Найти тему
Без музыки совсем не то

Фантастическо-мистический альбом «No Earthly Connection», 1976 г. - вершина всего творчества Рика Уэйкмана

К 1976 году Рик Уэйкман, что называется, дошел «до ручки» в финансовом отношении, наплодив целую кучу шикарнейших, но очень дорогостоящих концептуальных произведений, и альбом «No Earthly Connection» стал той самой соломинкой, которая переломила хребет верблюду. Маэстро разорился, а «Внеземные связи» так и остались лучшим его музыкальным шедевром, который он за последующие почти полвека так и не переплюнул по монументальности.

Rick Wakeman "No Earthly Connection", 1976 г. К первым выпускам альбома прилагалась зеркальная фольга, чтобы посмотреть на этот рисунок без искажений. Фото этой фольги приведено ниже
Rick Wakeman "No Earthly Connection", 1976 г. К первым выпускам альбома прилагалась зеркальная фольга, чтобы посмотреть на этот рисунок без искажений. Фото этой фольги приведено ниже

Сразу начну с прелюдии. Когда я в середине 70-х заинтересовался рок-музыкой, в поле моего зрения почти сразу же попал альбом Рика Уэйкмана «Путешествие к центру Земли» 1974 года выпуска. Я тогда записывал на пленку всё, что мне приносили на пластинках, записал и этот диск. Правда, потом я подумал, что не надо было его записывать целиком, потому что музыка мне показалась нудной, кроме трех композиций на второй стороне – двух вокальных и одной короткой инструменталки.

Ну, я эти композиции перезаписал на другую пленку в добивку чего-то там с помощью другого магнитофона, а сам альбом стер. Единственное, что мне в этом альбоме понравилось по-настоящему – это многостраничная книжка, вклеенная в разворот. Я сфотографировал все листы этой книжки на черно-белый отцовский фотоаппарат, но сами понимаете – в черно-белом варианте это был совсем не тот цимес, как оригинал, и поэтому эти фотографии, на проявление которых я потратил немалые по тем временам деньги, где-то быстро затерялись.

Позже мне в руки попал альбом Уэйкмана 1977 года «White Rock», и я, наученный «горьким опытом», не стал его сразу записывать, а выбрал только две самые ударные композиции. Остальная музыка на пластинке мне показалась не интересной.

Американский виниловый выпуск альбома Рика Уэйкмана "No Earthly Connection", 1976 г.
Американский виниловый выпуск альбома Рика Уэйкмана "No Earthly Connection", 1976 г.

Кроме того я где-то услышал запись альбома «Шесть жен короля Генриха VIII», и хотя музыка этого произведения была почти вся отличная, а местами даже шикарная, искать диск для записи я не стал, так как в те времена был целиком поглощен совсем другой музыкой. Новейшие альбомы Uriah Heep, Queen, Rainbow, Jethro Tull, Pink Floyd и многих других групп были гораздо более понятными, чем музыка Уэйкмана, так что Уэйкман как-то проплывал мимо меня.

И когда я в училище у какого-то своего одногруппника увидел пластинку «No Earthly Connection» 1976 года, то я мог бы выклянчить ее на денек на запись, причем даже бесплатно, но я не стал этого делать. Рик Уэйкман был для меня тогда совсем не знаковым музыкантом, тем более что и Yes с его участием я тогда не воспринимал. Были тогда группы и поинтересней, и их было много. Это была эпоха заката хард-рока, прямого как палка, вот эта музыка мне и была по душе, а на остальные, более заумные, ответвления рока я времени и денег терять не хотел.

Лейблы американского винилового выпуска
Лейблы американского винилового выпуска

И даже когда я вернулся из армии в 1982-м, отношение к Уэйкману не изменилось. Виниловые пластинки для меня стали более доступными, потому что я, в отличие от школьных времен 70-х, работал и зарабатывал деньги, но единственный альбом Рика Уэйкмана, который я тогда записал, был все те же «Шесть жен короля Генриха VIII». Потом я удачно выменял сам этот винил, почти за бесценок, хотя он и так был недорогим португальским, и он стал основой моей будущей виниловой коллекции. Но остальные альбомы маэстро я даже прослушивать не хотел.

И вот, в 90-х, когда виниловые пластинки так обесценились, что стали стоить на «тучах» дешевле плохого мармелада, мне попался за три копейки «No Earthly Connection» на югославской пластмассе. Правда, он довольно сильно песочил, тем не менее, я его прикупил «для галочки». Я уже тогда начал собирать свою виниловую коллекцию, и сначала тащил в нее все, что стоило копейки. Такая у меня была установка – не покупать ничего дороже 1 доллара, а этот альбом обошелся мне за 10 рублей по нынешнему курсу. Хоть Уэйкман не входил в число моих приоритетов, но все же для меня он был авторитетом, и если бы удалось собрать коллекцию его винилов по 10 рублей, хоть югославских, хоть песочных – я бы закупил все его альбомы.

Внутренний конверт для пластинки с двух сторон
Внутренний конверт для пластинки с двух сторон

И вот, моя коллекция Рика Уэйкмана продолжилась альбомом «No Earthly Connection», хоть он был и не в лучшем качестве.

Ну, принеся диск домой, я отмыл его хорошо с мылом, просушил, и поставил на иглу, чтобы просто проверить, как после чистки улучшилось качество звучания. По опыту я знал, что даже самый песочный диск после умывания его с мылом (хозяйственным, а не душистым!) даже песочить начинает заметно меньше. И вот, прилег я на диван, чтобы покемарить под музыку сэра Рика (или он, кажется, не сэр, но, тем не менее), и мне вдруг приснился волшебный сон!

Эх, зря я не выклянчил этот альбом на запись в конце 70-х! Я бы открыл на этой пластинке для себя такой огромный музыкальный мир, который не смогли мне предоставить ни «Хипы», ни «Квины», ни «Пинк Флойды» вместе взятые. Это была такая шикарная феерия, что словами не рассказать. Правда, вокалист, который запевал на всей этой музыке, был так себе, совсем не феерический, тем не менее, он ничего не портил, потому что гениальную музыку не испортить ничем. Даже если бы на альбоме гнусавил Лемми Килмистер, то и он бы эту волшебную музыкальную магию не испортил.

Вырезки с внутреннего конверта с информацией об альбоме
Вырезки с внутреннего конверта с информацией об альбоме

В общем, описывать словами музыку, которую я услышал на альбоме Рика Уэйкмана «No Earthly Connection», нет смысла, надо ее просто слушать. Правда, не все куски в этом музыкальном полотне мне пришлось по душе, тем не менее, они представляют собой часть альбома, связывая шедевры друг с другом, причем даже неплохо. И вот, рассматривая творчество Рика Уэйкмана в общем и целом, я не могу найти более лучшего его произведения. Даже «Шесть жен» и «Король Артур», которые являются моими самыми любимыми, не могут дотянуться до вершины 1976 года.

Тема альбома весьма тривиальная, никаких прямых исторических экскурсов в средневековую Англию Уэйкман тут нам не предоставил. Речь в текстах идет в общем и целом о космическом разуме, с которым как-то связан древний мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии, хотя альбом называется «Нет земных связей». Вообще-то у нас всегда это название переводили как «Внеземные связи», однако правильнее по смыслу именно первый вариант, так как сам Уэйкман всегда заявлял, что вообще не знает, как связать космическую тему, представленную на альбоме, с Землей, даже учитывая какие-то мистические представления о древней земной истории.

Справа - прилагавшаяся к первым выпускам альбома зеркальная фольга, с помощью которой можно было рассмотреть изображение Уэйкмана на передней части конверта в не искаженном виде
Справа - прилагавшаяся к первым выпускам альбома зеркальная фольга, с помощью которой можно было рассмотреть изображение Уэйкмана на передней части конверта в не искаженном виде

А некоторые биографы музыканта определяют этот альбом как «личное путешествие Уэйкмана в неизвестность».

К слову, альбом «Внеземные связи» (или «Нет земных связей», кому как больше интересно) представляет собой пик личного концептуализма в творчества Рика Уэйкмана, так как этой пластинкой завершается период, когда музыкант фантазировал для себя, потому что, начиная с 1977 года, он полностью ударился в коммерцию. И все, что потом было его собственного – это только музыка, а все темы начали складываться исключительно из внешнего спроса, а не из внутреннего. Дело в том, что тот размах постановок своих произведений привел музыканта к финансовому банкротству, и фирма A&M, которая раскручивала его альбомы, отказалась все это расточительство финансировать, предложив перейти в более коммерческую сферу.

