Найти в Дзене
Реалии истории

Почему царевна Прасковья не любила свою мать

Оглавление

Господи, наконец-то они с Ваней будут вместе! Как ни страшно Прасковье было думать об этом сразу после похорон матери, которая всегда перекрывала ей кислород и не давала шагу ступить самостоятельно, но иначе она не могла.

Смерть царицы, которую она искренне старалась полюбить, принесла ей освобождение. Золотая клетка открылась! Птичка вылетела на свободу! Теперь она и Ваня смогут пожениться! Неужто свершилось? И в 30 лет она станет по-настоящему счастливой?!

Молодая царевна плакала и смеялась, горюя одновременно по утраченной молодости и радуясь предстоящей свадьбе.

Царевна Прасковья. Фото из открытых источников
Царевна Прасковья. Фото из открытых источников

Юность Прасковьи

Крохотная Прасковья родилась в 1694 году. Она была пятым ребенком в монаршей семье Иоанна V, соправителя Петра I, и его супруги Прасковьи Салтыковой. Две ее старшие сестры Мария и Феодосия скончались в младенчестве, поэтому росла она в окружении двух других сестер 3-летней Кати и годовалой Ани (впоследствии императрицы Анны Иоанновны).

Малышка вместе с сестрами и матерью жила в Измайловском дворце. Отец умер, когда ей было всего полтора года от роду. Она его почти не помнила, но слабое и болезненное здоровье, которое приписывалось ей ее современниками, девочке досталось от него. После смерти отца мать взялась за воспитание дочек. Малограмотная сама, она решила дать девочкам хорошее образование, соответствующее статусу царевен.

С малых лет Прасковья вместе с сестрами обучалась чтению, письму, иностранным языкам и другим наукам, которые девочкам преподавали лучшие немецкие учителя, но учиться она не любила и способностей никаких не имела. Поэтому ее современники, помимо болезненности, приписали ей клише "недалекая умом". Мало того, герцог де Лириа говорил, что Прасковья дурна собой.

Однако мнение испанского посла опровергалось записями, оставленными голштинским дворянином Фридрихом в "Дневнике камер-юнкера Берхгольца". В нем гость нашей страны, приехавший в империю в 1721 году вместе с Карлом Гольшейн-Готторпским, женившемся на двоюродной сестре Прасковьи Анне, отмечал, что царевна "брюнетка и недурна собой". Жена английского посла Джейн Рондо, которая знала Прасковью уже взрослой женщиной, считала, что она красива собой, несмотря на болезненный вид лица.

А вот что отмечал нидерландский художник Корнелис де Брюйн, приглашенный писать портреты трех царевен:

"Средняя белокура, имеет цвет лица чрезвычайно нежный и белый, остальные две — красивые смуглянки. Младшая отличалась особенною природною живостью, а все три вообще обходительностью и приветливостью очаровательною".
Прасковья в детстве. Фото из открытых источников
Прасковья в детстве. Фото из открытых источников

Не правда ли, эти свидетельства не сходятся с мнением герцога де Лириа, считающим царевну некрасивой, и современников, упрекающих девочку в недалеком уме? Сохранившиеся портреты Прасковьи (не не Корнелиса де Брюйна - его работы до наших дней не дошли) также подтверждают, что царевна была красива. Причем по портретам она была куда краше своих сестер.

Деспотичная мама

Чем Прасковья действительно обладала, так это робким и скромным характером, из-за которого она не могла противостоять суровой и деспотичной матери Прасковье Салтыковой. Царица была дородной русской женщиной, из тех, что в горящую избу войдет и коня на скаку остановит. Перед венчанием с отцом царевны она заявила, что лучше умрет, чем выйдет замуж за больного Ивана. В итоге замуж ее выдали насильно. При Петре I Прасковья Салтыкова была в большом почете: она заслужила внимание царя исполнительностью, внимательностью к его нуждам и угодливостью.

Старших дочек Катю и Аню она беспрекословно отдала Петру, когда он решил устроить их судьбу, соединив их в браке с выгодными ему иностранцами. До младшей черед не дошел, девушка осталась одинока, что тоже было на руку царице: хотя бы одна дочь осталась под ее контролем и управлением.

Угодливая при Петре, дома Прасковья чинила свои порядки, отрываясь на самых близких. Предсказуемо, что у такой матери выросла закомплексованная и зажатая дочка, не умеющая проявить себя в обществе или блеснуть знаниями. Салтыкова заставляла девушку подчиняться ее воле, своего мнения у царевны быть было не должно. Кстати, именно у Прасковьи Салтыковой начинал свою карьеру стольником печально известный фаворит Евдокии Лопухиной Степан Глебов.

  • Прасковья всем сердцем старалась полюбить мать, но не могла и мечтала вырваться на свободу. Она корила себя за эти мысли. С каждым годом мать становилась все злее и жестче, начала пить. В душе Прасковьи тихо, но верно росла ненависть к ней. Подьячего Василия, выкравшего у нее письмо к фавориту, царица избила и приказала поджечь, слава Богу, его успели вовремя спасти! Лучше бы царевна родилась простою крестьянкой, чем жила с такой матерью. Это была не жизнь, а вечные муки.

Смерть матери и освобождение

Когда Прасковье исполнилось 30 лет, царица умерла. Этот день царевна запомнила на всю жизнь. Вместе со смертью матери закончилось ее заточение в золотой клетке роскошного дворца. Больше никто не мог ею управлять, однако годы, проведенные в подчинении у властной матери, не прошли даром: женщина, вынужденная заняться разделом движимого и недвижимого имущества царицы, а после управлением и уходом за ним, неуверенно обращалась за помощью к родственникам и раздавала взятки всем, кто мог помочь решить ее имущественные вопросы.

