым вокалом», и случилось это знаменательное событие где-то в самом начале 2000-х. Смешно, да? Я слушаю рок-музыку с 1976-го, а в Yes стал по серьезному врубаться только четверть века спустя. И исключительно благодаря именно этой песне – не услышь я ее тогда, то Yes стали бы одной из моих самых любимых групп гораздо позже. Зато сегодня у меня есть все виниловые альбомы группы с 1970 года по 1987-й, включая два первых концертника. И за многие из них я платил серьезные деньги. Кстати, на этом треке есть звуки толпы, так они вставлены в композицию намеренно, чтобы заполнить барабанно-гитарную «пустоту», и взята эта фонограмма была не с концерта, а с футбольного матча.
Сторона 2:
5). Arriving UFO (6:02) «Прибытие НЛО». А это вообще шикарный номер. Если предыдущий трек мне давно приелся, то это не приедается никогда. Над его написанием и аранжировкой хорошо поработали как Андерсон, так и Уэйкман с Хоу – первый придумал инструментальную концепцию, а второй всё это заполировал своей волшебной гитарой.
6). Circus of Heaven (4:28) «Небесный цирк». А эта песня о фантастическом странствующем цирке, устроившего гастроли где-то в американской глубинке, удивляя дремучих американских фермеров всякими волшебными феями, эльфами, кентаврами, единорогами и прочей сказочной «нечистью». Шикарный номер, только подчеркивает потрясающую гениальность композиторов группы.
7). Onward (4:00) «Вперед». Песню единолично написал бас-гитарист Крис Сквайр, и он всю жизнь ей гордился, считая, что это самое гениальное, что он когда-либо создал. Но лично я ничего гениального тут не вижу – типичная опера под синтезатор, изображающий меллотрон, а то и целый оркестр.
8). On the Silent Wings of Freedom (7:45) «На безмолвных крыльях свободы». Еще один шикарный, и даже шедевральный номер, просто переполненный всякими музыкальными сюрпризами, как волшебная шкатулка. По сути – это многочастная сюита, хотя и на одну музыкальную тему. Это произведение тоже из тех, которое никогда не надоедает.
Ну, а о 10 бонусах, которые шли к альбому, начиная с начала 2000-х, я напишу отдельную публикацию, потому что, по сути, это не просто бонусы, а совершенно отдельный, хоть и немного недоработанный, альбом.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ YES И ОКОЛО YES НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом Yes «Drama», 1980 г. ~ вершина прог-рокового творчества знаменитой британской рок-группы
Взлёт и падение Рика Уэйкмана: гениями остаются навечно, но вот творят они мало