Таким образом «No Earthly Connection» - это последний концептуальный альбом, посвященный каким-то грандиозным историческим темам, таким, как древнеегипетские пирамиды и английские мегалиты. И эти вещи, если глобально подумать над их скрытым предназначением, могут дать объяснение загадке появления человека на Земле и его космической сущности со всеми вытекающими из этого явлениями, о которых человек вообще-то не задумывается, переводя их в разряд мифологии.

Ходят слухи и легенды о том, что якобы Рика Уэйкмана написать музыку к этому альбому сподвигла какая-то «летающая тарелка», которую он увидел в 1975 году во время тура по США. И якобы музыкант сочинил практически всю музыку к альбому в самолете, исключительно в нотном варианте, без применения музыкальных инструментов. Затем, по прибытию в Лондон, он съездил в Стоунхендж, чтобы набраться на этом «святом» месте всякой лирики, и, собрав свою группу, двинулся в Париж, чтобы записать придуманную им музыку на пленку.

Альбом «No Earthly Connection» вышел в апреле 1976 года и показал, что популярность Рика Уэйкмана начинает существенно падать. Так, в британских чартах пластинка провалилась с 2 до 9-й позиции по сравнению с «Королем Артуром», а в США – с 21-й до 67-й. И вообще нет ни одних чартов в мире, где бы этот диск не ухудшил позиции. С одной стороны это падение интереса можно понять – диск был чисто прог-роковым, а времена прог-рока давно прошли, и даже Уэйкман своими чарами не смог его усовершенствовать до уровня текущего потребительского спроса.

Но с другой стороны альбом этот стал вершиной всего творчества музыканта, хотя это лично мое мнение. Я не вижу в этой музыке слабых композиций, даже те места, которые мне кажутся занудливыми, являются, как я писал, прекрасными мостиками между основными темами альбома. И даже альбом «The Six Wives of Henry VIII» с его фонтанирующими темами – и тот уступает «Внеземным связям», потому что последний не является импровизацией, а создавался на более серьезном уровне.

Кстати, этот альбом – последний с бессменным с 1974 года вокалистом Эшли Холтом, которого Рик Уэйкман выдернул в свое время из хард-роковой группы Warhorse, в которую сам Уэйкман в 1970-м собирался рекрутироваться в качестве органиста. Но не срослось, Рик тогда предпочел влиться в более мелодическую группу Strawbs, с которой записал несколько альбомов. Но о Холте он не забыл, и когда в 1973-м приступил к созданию своей аккомпанирующей группы The English Rock Ensemble, то позвал его в группу, и тот поучаствовал в записи трех эпохальных альбомов маэстро. Однако ушел он из группы в 1976-м не оттого, что стал неактуален, а потому, что группа обанкротилась вместе с Уэйкманом, и тому потом для создания новых альбомов пришлось набирать более дешевых сессионных музыкантов.

Одним из таких сессионных музыкантов стал барабанщик Тони Фернандес, который впервые обстучал Уэйкмана на альбоме «No Earthly Connection», а потом сотрудничал с ним до самого последнего времени. Я насчитал более 30 альбомов Рика Уэйкмана, на которых появлялся в качестве барабанщика Фернандес с 1976 по 2012 годы, так что, можно сказать, это практически единственный музыкант, кроме, конечно, коллег по Yes, с которым маэстро не разрывал творческих связей почти 40 лет подряд. Можно понять, что этот барабанщик и в гастролях сопровождал Уэйкмана все это время, изредка, впрочем, записывая альбомы и с первой его группой Strawbs.

Ну, по традиции следует рассмотреть все композиции на альбоме по одной, но тут есть некоторая сложность. Во-первых, как я говорил выше, музыку Рика Уэйкмана, особенно на его лучшем альбоме, нет смысла описывать словами, поэтому можно только поставить каждой композиции ту или иную цифровую оценку по 10-балльной шкале. А, во-вторых, каждая композиция разделена на несколько как бы совершенно самостоятельных в музыкальном плане частей, не имеющих собственного названия. Но я постараюсь как-то с этим справиться.

