Найти в Дзене

ФИНЛЯНДИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА. ЧАСТЬ 2

Оглавление

НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

ПРОЕКТ OTTER – Предметы STEAM (Наука, технология, инженерия, искусство и математика) и обучение вне классных стен

  • Целью проекта OTTER (аббревиатура проекта переводится как «выдра», которая изображена на логотипе) является разработка методики преподавания, которая может пробудить интерес учащихся к науке и экологии с помощью обучения вне классных стен. Он финансируется ЕС в рамках инициативы Horizon 2020. Проект завершился в феврале 2024 года.
  • OTTER — это сеть из 8 организаций из 4 стран: Испании, Финляндии, Венгрии и Ирландии, которые разрабатывают и тестируют данную методологию. Это лаборатории на открытом воздухе.
  • В рамках проекта будут разработаны новые инновационные модели научного образования для школьников четырех возрастных групп от 6 до 18 лет. Эти модели будут интегрировать естественные науки, технологию, инженерию, математику и искусство, обучение на открытом воздухе и устойчивое развитие. При этом особое внимание будет уделено переработке и сокращению пластиковых отходов.
  • В ходе проекта также будут созданы методические материалы для учителей. Learning Scoop, образовательная компания из Финляндии, будет отвечать за создание набора инструментов для естественнонаучного образования учителей. Проект OTTER также проводит открытые мероприятия.
  • По мнению финских педагогов, искусство является ключевым компонентом среди предметов STEAM. Оно способствует развитию навыков 21 века: творчества, воображения, сотрудничества и решения задач.
Логотип проекта OTTER. Источник: https://otter-project.eu/
Логотип проекта OTTER. Источник: https://otter-project.eu/

ПРОГРАММА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В ЛАППАЯРВИ (GEOLUKIO LAPPAJÄRVI)

Старшие классы средней школы с уклоном на изучение естественных наук в Лаппаярви (Геолукио)

Школа расположена на берегу самого большого в Европе кратерного озера в Южной Остроботнии в Западной Финляндии. Окружающая среда и природа используются как образовательная среда, а также для активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.

Учащиеся изучают естественнонаучные явления и процессы во время практических образовательных поездок по региону Лаппаярви. Школьная программа поощряет учащихся в дальнейшем получать высшее образование в области медицины, фармации, биологии, географии, геологии, химии, физических и математических наук.

Выборка по компонентам естественнонаучной программы

Модуль 3. Местные геологические объекты

Падение метеорита в регионе Лаппаярви 78 миллионов лет назад создало уникальные геологические образования. Эта уникальная геологическая среда служит основой естественнонаучной программы школы.

Модуль 4. Естественнонаучные исследования

Учащиеся отправляются на экскурсию по геологическим объектам в сопровождении научного сотрудника университета или другого специалиста. В рамках поездки они могут получить консультацию по выбору темы для написания исследовательского проекта (темы меняются каждый год). Темы непосредственно связаны с регионом Лаппаярви и его геологией, например: исследование современной формы и площади стока озера, химический состав воды, влияние ледниковых периодов на почвообразование, а также влияние минералов почв на растительность.

Кроме того, каждый год школа организует поездку за границу, в которой участвуют почти все учащиеся второго года обучения старшей школы (17 лет). Школа также принимает участие в различных международных проектах, например через финансируемые ЕС программы Erasmus и Nordplus. В 2021 году школа в Лаппаярви запустила новый проект совместно с японской гимназией. Цель инициативы – расширить образовательное и исследовательское сотрудничество с японской стороной и запустить программу по обмену учащимися.

Новая школа совместного обучения Хельсинки — Helsingin Uuden yhteiskoulun

С 2008 года в школе осуществляются международные проекты и мероприятия. При финансовой поддержке ЕС были реализованы три проекта по взаимодействию между несколькими школами в рамках европейского педагогического клуба Comenius и два проекта по обмену студентами. Ученики Новой школы совместного обучения Хельсинки совершили несколько поездок по физике в Швейцарию, чтобы увидеть ускоритель частиц в ЦЕРНе. Школу также посетили несколько учителей и помощников преподавателей из-за границы в целях приобретения нового опыта.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Обучение на рабочем месте интегрировано в профессиональное образование и обучение в Финляндии и является частью плана развития личностных компетенций учащегося. Находя новые возможности для работы, учащиеся могут гибко переключаться между различными соглашениями об обучении на рабочем месте.

Программы среднего профессионального образования финансируются совместно центральным и местным правительством.

  • Введение в трудовую жизнь / TET (Työeläään tutustuminen, трудовая ориентация) в рамках общеобразовательной школы — это программа в Финляндии и Швеции, в рамках которой учащиеся 7, 8 или 9 классов получают от одной до трех недель опыта работы на реальном рабочем месте. По окончанию обязательного общего образования возможно получение профессионального среднего образования (занимает около трех лет).
  • Важной особенностью финской системы среднего специального образования является возможность получения профообразования по договору с работодателем (прямого трудоустройства). Учащиеся могут совмещать трудовую деятельность и получение специальной профессиональной квалификации.
  • Профессиональную квалификацию можно также получить через программы ученичества одновременно с учёбой. В этом случае студенты работают по своей специальности, получают зарплату не ниже зарплаты стажёра и одновременно завершают обучение.

Наиболее популярные направления профобразования в Финляндии

  1. Бизнес, администрирование и право
  2. Инженерия и технологии
  3. Услуги
  4. Здоровье и здоровый образ жизни

МОДЕЛЬ ГИБКОГО ОБУЧЕНИЯ JOPO® В КОНТЕКСТЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОМОГАЕТ «ТРУДНЫМ» ПОДРОСТКАМ

Другим примером образования вне классных стен (EOC) является модель Jopo® – гибкая программа базового школьного образования (Jopo — аббревиатура на финском языке, модель была разработана финской образовательной компанией Learning Scoop).

Программа Jopo® предназначена для учащихся 9-х классов (иногда для учащихся 7-8 классов), которым не хватает мотивации и которые имеют высокий риск отчисления из школы. Эти учащиеся имеют плохую успеваемость, их не мотивируют традиционные способы обучения в классе под руководством учителя. Им больше подходит практико-ориентированное обучение, обучение в небольших группах с индивидуальной поддержкой педагога. Для многих учащихся модель Jopo® стала способом вернуть мотивацию и уверенность в себе, необходимые для завершения базового образования.

Модель строится на четырех принципах:

1. Обучение в малых группах, которое дает каждому ученику необходимую поддержку и чувство принадлежности к группе.

2. Обучение на рабочем месте, которое дает возможность учиться, работая, и работать, учась.

3. Разнообразные образовательные среды, такие как учебные лагеря и познавательные путешествия, укрепляют самооценку и дают дополнительные возможности для обучения за пределами классной комнаты.

4. Тесное сотрудничество с родителями и опекунами, благодаря которому ученики чувствуют, что взрослые в их жизни поддерживают их на пути к завершению базового школьного образования.

Подростки лучше всего учатся, делая что-то по-настоящему, выйдя из класса и отправившись в реальный мир. Программа Jopo® строится на модели практико-ориентированного обучения, включая обучение на основе запросов, коллаборативный (обучение в сотрудничестве) и проектный подходы к обучению.

Обучение на рабочем месте по модели Jopo®. Фото: https://learningscoop.fi/flexible-basic-education-the-finnish-way-of-regaining-the-lost-school-motivation/
Обучение на рабочем месте по модели Jopo®. Фото: https://learningscoop.fi/flexible-basic-education-the-finnish-way-of-regaining-the-lost-school-motivation/

В рамках обучения подростков особое внимание уделяется таким навыкам, как приход вовремя на работу, знание и соблюдение правил техники безопасности, политики конфиденциальности компании. Подростки обучаются тому, как подать заявку на работу, что говорить на собеседовании, как представиться и т. д. Эти навыки – часть общих навыков управления жизнью, таких как сотрудничество, умение брать ответственность, решение проблем и принятие решений, развиваемых у учащихся в рамках финской национальной основной учебной программы.

Исследования показали, что в рамках программы Jopo® удалось значительно сократить отсев и 90% учащихся улучшили свою успеваемость.

КАК ПОКРЫВАЮТСЯ РАСХОДЫ НА ШКОЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДКИ

  • Школы покрывают расходы на образовательные однодневные поездки в рамках изучения школьных предметов. Так, в рамках уроков физики учащиеся обычно посещают атомную электростанцию Олкилуото в Западной Финляндии. Некоторые классы с углублённым изучением физики организуют выезды за рубеж – в Европейский центр ядерных исследований ЦЕРН в Швейцарии.
  • Во время обучения по экологии школьники обязательно посещают предприятия по переработке отходов.
  • Учащиеся могут выезжать в познавательные путешествия за рубеж в рамках обучения в Лукио (высшая ступень средней школы) на второй или третий год обучения. За поездки обычно платят родители.
  • Выезды за границу часто проходят в рамках программы изучения иностранных языков. Учащиеся выезжают в страну изучаемого языка (Германия, Англия, Франция, Россия, Латвия, Эстония), школы также организуют программы обмена.
  • Это также могут быть спортивные выезды, например, в Швецию для катания на лыжах.
  • Довольно распространённой практикой является спонсорство школьных познавательных путешествий компаниями в рамках программ корпоративной социальной ответственности. Например, компании из банковского сектора спонсируют туры в соседнюю Швецию – на остров Готланд. Образовательная программа включает курс шведского языка и изучение географии и биологии. Учащиеся должны активно использовать свои знания шведского языка и написать на нем отчёт по данным предметам. Также во время поездки финские школьники посещают местную гимназию и общаются со сверстниками на шведском языке.

Продолжение следует …

Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.

Дополнительные статьи по образовательным программам путешествий собраны здесь:

ФИНЛЯНДИЯ: Международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавательного туризма

Часть 1