Один известный скрипач, закончив в пожилом возрасте концертную жизнь, стал преподавать… К нему пошли учиться многие молодые музыканты. Но… вскоре почему-то класс "стал редеть"… Между собою ученики поговаривали, мол, не каждый мастер способен быть хорошим наставником… Один может, другой нет… Что это за советы такие: "Играй красиво"… "Ищи созвучие"…
Другие вообще считали, что старый скрипач просто не хочет делиться секретами мастерства… И учеников не любит. Потому и выводит вместо подробных объяснений музыкальной "техники" всё одно и то же: "Ищи созвучие"… Неужели и его так учили?
И разошлись ученики… Но один остался. Ему нравилась манера мастера. Всегда задумчивый, вслушивающийся… Всегда казалось, вниманию учителя доступно нечто, что скрыто от слуха и зрения других людей… Говорил он действительно немного. Но было нечто особенное в самой атмосфере вокруг учителя. Хотелось играть! Хотелось искать! В присутствии учителя ощущалась какая-то особенная возвышенная радость. И исполнение, тембр звука, интонации… – всё окрашивалось этой силой, обретало некое иное качество, иной "объём", иную "наполненность"…
Однажды учитель пришёл в класс в необычном подъёме, и выглядел взволнованным…
– Я встретил настоящего мастера, человека, благодаря которому я стал играть. – И рассказал, как будучи молодым скрипачом, не мог преодолеть боязни сцены… И, владея немалым мастерством, вынужден был думать о том, чтобы оставить занятия музыкой. Никто не мог помочь ему… Ни учителя, ни специалисты-психологи… Однажды, после грандиозного "срыва" на одном из благотворительных концертов, к нему подошёл незнакомый человек, и, приветливо улыбаясь, сказал: "Ты хорошо владеешь инструментом, дорогой, кому ты играешь?"
– Вы смеётесь, я самый несчастный человек! Кому? Конечно, вам, слушателям! Но только ничего я не сыграл, всё провалил!… И всё теперь кончено!
Но незнакомец, словно и не замечая расстройства и отчаяния музыканта, продолжал: "Музыкант играет не сидящим и рукоплещущим, музыкант играет Незримым. Ищи созвучие… Ищи Красоту…"
И ушёл… Бедный скрипач, продолжая пребывать в своём горе, утешаемый друзьями, побрёл домой, горестно размышляя о своей непригодности к исполнительству. И через несколько дней написал заявление об уходе из учебного заведения. Написал, и отправился со скрипкой за город… Видеть никого не хотелось, но хотелось играть…
Выйдя на лесную поляну, достал скрипку из футляра… И заиграл: ту "проваленную" пьесу… Свободно, легко… Но что это! Как ужасно! Здесь, среди воздуха и солнца, звучание показалось грубым, акценты нелепыми, а музыкальные фразы, над которыми так долго работал – пустыми и бессмысленными. Перестал играть, прислушался. Потом снова заиграл… И снова, прервав звучание, прислушался… – И так несколько раз, меняя силу и окраску звучания, играл короткие отрывки пьесы и вслушивался…
Внимание как бы "переместилось"… Хотя смычок и пальцы тоньше и точнее чувствовали струны, – все движения стали «бережнее», акценты смягчились, звучание ушло в "меццо пиано". Но он чувствовал теперь необычное: не на струнах скрипичных, на струнах пространства теперь словно играл он, ощущая "участие" чего-то незримого, Прекрасного и вдохновляющего…
"Беззвучные звучания" как бы "токов-настроений" заставляли "подстраиваться" душу и сердце, и, соответственно, менялось звучание скрипки, менялись смыслы интонаций и всего произведения в целом… "Пространство" звучало Гимном… В этих тонких, но мощных и многозвучных Аккордах, казалось, было место всему: и славословие, и торжество, битва и победа, и сострадание и мудрость… Не было места лишь переживаниям той мятущейся и терзающейся личности… Все оттенки личных эмоций здесь, среди величественных созвучий, отозвались "диссонансом"… Музыка без Музыканта? Нет. Музыкант есть. Один или множество. Но все и всё – Единая Гармония, Музыка… Тайна… Непостижимое…
Давно выученное произведение изменило весь свой "облик"… Если бы слышали это сейчас друзья-музыканты, что бы сказали? "Неверная трактовка"? "Невыразительно"? "Неярко"? О, как часто он сам произносил эти слова… Но это было там, за бархатными кулисами зала, в классе у рояля – там, среди той уютной, как "бархатный камерный зал", атмосферы – близкой, родной, но… такой далёкой от этого звучащего Пространства, этих пронзительных струй Солнечного Света!… Далёкой от этого всеокружающего Неба, которое везде: стоишь – "в небе", ведёшь смычок по струне – в Небе… чувствуешь – в Небе…
Увлёкся… Не заметил пролетевшего времени… Теперь играл не прерываясь, одно произведение за другим… И чувствовал себя в огромном концертном зале, среди многих и многих незримых слушателей. Все это участники незримого "оркестра"… Да, именно это гармоничное "сопровождение" оркестра делало исполнение уже не исполнением, но потоком мыслей, озарений – самой жизнью в потоке мысли, мысли видимой, ощущаемой…
Закончил играть и вспомнил слова незнакомца: "Играй Незримым… Играй Красиво…" – где теперь страхи? этих маленьких сцен и концертных залов… Он вернулся к учёбе… Вернулся другим… Пытался рассказать о том, что понял: мол, надо искать согласованность музыки со "звучанием" пространства вокруг нас… Только то, что "Созвучит" – только тогда это мастерство и есть настоящая музыка…
Слушали недоуменно… И говорить перестал… Но всегда был благодарен тому неизвестному человеку, который тогда подал этот "волшебный ключ": "ищи созвучие", и которого теперь "случайно" встретил на улице… "Он узнал меня и так же радостно улыбаясь, с лёгкой иронией спросил: "Кому играешь?"
– Спасибо! Спасибо за Музыку. За "Незримое"".
Автор Гореликова М. В.
"Играй красиво" – наша притча на сайте "Живая Школа".
Ещё притчи о музыке и искусстве: