Может сложиться впечатление, что я пытаюсь втоптать такое оружие, как лук, в грязь, но это не так. Он сыграл важную роль в конфликтах прошлого и вполне возможно, по итогу отправил на тот свет не меньше народу, чем оружие ближнего боя. Хоть войско, в котором есть лучники, кавалерия, пехота, вероятно, будет эффективнее, чем состоящее сугубо из пехоты или кавалерии, нужно понимать один момент: в отличие от кавалерии и пехоты, сами по себе стрелки не являются самодостаточными, дистанция стрельбы, плотность огня и пробивные способности стрел в большинстве случаев не позволяли наносить существенный урон противнику, в снаряжении которого были щиты и какие-никакие доспехи.
Поэтому даже если мы берем кочевников, у которых с незапамятных времен отсутствовал дефицит в лошадях и людях, владеющих луком, то с удивлением обнаруживаем, что начиная как минимум с первого тысячелетия до нашей эры – от сарматов и до средневековых воинов тюрков и монголов – знать чаще всего являлась тяжелой кавалерией, хорошо бронированной и обладающей арсеналом для ближнего боя.
Лук же у кочевников, японских самураев или дружинников Руси был важным и, вероятно, часто используемым оружием, но не мог решать весь спектр задач. И хоть поражать противника, находясь на расстоянии, для нашего вида более привычная тактика, начиная еще с каменного века, для реализации этого подхода в отношении себе подобных пришлось пройти изрядный путь.
Впрочем, даже изобретением пороха и мушкетов о полной самодостаточности стрелков говорить не приходится: холодное оружие, а позже штык на стволе долгое время играли важную роль в сражениях. Изобретение унитарного патрона и автоматических винтовок должны были наконец сделать солдата необычайно эффективным и самодостаточным. Однако к этому времени львиную долю жизней на полях сражений стали уносить снаряды артиллерии, мины и бомбы.
В наши дни существуют две крайности: одни считают людей прошлого беспомощными и недалекими, не способными создавать те же монументальные памятники, другие несколько идеализируют и приукрашивают достижения и технологии предков. Наш вид не является толпой кровожадных маньяков, хотя насилие – это один из популярных методов взаимодействия как между отдельными личностями, так и государствами.
Воины – это, увы, часть нашего прошлого и настоящего, и в этой сфере человек всегда был прагматиком, потому что те, кто не использовал самое эффективное оружие, тактику, проигрывали и исчезали как минимум с политической арены.
Лук был гениальным изобретением каменного века. Однако человек не зверь, чтобы просто погибать от стрел, он придумал щиты и нашел десятки самых разных материалов, из которых можно изготовить доспехи, и как бы люди прошлого ни улучшали основанное на передаче мышечной энергии дистанционное оружие, его технологический предел не позволял сделать его самодостаточным.
Поэтому ближний бой был актуален до Нового времени, окончательно ушел на задний план только к XX веку.
Стрельба же из лука дошла до нас как спорт и экзотический способ охоты, само же это изобретение, вместе с копьем, можно назвать одной из вещей, которые позволили человеку взойти на вершину пищевой пирамиды, обезопасить себя от хищников и в какой-то степени прийти к тому миру, в котором мы сейчас живем, – к миру, в котором у нас остался только один противник, и его невозможно окончательно победить, не проиграв.
Хоть военные конфликты в наши дни – суровая реальность, хочется верить, что время мировых войн осталось позади и человечество будет запускать космические корабли в космос, а не старые добрые стрелы в крыс и лягушек.
Впрочем, считайте меня фаталистом, но того, что суждено, не миновать, и на нашем пути, судя по всему, еще множество испытаний.