Сторона 1:

1). Music Reincarnate / «Музыка перевоплощается». Основная часть главной темы альбома.

~ Part I: The Warning (8:19) «Предупреждение». Прекрасная лирическая мелодия с совершенно не лирическим вокалом Эшли Холта, буквально нашпигованная самыми разными оркестровками, прелюдиями, интерлюдиями и интермедиями (хотя Уэйкман на словах исключил применения не серьезных музыкальных форм на этом альбоме). Короткая хоровая интерлюдия предваряет совершенно попсовое, на первый взгляд, танцевально-ритмическое регги. Однако тут убойные барабаны Фернандеса и совсем не оперный вокал Холта однозначно выводят этот номер из разряда попсы и превращают его в истинный хард-роковый шедевр.

~ Part II: The Maker (3:34) «Создатель». Этот довольно короткий номер представляет собой лирическую балладу под пианино, меллотрон и духовые инструменты, как раз в стиле «Путешествия к центру Земли».

~ Part III: The Spaceman (4:03) «Космонавт». И снова громкая оркестрованная композиция с элементами регги, но очень насыщенные клавишные, включая и соло на синтезаторе, и даже на гитаре, превращают ее в истинный прог-роковый шедевр. По большому счету эта песня - просто разноплановая сюита, нанизанная на одну музыкальную тему.

~ Part IV: The Realisation (4:17) «Реализация». И снова оркестрованная лирика а-ля «Путешествие», которая постепенно превращается в тяжеленный хард-роковый боевик, и Эшли Холт с Фернандесом тут сыграли не последнюю скрипку.

Сторона 2:

2). Music Reincarnate (Continued) / «Музыка перевоплощается (продолжение)». Окончание основной темы, развернутой на первой стороне пластинки.

~ Part V: The Reaper (7:34) «Жнец». Довольно обширный набор самых разных музыкальных штампов, правда, свойственных только Уэйкману, а самоплагиат, особенно в отношении гения – это просто повторение пройденного в ином ключе. Планировалась как завершение альбома, но Рик не рассчитал с продолжительностью трек-листа, потому пришлось доставать из загашников дополнительные темы, которые он написал еще в самолете во время гастролей по США, но не планировал их включать в альбом. Таким образом на пластинке и появились две заключительные композиции.

3). The Prisoner (7:00) «Заключенный». По-моему, это изюм всего альбома. Рик тут так разошелся и творчески, и музыкально, что просто непонятно, почему хотя бы хотя бы эта композиция не вытянула на вершину чартов весь альбом.

4). The Lost Cycle (7:00) «Потерянный цикл». А вот на оформление этой композиции целиком у Рика не хватило творческих амбиций, хотя главный рифф получился просто сногсшибательным, а его клавишное сопровождение, особенно в финале – просто шедеврально. Когда альбом закончился на этой ноте, я очень сильно загоревал, настолько это все было круто. Но пластинка закончилась, и мне пришлось ее переслушивать заново, чтобы этот праздник не прекращался как можно дольше.

Нет, Рик Уэйкман все же гений. Жаль, конечно, что финансовое банкротство не позволило ему развивать свои магические музыкальные концепции и дальше. И хотя маэстро впоследствии как-то обмолвился, что его альбом «Out There» (2003 г.) во многом является продолжением «No Earthly Connection», тем не менее, по музыке это далеко совсем не то. Может быть, произведение 2003 года и является метальным продолжением темы 1976-го, но музыка там совсем другая, поэтому обольщаться не стоит.

Таким образом «No Earthly Connection» - единственный и неповторимый, и создать что-то подобное за почти полвека не удосужился даже его автор. Вот поэтому этот альбом и единственный, и, что самое главное – среди всех остальных единственных он самый лучший.

На аудио ниже: следующее, уже коммерческое творение Рика Уэйкмана 1977 года

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Взлёт и падение Рика Уэйкмана: гениями остаются навечно, но вот творят они мало

«Keystudio», 2001 г. ~ самый крутой, по мнению Рика Уэйкмана, альбом группы Yes за всю ее долгую историю

Почему такие рок-гиганты как «Emerson, Lake & Palmer» так быстро сдулись?

Triumvirat «Old Loves Die Hard», 1976 г. ~ самый гениальный шедевр арт-рока за все времена его процветания

Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы