Найти тему
Без музыки совсем не то

Взлёт и падение Рика Уэйкмана: гениями остаются навечно, но вот творят они мало

Рик Уэйкман – гениальный музыкант, взявший в начале 70-х очень крутой старт, обеспечивший ему славу и почет до скончания времен. Но гении все же не вечны, и в начале 80-х Уэйкман превратился во вполне себе стандартного, хоть и по-прежнему популярного производителя музыкальных полотен, который, несмотря на все жизненные и творческие перипетии, не изменил ранее выбранному направлению, и следует ему и сегодня.

Rick Wakeman - один из самых гениальных музыкантов в рок-музыке
Rick Wakeman - один из самых гениальных музыкантов в рок-музыке

Рик Уэйкман – пожалуй, самый плодовитый музыкант в истории серьезной рок-музыки. Лично я насчитал почти 60 в разной степени оригинальных сольных альбомов, записанных и выпущенных этим гением клавишных инструментов за 50 лет. И это не считая пластинок, которые он записал в составе разных групп, в основном Strawbs и Yes, а также как аккомпанирующий музыкант. И всё в жизни этого клавишного монстра было прекрасно, а если и были какие-то падения и провалы, то они еще более подчеркивали ту феноменальную удачу, которая сопровождала Уэйкмана все последние полвека.

Многие по-настоящему гениальные музыканты хотели бы такой блистающей карьеры, но не каждому это удавалось. Кто-то становился популярным, но без финансового успеха, а кто-то смог заблистать на какой-то миг, а потом становился никому не интересен. Один Уэйкман тут составлял исключение, за которым бегали менеджеры и продюсеры всего мира, предлагая миллионы даже в моменты полного финансового и даже жизненного краха музыканта. Про таких счастливчиков говорят, что они «родились с серебряной ложкой во рту».

Рик Уэйкман в составе британской фолк-рок-группы Strawbs, в которой он играл в 1969-1971 гг. и даже успел записать с ней три пластинки
Рик Уэйкман в составе британской фолк-рок-группы Strawbs, в которой он играл в 1969-1971 гг. и даже успел записать с ней три пластинки

Однако Рик Уэйкман если и родился с серебряной ложкой во рту, то очень быстро ее выплюнул. Да, его родители были не бедными, а отец так тот даже имел какое-то влияние в некоторых не совсем широких музыкальных кругах Англии. Он определил своего гениального сына в Королевский музыкальный колледж, однако год спустя этот подающий великие надежды отпрыск из него вылетел, причем по собственной воле. Он быстро понял, где надо копать и славу, и деньги, и через 5 лет он сам нанимал для проведения своих концертов лучшие «королевские» оркестры и хоры Великобритании, да и всего остального мира.

И всего это он добился собственным горбом, без всякой серебряной ложки. Разве даже относительно состоятельные родители смогли бы его всего через два года после его вылета из Колледжа обеспечить особняками в лучших районах Лондона и шикарной коллекцией автомобилей? За эти два года он двигался к своей цели вполне себе самостоятельно - играл в кабаках, нанялся аккомпаниатором сразу в нескольких студиях звукозаписи, писал музыку к фильмам, вступил в хорошую группу Strawbs, записывался на пластинках уже более-менее известных музыкантов – Кэта Стивенса и Дэвида Боуи. И отовсюду он греб деньги, причем поболее тех, которые зарабатывали его не бедные родители.

Первая запись, на которой как бы в сольном качестве засветился Рик Уэйкман - "Piano Vibrations", 1971 год. И хотя пластинка совсем не была его сольником, но впоследствии многие списки стали ее упоминать, как первая сольная запись музыканта
Первая запись, на которой как бы в сольном качестве засветился Рик Уэйкман - "Piano Vibrations", 1971 год. И хотя пластинка совсем не была его сольником, но впоследствии многие списки стали ее упоминать, как первая сольная запись музыканта

К тому моменту, как Рик Уэйкман вступил в ряды уже прославившихся Yes, он сам уже был прославившимся, причем не менее, чем сами Yes. Благодаря его имени на конверте очередного альбома Yes «Fragile» диск моментально поднялся в американских чартах до 4-й позиции, а в Великобритании стал «платиновым». И все 70-е годы, за что бы ни брался Уэйкман – всё ему приносило деньги, причем не тысячи, а миллионы.

Все пластинки с его участием неизменно оказывались в топах всех мировых чартов, и это неудивительно. Рик Уэйкман был прекрасным музыкантом – это да, но этого совершенно недостаточно для успеха. Он был великолепным композитором – это тоже да, но это опять-таки автоматически успешным никого не делает. У него выработался свой собственный, совершенно неподражаемый стиль игры и диапазон звучания синтезатора. И это тоже нельзя считать железным правилом для популярности – мало ли у кого имелся свой стиль игры и уникальный диапазон? Вот тот же Манфред Мэнн – у него диапазон еще более уникальный, а разве он мог отказаться от миллиона долларов, причем в самый жуткий для него личный финансовый кризис?