Но все это отошло на второй план, так как главным стало другое: смерть матери дала царевне свободу в выборе спутника жизни. Еще при жизни царицы Прасковья познакомилась с генерал-майором Иваном Дмитриев-Мамоновым, потомком княжеского рода Рюриковичей, утерявшим свой титул. Мужчина был старше ее на 14 лет и вдов: первая его супруга Авдотья скончалась в 1722 году, оставив на попечение мужа дочку Настю.

Персидский поход Петра I. Фото из открытых источников
Персидский поход Петра I. Фото из открытых источников

Почти сразу после знакомства с Прасковьей Иван отправился в Персидский поход Петра, осуществленный в рамках Русско-персидской войны и закончившийся победой русских.

  • Царевна, всю жизнь ощущающая себя, как в тюрьме, впервые узнала, что такое любовь. Иван был смелым, мужественным, красивым и обходительным. Храбрый мужчина казался Прасковье рыцарем из грез, который спасет и вызволит ее из заточения. Его даже звали, как ее отца, Иваном. Папы царевне всегда не хватало.

Возвращение Ивана

Однако брак с Иваном был невозможен из-за социального неравенства, существующего между царевной и генерал-майором. Прасковья Салтыкова никогда не разрешила бы молодым обвенчаться. Она на порог не пустила бы военного. Или того хуже: сделала бы с ним что-нибудь дурное. Совсем другое дело дядя Прасковьи Петр I, который не видел в неравных браках ничего предосудительного: он сам женился на Екатерине (безродной Марте Скавронской). Ваня же был потомком княжеского рода, хотя и лишённым титула.

Персидский поход закончился незадолго до смерти царицы Прасковьи. Петр, возглавлявший армию, отметил заслуги Ивана в командовании гвардией, которую он ему поручил. Сами обстоятельства способствовали заключению союза Прасковьи и Ивана, когда он вернулся из похода. Царь без раздумий дал свое согласие на морганатический брак племянницы и верного военного офицера.

Существует также версия, что Прасковья обвенчалась с Иваном тайно, не сообщив об этом Петру. Однако она опровергается тем, что после свадьбы Иван стал играть видную роль при императорском дворе, а на службе дослужился до звания генерал-аншефа.

Последующая жизнь Прасковьи

После свадьбы царевна блаженствовала. Никогда ещё она не была так счастлива.

  • Катю и Аню выдали замуж по расчету, а она после всех страданий, которые причинила ей мать, вышла замуж по любви. Муж был такой преданный, такой хороший. Она не могла на него наглядеться. Неужто счастье постучалось в ее двери?

Через год, в октябре 1724 года, у Прасковьи и Ивана родился сынишка, на которого они не могли нарадоваться. Их супружеское счастье достигло апогея. Имя мальчика, к сожалению, осталось неизвестным, так как он прожил около 6 лет.

Сохранился незавершенный портрет неизвестного мальчика, который историки относят к сыну Прасковьи и Ивана. Фото из открытых источников
Сохранился незавершенный портрет неизвестного мальчика, который историки относят к сыну Прасковьи и Ивана. Фото из открытых источников

Для Прасковьи смерть сына стала большой трагедией. Иван тоже тяжело перенес кончину своего единственного наследника, но у него была хотя бы дочка от первого брака. А Прасковья детей больше не родила.

  • Ее маленький сынишка, источник радости, отправился на небеса. Как им теперь с Ваней жить? Как простить себя за то, что они не уследили за ним, допустили болезнь, не спасли его? О горе, лучше бы она умерла сама!

Когда умер дядя Прасковьи, а затем и его жена, к власти пришел ее двоюродный племянник Петр II. Прасковья получила от него особый двор, на содержание которого ежегодно выделялись деньги из казны. Во второй год царствования императора она получала 12 000 рублей, а в третий - 17 000. К тому же Петр II подарил ей дом опальных Меншиковых в Москве.

В 1730 году империю возглавила сестра Прасковьи Анна. Они были очень дружны с детства (мать Анну тоже не любила - сестер это сильно объединяло), поэтому для царевны и ее супруга открывались большие перспективы в материальном плане.

Анна Иоанновна, сестра Прасковьи. Фото из открытых источников
Анна Иоанновна, сестра Прасковьи. Фото из открытых источников

Счастье было недолгим

После смерти сына судьба отняла у Прасковьи горячо любимого мужа. В мае 1730 года он ехал в Измайловский дворец вместе с ее сестрой-императрицей. В карете ему внезапно стало плохо. Он скончался до оказания ему врачебной помощи.

Прасковья, ожидавшая мужа и сестру в Измайлово, узнав о трагедии, лишилась чувств. Она любила мужа больше жизни. Несмотря на опеку и поддержку сестры Анны женщина стала чахнуть на глазах и в сентябре 1731 года скончалась, сломленная горем и утратой. Царевне было всего 37 лет. Свобода и счастье вне стен золотой клетки продлились совсем недолго.

Как думаете, из Прасковьи получилась бы хорошая императрица, доживи она до смерти Анны Иоанновны? Ведь тогда Анна завещала бы престол любимой младшей сестре, а не сыну своей племянницы Анны Леопольдовны Иоанну - ребенку, который 23 года провел в заключении и погиб, так и не увидев жизнь.