Найти тему
Звук и мысль

Совместимы ли искусство и молитва

Котор. Фото автора
Котор. Фото автора

Светлое и тёмное в искусстве – тема, затронутая в предыдущей статье и, как всегда в этом вопросе, вызывающая некоторый протест, мол, "талант – всегда благо". Это не так. Не хотелось бы приводить примеры, каждый человек и без того знает, каким изощрённым бывает творчество, результаты которого чудовищны.

Однако даже не имея в виду прямую разрушительность тех или иных творческих явлений, сегодня особенно необходимо объяснять обучающимся искусству, в чём назначение искусства, в чём суть служения человека в Искусстве. (Думается, что слова "служу в театре", которые так радостно слышать от артистов и которые больше нигде, наверное, не употребляются, уже и в театре значат не слишком много).

При этом, понятие "служение" – нетрудное для понимания. Однако вне представления о Свете, о Высшем в искусстве и в самом Бытии, это понятие не имеет значения или извращается.

Аполлон и Музы – не отвлечённость, не просто прекрасный миф, но образное отображение определённой реальности – тонкой, одухотворённой Действительности, или, точнее, Незримой и возвышенной Действительности. И в ней, в этой Реальности, имеются и силы Вдохновляющие и Озаряющие, и Высшие Сознания, и Энергии, передающиеся по законам тончайших энергий. Поэтому всякий, кто желает приобщиться к Источникам талантливого, и, подчеркнём, светоносного (а не тёмного) творчества, должен устремлять своё сознание ввысь и очищать мысли и стремления от своекорыстия.

Прекрасное искусство, одаривающее человечество чистым огнём вдохновений, новых идей и порождающее прекрасные образы, которые могут осуществиться, улучшив Мир, это искусство так или иначе "укоренено" в высотах Бытия, – это искусство, имеющее связь с Планами Надземными, причём, Высшими, Прекрасными… Туда, в эти возвышенные области следует устремлять сознание каждому человеку, но в Искусстве такая устремлённость обязательна. (Воля человека свободна, и каждый сам выбирает "служение" – чему, или кому, эгоизму своему, или тёмным человеческим страстям. Но гениальность и светлая талантливость "питается" всегда энергиями света, идеями высшими…)

…Если сегодня сказать, что всякое сочинение и исполнение музыки должно быть молитвой, многие не поймут: "Как? Всё многообразие музыкально-исполнительских образов свести к понятию молитвы?" – Такова, увы, степень знаний (точнее, незнания) современного человека, и в том числе музыканта, о Бытии и человеке…

Понимая молитву лишь с точки зрения утверждённой формы (заученных текстов) или прошений, невозможно осознать сущность высокого мышления, которое составляет всю ценность и музыкально-исполнительского творчества, и композиторского.

Молитва есть устремлённость сознания к Миру Высшему, к Красоте, сердечное соединение с Миром Света. Ценность, красота исполнительского творчества зависит от того, насколько творцу удастся "привнести" в "земную" жизнь энергии Действительности высшей. Конечно, необходимо мастерство, но мастерство, гармонично сформированное, поскольку "неподвижные" заученные формы действий не годятся для того, чтобы они могли служить для передачи тончайших ритмов и вибраций… Всё живёт, всё непрестанно дышит, и талантливый музыкант овладевает мастерством не просто как набором навыков, но гибким умением сонастраиваться с этой живой Действительностью, с непрестанно меняющимися ритмами и вибрациями, и передавать Красоту жизни Высшей…

Наполненность звуковой "материи" духовной энергией и есть основа процесса интонирования, качество которого достигается утончённостью мысли и музыкальной чуткостью, позволяющей исполнителю являть тончайшие краски звукоинтонаций.

Пока ещё целенаправленное развитие мышления музыкантов-исполнителей не только не является ядром музыкального образования, но вовсе находится вне целей профессии. Ценности, которые считаются основою критериев профессиональной деятельности в классическом искусстве (одухотворённая выразительность, содержательность, ведущее начало мысли) до сих пор не составили критериальную базу в исполнительстве. Говоря иными словами, эта высокая ценностная шкала не применяется (или мало применяется) в оценивании, в формировании программ обучения и воспитания, ориентированных только на "технический" показатель…

Конечно, очень талантливые исполнители всегда "разрушают" рамки формальных требований, но речь идёт именно о том, что необходимо создавать условия более соответствующие цели раскрытия способностей одухотворённого, светлого творчества. Необходимо так строить обучение, чтобы все достойные человека способности и таланты могли раскрываться в каждом ученике, а не только в тех, кому хватит "характера" или благоприятных случаев для того, чтобы "оказаться" рядом с редкими педагогами или в редких стечениях обстоятельств.

Вернувшись к теме предыдущей статьи, заметим, что те очевидные стадии разложения, которыми отметилось творчество веков узкого материализма и нарастающего противостояния между Светлым и тёмным, конечно, заканчиваются, и Новая Эпоха, знаки которой видны, даст новый расцвет Искусства.

Закончим словами Е.И. Рерих, которая, отвечая на вопросы своей корреспондентки, балерины по профессии (В. Дутко), в середине прошлого века писала следующее:

"Вы правильно отмечаете падение Искусства. Оно проявляется повсеместно, и может быть, и тут "Тактика Адверза" окажется спасительной. Безобразие, доведенное до абсурда, начнет претить новому поколению, рожденному под новыми Лучами и в очищенной атмосфере от преступных элементов прошлых поколений" (Е.И. Рерих. Письмо от 13-14 апреля 1954 г.).

Автор статьи Гореликова М. В.

Дорогие читатели, если статья Вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Подписывайтесь на наш канал, а также поделитесь ссылкой с друзьями. Благодарим Вас!