1971 год, Рик Уэйкман только-только вступил в ряды английской рок-группы Yes
1971 год, Рик Уэйкман только-только вступил в ряды английской рок-группы Yes

А вот Рик Уэйкман отказался, когда ему подвернулся такой случай. Было это в 1980 году, когда его чуть ли не со скандалом поперли из группы Yes, арестовали где-то за кордоном целый вагон аппаратуры за неуплату мизерной пошлины, когда нечем было платить музыкантам собственной группы, когда от него одновременно ушли и жена, и любовница (!). В этот момент откуда-то издали, из самой Америки прилетел какой-то продюсер с миллионом долларов аванса в чемодане и с предложением Уэйкману создать совместную группу с Карлом Палмером.

Но Уэйкман отказался, сославшись на то, что никогда прежде с Палмером не работал (не смешно?), а вместо того, чтобы поправлять свои обрушившиеся финансовые и личные дела, стал активно запивать свое горе крепкими напитками и жаловаться всем подряд, включая и уборщиков отелей, на свое потрясающее невезение.

Интересно, что год спустя Карл Палмер все же создал супер-группу, но с другим клавишником Yes – Джеффом Даунсом. Это была Asia, в которую также вошли Стив Хоу и Джон Уэттон. Интересно, а если бы вместо Даунса в «Азии» все же оказался Уэйкман? Думаю, что это была бы более интересная группа, и бакшиша музыканты собрали бы гораздо больше, потому что Даунс - просто великолепный музыкант, а Уэйкман – еще и узнаваемый, да и композитор он от Бога.

Однако Уэйкман не стал «мелочиться», предпочитая не связывать себя какими-то долгосрочными контрактами, а страдать в одиночестве.

Рик Уэйкман записывает свой первый по-настоящему сольный альбом - "The Six Wives of Henry VIII", 1973 г.
Рик Уэйкман записывает свой первый по-настоящему сольный альбом - "The Six Wives of Henry VIII", 1973 г.

Но ясно, что кому суждено быть повешенным, никогда не утонет. Выплыл из всех этих передряг и Рик Уэйкман, причем он не предпринял для своей реанимации особенных усилий, и в итоге его повесили в табели о рангах лучших музыкантов мира еще выше. Выручили его в тот момент коллеги по музыкальному цеху, собрав с миру по нитке тот же вагон аппаратуры, необходимой Уэйкману для проведения концертного тура, а музыканты группы согласились играть бесплатно, лишь бы вытащить своего фронтмена из долговой ямы.

Обретя заново жизненное и творческое равновесие, Рик Уэйкман принялся записывать новые свои пластинки чуть ли не пачками в год, а потом снова воссоединился с Yes. И жизнь потекла своим чередом, правда, уже без всяких бурных перипетий, характерных для первого, «установочного» десятилетия музыкальной биографии музыканта.

И на самом деле, если попытаться определить, когда Уэйкман создал свои лучшие, классические произведения, то окажется, что период этот совсем маленький, начинается в 1973 году, а заканчивается 1976-м. И это не мое личное мнение, но и мнение потребителей творчества маэстро. В 1975 году резко падает интерес к пластинкам Уэйкмана в США, а вначале 80-х – и в Британии. Но это не значит, что Уэйкман перестал зарабатывать, вообще-то количество проданных копий его сольных альбомов оценивается в 50 миллионов по всему миру, и вряд ли это количество обеспечили только несколько ранних альбомов. Тем не менее, творческая активность музыканта падает именно на переломе 70-80-х годов, и начинается активность коммерческая – иначе это не назвать.

Первые сольные альбомы Рика Уэйкмана, первые 5 из них можно назвать гениальными, остальные 3 - просто шикарными
Первые сольные альбомы Рика Уэйкмана, первые 5 из них можно назвать гениальными, остальные 3 - просто шикарными

Лично я считаю самыми знаковыми, то есть совершенно уникальными для всей подобной рок-музыки произведениями, такие альбомы Рика Уэйкмана:

1). The Six Wives of Henry VIII (1972 г.)

2). Journey to the Centre of the Earth (1974 г.)

3). The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table (1975 г.)

4). Lisztomania (1975 г.)

5). No Earthly Connection (1976 г.)

Вот сколько альбомов записал Уэйкман только за первую половину 80-х, и среди них нет ни одного неинтересного, хотя, конечно, полностью шикарными их назвать нельзя. Они просто очень интересные, но это совсем не начало 70-х
Вот сколько альбомов записал Уэйкман только за первую половину 80-х, и среди них нет ни одного неинтересного, хотя, конечно, полностью шикарными их назвать нельзя. Они просто очень интересные, но это совсем не начало 70-х

На этих пластинках и на самом деле собрано всё самое лучшее, что когда-либо написал Рик Уэйкман. Это просто классика, и тут никаких комментариев можно не делать. Но это, конечно же, не значит, что и в последующем музыкант не делал ничего выдающегося, однако после 1976 года он уже не делал полностью выдающимися целые альбомы. Он продолжал сочинять и записывать отличные композиции, но это были чуть ли не единичные вещи, по две-три на альбом. А в целом альбомы были просто прекрасными, но уже не выдающиеся целиком.

