Мария Склодовская-Кюри - одна из самых великих умов науки всех времен. Ее вклад в развитие физики и химии огромен, и ее имя навсегда запомнится всем поколениям благодаря открытию радиоактивности и двум Нобелевским премиям.
Мария родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве, в семье учителя физики. Уже с ранних лет она проявила невероятный интерес к науке и стремление к знаниям. Сложные условия жизни не мешали ей осваивать новые знания, и в 1891 году она окончила Университет Сорбонны в Париже с дипломом в области физики и математики.
Самым значимым достижением Марии было открытие радиоактивности. Вместе с мужем Пьером Кюри и физиком Анри Беккерелем они исследовали свойства урана и открыли, что элемент излучает невидимые лучи, способные проникать сквозь твердые тела. Это открытие стало отправной точкой для создания нового направления в науке и легло в основу развития радиации.
Любимым занятием супругов стало смотреть на этот радий ночью, любоваться его волшебным зеленовато-серебристым свечением.
За свои заслуги в области науки Мария дважды удостоилась Нобелевской премии. В 1903 году она стала первой женщиной-ученым, удостоенной этой высокой награды по физике. А в 1911 году ей была присуждена Нобелевская премия по химии за открытие радиоактивных элементов радия и полония.
Несмотря на трудности и препятствия, Мария Склодовская-Кюри продолжала трудиться над исследованиями и вдохновлять других ученых своим примером. Ее настойчивость, самоотверженность и страсть к науке делают ее великим примером для будущих поколений ученых и женщин.
Мария Склодовская-Кюри умерла 4 июля 1934 года от лейкемии, вероятно, вследствие длительного воздействия радиации. Но ее наследие остается живым и продолжает вдохновлять людей по всему миру на поиск знаний и совершенство в науке.
В 1903 году на званом ужине в честь защиты Мария докторской диссертации по теме «Исследование радиоактивных веществ», Пьер вынес гостям колбу с раствором радия. Колба таинственно светилась, и весь мир казался удивительным и добрым.
Да, тревожные явления были постоянными спутниками опытов. Но супруги относились к ним с исследовательским любопытством. Если 10 минут подержать в руке радий, то получишь ожог? Интересно, попробуем подержать полчаса. Ага, сходит кожа. Занятно.
В 1930-е здоровье испытательницы стало резко ухудшаться. Снова начались проблемы с почками, на глазах выросла катаракта и исследовательница практически ослепла. Дочь Ева упоминала «неприятную болезненность в кистях рук, обожженных радием, то сохнувших, то мокнущих». Эти руки сплошь покрыты радиационными ожогами, они постоянно дергаются, это уже сделалось привычным.
В 1934 году Мария простудилась. По всем симптомам это был обычный грипп. Но выздоровление не наступало. Банки, компрессы – все без толку.
Анализы показали серьезные изменения в составе крови. 4 июля того же года Мария Склодовская-Кюри скончалась. Ей было всего 66 лет, и она вошла в историю как первый человек, умерший от лучевой болезни.
Правда, тогда еще не было этого термина. Заключение о смерти выглядело так: «Болезнь – острая злокачественная анемия. Костный мозг не дал реакции, возможно, вследствие перерождения от длительной аккумуляции радиоактивных излучений».
Альберт Эйнштейн написал в некрологе: «Сила ее характера, чистота помыслов, требовательность к себе, объективность, неподкупность суждений – все эти качества редко совмещаются в одном человеке. Она в любой момент чувствовала, что служит обществу, и ее большая скромность не оставляла места для самолюбования.
В конце 1960-х годов потомки Кюри решили передать их архив в Национальную библиотеку Франции. Кому-то пришло в голову поднести к материалам дозиметр – и часть архива сразу поместили в специальный ящик, а часть отправили на специальную обработку. Обычные, казалось бы, листы бумаги даже тогда представляли угрозу для жизни людей.
Небезопасны они и сегодня. Документы Марии хранятся в герметичных свинцовых боксах, а чтобы поработать с ними, нужно облачиться в специальную одежду. Это касается даже сборника кулинарных рецептов.
__________________________________________
В доме, где родилась Мария Склодовская-Кюри, тогда же, в 1967 году, к столетию со дня ее рождения был открыт музей. А в 2011 году на его фасаде появилось пронзительное граффити. Женщина держит ребенка, а ребенок – лабораторную пробирку, из которой вылетают два созидательных и смертоносных вещества, радий и полоний.