Первую попытку ввести по-настоящему общедоступное начальное образование предпринял еще Петр I. По его приказу в уездных городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий. А ещё так называемые "цифирные" школы, в которых учили основам арифметики.
Известно, что Петр Великий был великим же реформатором, а реформы далеко не все и не всегда готовы принимать. Извечный дуализм, борьба нового со старым, инновационного с традиционным, и так далее. Вот и наши предки-соотечественники начала XVIII века приняли идею вывести образование за пределы монастырей в штыки. Это, в общем, понятно: духовные школы не желали терять учеников ради каких-то новомодных наук, а сами учителя в вопросах воспитания были приверженцами веками формировавшихся традиционалистских взглядов. Грамматический метод заучивания иностранных слов, телесные наказания, упор на богословие в ущерб наукам плохо сочетались с идеями царя.
Кроме того, и совершенно иное сословие - ремесленники и купцы (а значит, подавляющее число населения) - в принципе были против обучения своих детей в школе, считая это практически блажью.
Все профессиональные навыки передавались непосредственно от мастера к подмастерью или от отца к сыну, а школы отрывали ребёнка от производства и прерывали эту традицию. В итоге "цифирные" школы быстро утратили популярность и вскоре закрылись. А светские науки вроде математики и геометрии остались только в гарнизонных школах, где учились дети военных офицеров и где без таких наук в современном мире было просто невозможно обойтись.
Но и Петр Первый, и его последователи, и все изменения, стремительно меняющие мир, сделали свое дело. И к середине XIX века - столетия, в ходе которого человечество изобрело и достигло того, что по масштабу сопоставимо со всей его предыдущей историей - и образовательных возможностей стало больше. Появилось разнообразие и в выборе наук, и в самой образовательной системе.
Так, появились одноклассные земские школы и училища, где преподавали основы арифметики, русский язык и закон Божий для всех детей вне зависимости от их сословной принадлежности. Это был самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. Земские школы появились после учреждения земств в 1864 году и действовали в сельской местности в земских губерниях.
Открылись классические гимназии и реальные гимназии. Они уже были платными, но все еще бессословные и относительно недорогими — от 3 до 10 рублей. В первых учили древние языки, которым уделялось столько внимания в старых добрых учебных заведениях при монастырях. Во вторых делали упор на естественные науки.
При всех подобных преобразованиях и развитии, по сути, всеобщее образование в Российской империи так и не было введено. Оно существовало только в форме законопроекта, подготовленного только в начале XX века.
У детей дворян возможностей и выбора было намного больше. Первая гимназия, в которой могли учиться дети из богатых семей, была открыта в Санкт-Петербурге в 1726 году. Вторая была создана в Москве при только что открывшемся Московском университете в 1755 году. Здесь изучали "лишние" для среднестатистического населения фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие, которые были не факультативными, а вполне себе обязательными предметами.
Одной из таких гимназий был известный и современному школьнику, знаменитый Императорский Царскосельский лицей, где учился Александр Пушкин, декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, князь Александр Горчаков. Лицей считался самым привилегированным светским образовательным заведением в Российской империи. Изначально предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай (будущий император Николай I) и Михаил. Но к открытию лицея 19 октября 1812 года его программа изменилась и теперь была рассчитана на подготовку чиновников высших рангов. Первый набор состоял из мальчиков 10-14 лет. Кстати, самому Пушкину тогда было 13 лет.
Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились. Несмотря на высокий статус учебного заведения, жили ученики в строгости: никакой роскоши, из мебели были только железная кровать, комод, письменный столик-конторка, небольшое зеркало, стул и стол для умывания.
Сам поэт называл комнаты лицеистов «кельями», намекая на аскетичность условий. Здесь должны были учиться будущие дипломаты и государственные деятели.
Ребят от 10 до 14 лет отбирали по конкурсу, причем за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей. Лицеисты учились шесть лет. Три года длился начальный курс и еще три года – окончательный. Александр I уравнял лицей в правах с российскими университетами.
О военных училищах и "институтах для девиц" читайте в следующем материале.