Найти тему

ФИНЛЯНДИЯ. Международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавательного туризма. Часть 1

Оглавление

«Ингредиенты успеха» финских школ

Педагогические кадры

Преподавание является привлекательным карьерным выбором в Финляндии. Педагогическое образование пользуется большой популярностью. Педагогические учебные заведения могут выбирать наиболее талантливых среди подходящих претендентов. Например, менее 20% от всех абитуриентов принимаются на курс обучения классных руководителей. В сфере подготовки учителей-предметников набор варьируется от 10 до 50% поступающих в зависимости от предмета. Чтобы преподавать в школе, учителя должны завершить не менее пяти лет обучения, получить степень магистра и пройти несколько стажировок под руководством опытных преподавателей.

По успешному завершению обучения учителя считаются высококвалифицированными специалистами, они имеют высокую степень автономии в своей работе и большой кредит доверия со стороны общества.

Подход к обучению

На основе общенационального стандарта учебной программы школы и муниципалитеты могут выбирать свои собственные направления. Помимо преподавания, учитель играет важную роль в поддержке целостного развития и благополучия своих учеников в сотрудничестве с другими специалистами школы.

Процесс обучения строится вокруг собственной деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем, другими учениками и учебной средой. Времяпровождение в школе предназначено не только для развития академических навыков, но и для физического воспитания во время перемен, развития социальных навыков и обучения повседневным жизненным навыкам в качестве членов сообщества.

Акцент делается на том, КАК учиться, на развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности. В финской системе образования основное внимание уделяется обучению, а не тестированию. В системе базового школьного образования нет общенационального тестирования учащихся. Оценивание учащихся проводится школьными учителями на основе критериев, установленных в основной национальной учебной программе. В Финляндии также не существует централизованных школьных рейтингов.

7 УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Для раскрытия потенциала учащихся были определены 7 универсальных компетенций, являющихся неотъемлемой частью обучения по всем предметам (метанавыки, «мягкие» навыки):

  1. умение думать и умение учиться;
  2. культурная компетентность, взаимодействие с другими и самовыражение;
  3. умение заботиться о себе и управлять своей повседневной жизнью;
  4. мультиграмотность (способность совмещать в процессе познания несколько способов освоения мира, используя потенциал вербальных и невербальных средств взаимодействия с информацией);
  5. ИКТ-компетентность;
  6. трудовая компетентность и предпринимательство;
  7. навыки участия, вовлеченность и способность вести экологичный образ жизни.

Интересные факты о финском школьном образовании

  • Учебный год начинается в августе и заканчивается в начале июня.
  • Во многих финских школах учащиеся оставляют уличную обувь в гардеробе или у вешалок перед кабинетом и ходят в носках по классу.
  • Финский или шведский (официальные языки Финляндии) обязательны для изучения всеми учащимися. Для детей, не владеющих данными языками, разработаны программы обучения на финском как втором языке, чтобы они приобрели достаточные навыки для изучения обычной учебной программы по финскому языку и литературе.
  • Финская базовая школьная программа состоит примерно из 20 предметов. Учащиеся также могут выбрать различные дополнительные предметы. Учебная программа обязательно включает проекты или серию уроков, объединённых межпредметными связями. Темы, продолжительность и метод реализации этих межпредметных модулей варьируются в каждой школе.
  • Совместный приём пищи в школьной столовой является частью учебного процесса, поскольку учителя служат примером для подражания за обеденным столом. Питание в школах бесплатно для учащихся (с момента поступления в детский сад до старшей школы).

ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕ КЛАССНЫХ СТЕН. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ

Обучение — это социальное явление, которое происходит повсюду. Этот принцип отражён в основной национальной учебной программе Финляндии. Обучение выходит за пределы классной комнаты и связывает содержание учебной программы с контекстом реальной жизни. Образование за пределами классных стен (Education outside classroom, EOC) означает практико-познавательную деятельность на основе учебной программы, осуществляемую в природныхусловиях (например, парк или лес) или в культурной среде (например, музей или библиотека), и включает различные формы обучения на свежем воздухе, разнообразные экскурсии и посещение организаций.

ПРИРОДА КАК УЧЕБНАЯ СРЕДА

Финские школы активно используют природу в качестве образовательной среды. Учебная программа базового школьного образования, принятая в 2016 году, отводит важную роль обучению на открытом воздухе и соединению детей с природой. Количество часов преподавания на открытом воздухе значительно увеличилось за последние годы. Ещё 15 лет назад это понятие было совершенно новым в Финляндии, и именно тогда школы впервые начали вводить уроки математики на открытом воздухе. Сегодня все большее число учителей проводят уроки на свежем воздухе по самым разным предметам.

Многогранность финской природы открывает множество учебных возможностей благодаря наличию четырёх времен года, водных ресурсов, лесов и арктической среды. Кроме того, близость природы к городской среде, а также сельские и лесные территории обеспечивают богатые возможности для познавательных путешествий. Прогулка по лесу может стать уроком математики, искусства, биологии, физкультуры или истории.

В рамках модели обучения «Школа без стен» междисциплинарное обучение происходит в классах на открытом воздухе в 5–10 минутах ходьбы от школы. Подобные еженедельные занятия — это стандарт обучения во многих финских школах, внедрение которого повысилофизическую активность и благополучие в школе.

Классной комнатой на открытом воздухе может быть школьный двор, парк или болото, ручей, озеро или берег моря. При плохой погоде уроки на открытом воздухе иногда можно проводить в хижинах, типи, под навесами или на верандах на школьном дворе.

Обучение на открытом воздухе строится на определенной методике. Школа устанавливает правила, распорядок дня, предусматривает практические аспекты проведения занятий, вопросы безопасности, преемственность уроков.

Хороший класс на открытом воздухе расположен недалеко от школы, до него легко добраться на автобусе или велосипеде. Желательно, чтобы класс на открытом воздухе имел защиту от ветра, солнца и дождя, а также открытую площадку для проведения игр. Школы часто устанавливают конструкции по типу навесов и хижин, которые удобны для проведения занятий в дождливую или холодную погоду.

Важное значение имеют концепции социальной и дидактической среды обучения. На улице учебная атмосфера отличается от внутришкольной и по-другому влияет на взаимодействие учащихся друг с другом. При обучении на открытом воздухе также используются методы преподавания и обучения, которые отличаются от традиционных классных инструкций. Учащимся предоставляется больше свободы и ответственности в рамках обучения на открытом воздухе. Роль учителя при данном методологическом подходе – быть помощником и фасилитатором.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЕЗДОВ НА ПРИРОДУ

  • Обучение на открытом воздухе включено в годовой учебный план школы. Для индивидуального урока достаточно, чтобы в годовом плане была указана возможность проведения занятий вне школы.
  • Обучение на открытом воздухе хорошо спланировано, осуществляется руководство и методическая поддержка, проведена оценка рисков, в школе есть отработанный алгоритм действий в случае чрезвычайной ситуации.
  • Школьная страховка должна покрывать обучение за пределами школы.
  • Всем учащимся известны правила поведения во время обучения на открытом воздухе, а также применяемые дисциплинарные меры в случае их нарушения.
  • Школа гарантирует, что место обучения на природе безопасно.
  • Учитель и директор оценивают характеристики группы учащихся и определяют, можно ли безопасно обеспечить обучение за пределами школы.
  • Учитель и директор решают, необходимы ли дополнительные учителя, школьные помощники или другие взрослые или специальные меры для обеспечения безопасности.
  • Сотрудники школы знают об аллергиях учащихся и других ограничениях, имеющих отношение к внеклассному обучению.
  • Перед совершением образовательного путешествия учитель должен удостовериться, что все участники имеют соответствующую одежду и снаряжение.
  • Педагоги берут с собой аптечку первой помощи, мобильный телефон. У них есть номера телефонов учащихся и их родителей, а также другая необходимая контактная информация.

ВОВЛЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ – УХОД И СОХРАНЕНИЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ВБЛИЗИ ШКОЛ

Школы в идеале должны быть расположены рядом с зелеными зонами, чтобы регулярно использовать местную природу в рамках обучения. Министерство окружающей среды Финляндиирекомендует, чтобы расстояние школ от зеленых зон не превышало 300 метров.

В 2018 году Финский институт окружающей среды (SYKE) изучил ближайшее окружение школ и их расстояние от зеленых зон в городских районах Хельсинки, Тампере и Турку. В каждом из этих городских районов примерно 40% общеобразовательных школ расположены на расстоянии более 300 метров от леса. Начальные школы чаще расположены рядом с лесом, чем средние школы, особенно в регионах Тампере и Турку.

Обычно лес вблизи школы принадлежит муниципалитету или городу. Школам рекомендуется взаимодействовать с муниципальными властями / владельцем земли для выстраивания взаимоотношений по сохранению выделенной природной территории для проведения школьных занятий на природе.

Для защиты школьного леса важно, чтобы школа участвовала в планировании территории. Даже если процесс планирования еще не ведется, органу планирования землепользования полезно знать о природных объектах, которые используются школой. Сохранение лесной зоны также возможно, если лес соответствует критериям Программы лесного биоразнообразия Южной Финляндии (METSO) или имеет какую-либо другую природную ценность. Кусты и старые упавшие деревья бесполезны для лесной промышленности, но важны для биоразнообразия и для школьников как места для игры в прятки или сбора природных материалов.

Согласно исследованию, проведенному в Эспоо, 65% педагогов были удовлетворены текущим состоянием близлежащего леса, а 16% хотели бы провести ряд мероприятий по благоустройству лесов, включающих очистку от мусора, вырубку опасно наклоненных деревьев, обустройство тропинок, навесов для проведения занятий и мест сбора учащихся, сохранение упавших деревьев на месте падения (в качестве учебного материала) и удаление инвазивных видов.

Продолжение следует …

Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.

Дополнительные статьи по образовательным путешествиям собраны здесь:

ЯПОНИЯ: Международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавательного туризма