Последние альбомы Рика Уэйкмана - 2017-2020 гг. Довольно интересные диски
Последние альбомы Рика Уэйкмана - 2017-2020 гг. Довольно интересные диски

До сегодняшнего дня с конца 70-х Рик Уэйкман так и не создал больше ни одного эпического музыкального полотна, подобного «Путешествию к центру Земли» или «Королю Артуру». У меня в коллекции имеются многие виниловые альбомы Уэйкмана конца 70-х – начала 90-х годов, но я их редко слушаю целиком. В основном они наполнены какими-то личными переживаниями маэстро, то ли по поводу собственной судьбы, то ли по поводу судеб мира. А когда гений начинает замыкаться в своих собственных переживаниях, он хоть и остается гением, но из музыканта превращается в философа. А философия в музыке – это совсем не сильная сторона этой музыки. И примеров тому достаточно.

Самое известное сольное творение Рика Уэйкмана - "Journey to the Centre of the Earth", 1974 г.
Самое известное сольное творение Рика Уэйкмана - "Journey to the Centre of the Earth", 1974 г.

Но, как бы там ни было, но даже музыкальное падение Рика Уэйкмана в начале 80-х по большому счету совершенно не повредило его статусу гения. Он по-прежнему востребован, его все новые и новые альбомы хоть и очень редко залетают в чарты, но все же они на слуху, по крайней мере, у его фанатской аудитории. И хоть лично я не являюсь слишком уж преданным фанатом Уэйкмана, все же мне по душе все, что он делает. Например, я прекрасно засыпаю под его последние альбомы, которые мало отличаются от того, что музыкант начал записывать, начиная с альбома «White Rock» в 1977 году.

Нет, я не скажу, что «White Rock» - никчемный альбом. Он тоже по-своему прекрасен, однако он открывает уже совсем другой период творчества Рика Уэйкмана – коммерческий. А иначе и не назвать ту музыку, которую он начал писать с конца 70-х. Однако Уэйкман уже заработал свою репутацию предыдущими произведениями, и поэтому ментальный самоплагиат в его дальнейшем творчестве ему уже особенно не повредил.

Рик Уэйкман в конце 70-х, незадолго до его второго "выдворения" из Yes
Рик Уэйкман в конце 70-х, незадолго до его второго "выдворения" из Yes

Это и позволяло ему печь свои новые пластинки буквально как пирожки и не бояться совершенно никакой критики. Скажу даже больше – Рик Уэйкман является одним из немногих рок-музыкантов, которых вообще критиковать не за что. То, что он делает сегодня – прекрасно по отношению к огромному количеству его коллег, то есть он выделяется среди них своим неизменно серьезным отношением у музыке, хотя вселенских откровений уровня Бетховена или Чайковского он уже практически не демонстрирует.

Рик Уэйкман в свой самый плодотворный "коммерческий" период творчества
Рик Уэйкман в свой самый плодотворный "коммерческий" период творчества

И секрет такой устойчивой популярности очень прост: несмотря на дальнейшую коммерциализацию своей музыки, Рик Уэйкман никогда не менял единожды выбранный стиль. Он никогда не ударялся в диско, как его бывший единомышленник Манфред Мэнн. Он никогда не увлекался высокой органной классикой, подобно Джону Лорду, его до сих пор не прельщает ни джаз, ни фанк, ни панк, ни рэп. Возможно, в его личной классике и уделено много внимания средневековому фолку, но это только одно из средств творческого выражения.

А так Рик Уэйкман по-прежнему играет рок в своем самом натуральном виде, но при этом он создал свое собственное его ответвление, граничащее с так называемой «космической музыкой», и это ответвление можно назвать Уэйкманологией.

Рик Уэйкман и его Генрих VIII. У Уэйкмана официальных детей было на одного больше, чем у Генриха, но не было среди них ни одного короля и ни одной королевы Англии, тогда как у Генриха их было целых три
Рик Уэйкман и его Генрих VIII. У Уэйкмана официальных детей было на одного больше, чем у Генриха, но не было среди них ни одного короля и ни одной королевы Англии, тогда как у Генриха их было целых три

Позже я приступлю к рассмотрению всех знаковых альбомов Рика Уэйкмана, и мне будет о чем рассказать - история создания каждого весьма интересна. Но также интересны не только знаковые альбомы этого гения, но и не знаковые, а также альбомы групп где он играл, и исполнителей, с которыми работал. Обо всем этом я и начну скоро рассказывать..

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Keystudio», 2001 г. ~ самый крутой, по мнению Рика Уэйкмана, альбом группы Yes за всю ее долгую историю

В 1984 году бывший органист группы Ричи Блэкмора Rainbow Тони Кэйри записал эпохальный альбом Planet P «Pink World»

Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом

Джазовый музыкант Манфред Мэнн создал 6 рок-шедевров, а потом зачем-то ударился в попсу

Первая 5-ка самых узнаваемых клавишников в рок-музыке