Найти тему
Без музыки совсем не то

«Keystudio», 2001 г. ~ самый крутой, по мнению Рика Уэйкмана, альбом группы Yes за всю ее долгую историю

В 1996-м году группа Yes вместе с вернувшимися в нее Риком Уэйкманом и Стивом Хоу приступила к записи нового альбома, и закончила работу в начале 1997-го. Однако отдельным изданием это творение вышло только в 2001-м году, а до этого песни с него выходили частями на двух «концертниках» - «Keys to Ascension» в 1996-м и «Keys to Ascension 2» в 1997-м.

Yes "Keystudio", 2001 г. Записи 1996-1997 гг.
Yes "Keystudio", 2001 г. Записи 1996-1997 гг.

Каждый фанат Yes прекрасно знает, что у этой группы нет плохих альбомов, а есть отличные и самые отличные. Утверждать обратное просто кощунственно, и любого скептика закидают камнями (образно, конечно).

Но я – не фанат группы Yes, хотя прекрасно знаю ВСЕ ее альбомы, и почти все, за исключением двух студийников (1969 и 1974 гг.) и одного концертника (1985 г.) они имеются в моей коллекции на виниле, причем на фирменном, почти все в как минимум хорошем состоянии.

Так вот, не будучи фанатом Yes, я могу критиковать эту группу вполне по-свойски.

Но я не буду ее критиковать, а просто расскажу, какой именно альбом Yes я считаю самым лучшим, самым крутым и самым гениальным. И многие очень сильно, возможно, удивятся, потому что этот альбом не из классического наследия, он даже не входит в «номерную» дискографию.

Тем не менее, я считаю его вершиной группы и лучшим произведением творчества группы. И, наверное, это отчасти было обусловлено тем, что песни для альбома записывались «золотым» составом группы в лице Джона Андерсона, Рика Уэйкмана, Стива Хоу, Криса Сквайра и Алана Уайта.

В общем, этот альбом называется «Keystudio», и вышел он в 2001 году в разряде сборников, но это чистый «студийник», хотя история у него долгая, потому что песни с него стали публиковаться еще за 5 лет до этого, и даже не на сборниках, а на концертниках.

Я вообще-то, до конца 90-х и студийники-то Yes редко слушал, а не то что концертники, поэтому я и пропустил такой явный шедевр. Для меня тогда самым лучшим альбомом Yes была «Драма» 1980 года, а то, что там поет совсем не Андерсон, меня не трогало – вокал Тревора Хорна был очень похож. А клавишник Джефф Даунс, по моему тогдашнему разумению, мало чем отличался от Уэйкмана по мастерству.

Но когда в 2001-м мне в руки вдруг попался «Keystudio», я буквально ошалел, вот именно с того самого года я и начал скупать все виниловые диски Yes, которые у меня сегодня красуются в коллекции на полке между дисками Genesis и сольниками Рика Уэйкмана.

История альбома начинается в 1994 году, когда из группы ушли гитарист Тревор Рабин и клавишник Тони Кэй. Их места мгновенно заняли вернувшиеся в родную гавань Хоу и Уэйкман. Но обновленная группа два года не записывала нового материала, и когда пришло время для отдыха от постоянных гастролей, все вдруг поняли – надо наконец-то записать что-то новенькое. В марте 1996-го музыканты собрались в своей калифорнийской студии в городе Сан-Луис-Обиспо и записали две композиции общей длиной около получаса.

Больше идей никаких тогда не возникло, а записанного материала на полноценный альбом не хватало, поэтому им добили второй диск концертника «Keys to Ascension», который вышел осенью того же года. Дело в том, что на альбом вошли концертные записи, сделанные в том же Сан-Луис-Обиспо в театре «Фримонт», а раз студийные записи были сделаны в том же городе неподалеку, то, естественно, руководство лейбла посчитало, что «живые» и студийные записи должны быть на одном альбоме.

Два концертно-студийных альбома Yes, вышедших соответственно в 1996-м и 1997-м - "Keys to Ascension" и "Keys to Ascension 2"
Два концертно-студийных альбома Yes, вышедших соответственно в 1996-м и 1997-м - "Keys to Ascension" и "Keys to Ascension 2"

Правда, этой уверенности не разделял Рик Уэйкман, который считал, что материал настолько великолепен, что заслуживает отдельного издания. Намереваясь все же выпустить новые песни на новом диске, он инициировал продолжение записи, сгенерировав новые идеи, и в конце 1996-го было записано еще 5 композиций общей продолжительностью почти 45 минут. Рик Уэйкман надеялся, что наконец-то весь записанный материал выйдет на новом альбоме, но тут он сильно обмишурился – лейбл постановил добить новым студийным материалом второй диск второй части концертной «дилогии» 1996 года, назвав ее «Keys to Ascension 2».

Ну, душа Рика не вытерпела, и в начале 1997 года он в который раз покинул группу, решив продолжать сольную карьеру. Но материал, записанный в 1996-97 гг. он всегда впоследствии считал лучшим, что вообще когда-то записала группа.

Yes "Keystudio", CD-выпуск 2001 г.
Yes "Keystudio", CD-выпуск 2001 г.

Альбом ««Keys to Ascension 2» вышел осенью 1997-го, и на этом, кажется, о новом материале позабыли. Группа после этого записала еще два студийных альбома, и тут лейбл вдруг решил изъять из обоих «концертников» студийный материал и объединить его, наконец-то, на отдельном «студийнике». Этот процесс начался в конце 2000-го, и в мае 2001 года на прилавках появился как бы очередной альбом Yes «Keystudio». В принципе, он был к месту, потому что не каждый меломан слушает концертные альбомы даже любимых групп, и потому студийный материал, вошедший на них, прошел мимо внимания большой массы поклонников Yes.

С буклета альбома - Джон Андерсон и Рик Уэйкман
С буклета альбома - Джон Андерсон и Рик Уэйкман

А вот отдельный студийный диск – это совсем другое дело. Но, к сожалению, в обзорах, которые обычно способствуют паблисити любого нового продукта, он почти не упоминался, потому что был отмечен просто как сборник. В общем, ни в один мировой чарт этот «сборник старых песен» не пролез, и потому сегодня о нем знают только самые верные фанаты Yes.

С буклета альбома - Алан Уайт и Стив Хоу
С буклета альбома - Алан Уайт и Стив Хоу

А мне этот альбом «зашел» сразу, как только я его услышал в 2001-м. Как по мне, то музыка, записанная на нем, бьет даже самые лучшие хиты группы за все 50 с лишним лет ее существования. Конечно, это сугубо мое личное мнение, но оно имеется, и мне жаль только одного – это того, что это гениальнейшее произведение так и не выпустили на виниле. Тогда я бы с удовольствием поставил этот альбом на полку, а компакт в коллекцию не поставишь – какой смысл его вообще приобретать, когда всю музыку можно просто скачать из Интернета?

С буклета альбома - Крис Сквайр
С буклета альбома - Крис Сквайр

Интересный момент: трек №3 основан на риффах, которые придумали Алан Уайт, Крис Сквайр и Джимми Пейдж. Когда в 1979-м из Yes ушли Андерсон и Уэйкман, а в Led Zeppelin умер Джон Бонэм, «осиротевшие» музыканты обеих групп решили объединиться в группу XYZ (расшифровывается как ex-Yes & Zeppelin). Было записано несколько джемов, но из этой затеи ничего не вышло, а сами риффы дожили до записи «Keystudio».

Итак, трек-лист. Почти все песни для альбома написали все участники группы сообща, кроме №7 – в соавторах также числится Вангелис. Песню №2 написали Андерсон и Хоу.

Кроме того, композиции №2 и №6 были записаны в первую сессию (1996 г.), остальные – во вторую (1997 г.)

1). Foot Prints (9:04)

2). Be the One (9:49)

3). Mind Drive (18:34)

4). Bring Me to the Power (7:20)

5). Sign Language (3:26)

6). That, That Is (19:11)

7). Children of the Light (6:31)

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Pink Floyd «Obscured by Clouds» 1972 года – последний альбом экспериментальной эпохи группы

Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом

Альбом венгерской группы Omega «Elo» выпуска 1972 года - концертный, или все же студийный?

Первый виниловый диск Машины Времени ~ «Охотники за удачей», 1982 г. Интересные факты