Найти в Дзене
Sunny Blues

«THE BEATLES» возглавили Британское вторжение 1960-х

«Британское вторжение» 1960-х в США началось с нескольких изданных за океаном пластинок THE BEATLES и их выступлений на телевидении После того, как THE BEATLES невероятно быстрыми темпами добились успеха в Британии, вполне естественно, что лейблу Parlophone захотелось посмотреть, а что же может получиться в Америке? И, конечно, они даже не подозревали, к чему это приведет совсем скоро. А привело это к тому, что THE BEATLES начали то, что позже назовут «Британским вторжением». Это произошло быстро, но всё же не в мгновение ока, как может показаться теперь, из нашего времени. Одна из причин заключается в том, что когда Parlophone связался со своими американскими друзьями из Capitol Records, те вовсе не были в восторге. И решили не выпускать в США пластинки новой группы. А вот в Канаде дела обстояли совсем иначе. Местное отделение Capitol увидело потенциальность ливерпульских парней и выпустило Love Me Do - ту версию, в которой на барабанах играет Ринго Старр. Но она не стала хитом
Оглавление

«Британское вторжение» 1960-х в США началось с нескольких изданных за океаном пластинок THE BEATLES и их выступлений на телевидении

После того, как THE BEATLES невероятно быстрыми темпами добились успеха в Британии, вполне естественно, что лейблу Parlophone захотелось посмотреть, а что же может получиться в Америке?

И, конечно, они даже не подозревали, к чему это приведет совсем скоро. А привело это к тому, что THE BEATLES начали то, что позже назовут «Британским вторжением». Это произошло быстро, но всё же не в мгновение ока, как может показаться теперь, из нашего времени.

Одна из причин заключается в том, что когда Parlophone связался со своими американскими друзьями из Capitol Records, те вовсе не были в восторге. И решили не выпускать в США пластинки новой группы. А вот в Канаде дела обстояли совсем иначе. Местное отделение Capitol увидело потенциальность ливерпульских парней и выпустило Love Me Do - ту версию, в которой на барабанах играет Ринго Старр. Но она не стала хитом в Канаде.

Vee Jay Records

Ладно, нет так нет. Parlophone обратились за помощью к небольшому американскому лейблу Vee Jay, компании, основанной супружеской парой из штата Индиана, которая специализировалась на музыке в стиле ритм-энд-блюз. Совпадение? Ведь участники BEATLES очень любили такую музыку.

А Vee Jay незадолго до этого подписали контракт с THE FOUR SEASONS, которая стала для лейбла первой не чернокожей группой, вторым белым стал Фрэнк Ифилд, кантри-музыкант из Сиднея.

25 февраля 1963 года Vee Jay под номером VJ 498 выпустили сингл Please Please Me в США, после чего его несколько раз транслировали на чикагской радиостанции WLS, в программе топ-40, сингл на пару недель попал в собственный чарт радио, но на более высоких уровнях - в чартах Billboard - пока было тихо.

Шансов на успех группе к тому же явно не добавил тот факт, что Vee Jay ухитрились неправильно написать название группы на обложке пластинки.

Please Please Me
Please Please Me

В дело вступает канадский Capitol

Вернемся в Британию. Третий сингл BEATLES From Me To You вышел в конце апреля, после чего семь недель возглавлял британский чарт синглов. Это вдохновило Vee Jay на новые подвиги, и 27 мая 1963 года под номером VJ 522 они выпустили From Me To You с би-сайдом Thank You Girl.

Журнал Cash Box назвал сингл «Выбором недели», и в целом процесс шел достаточно уверенно.

Можно ли назвать этот сингл BEATLES началом «Британского вторжения»? Пожалуй, всё-таки нет. Capitol в Канаде выпустила синглы, которые ранее стали хитами в Британии: в начале апреля - Please, Please Me, в июне - From Me To You, и затем в октябре - She Loves You.

Please Please Me попала в чарты нескольких местных радио с высшим достижением в виде 27-го места, но в Канаде в то время не было национальных чартов как таковых, в отличие от тех же Billboard или Cashbox в США. Учитывая традиционно более тесные связи между Британией и Канадой, можно сказать, что в данном случае Канада быстрее оценила «Великолепную четверку», чем страна к югу от её границы.

Правда, если верить словам Пола Уайта, руководителя канадского отделения Capitol Records, а именно он был в тот момент ответственным за всё, что происходило на лейбле с BEATLES, начало было не очень удачным. «Я приложил немало усилий, чтобы продать 170 копий Love Me Do, после чего взялся за следующую пластинку Please Please Me, мне удалось продать 280 её копий, и ещё 300 - третьей пластинки From Me to You. А потом мы выпустили She Loves You, и вот тут всё мгновенно изменилось. Пришлось срочно печатать дополнительные копии Love Me Do, и мы продали их около 100 000».

Дель Шеннон

Пришло время сказать свое слово Дель Шеннону, он играл в лондонском Альберт-Холле на одном концерте с THE BEATLES и услышал, как они исполняют новый сингл From Me To You. Вернувшись домой, он записал свою версию песни.

Пусть она не стала супер-хитом, зато стала первой песней Леннона и Маккартни, попавшей в чарты Америки, и её 77-е место в американском чарте Billboard наверняка помешало самим авторам попасть в Hot 100, оригинальная версия BEATLES достигла лишь 116-го места.

А неустрашимые Vee Jay собрались выпустить альбом Introducing The Beatles под номером VJLP 1062. Однако внутри лейбла тоже не всё было гладко, и они в последнюю минуту решили отложить релиз из-за финансовых прблем.

Swan Records

Несмотря на проблемы с Vee Jay, раскрутку группы в Америке решили продолжать, и следующий сингл THE BEATLES She Loves You, который в сентябре 1963 года четыре недели держал первое место в Британии, EMI решили отправить небольшому филадельфийскому лейблу под названием Swan Records. Просто потому, что Capitol упорно держали свою линию, и снова отказались выпускать его.

Swan выпустили его в конце сентября, и сингл как-то не вызвал большого ажиотажа у покупателей пластинок, в том числе, видимо, и потому, что его мало крутили на радиостанциях.

В январе на канале NBC в программе Jack Paar Program показали несколько фрагментов She Loves You. И это стало переломным моментом.

Битломания в Британии

-3

А в октябре THE BEATLES отправились в тур по Швеции, и это были их первые зарубежные концерты с тех пор, как они стали знаменитыми в Британии.

Проводы в аэропорту были шумными, но никак не сравнимы с их возвращением обратно неделю спустя.

Эд Салливан, американский телеведущий, улетал из Лондона в то же время и был просто потрясен, он не забудет увиденного и пригласит их на своё телешоу в США.

1 ноября THE BEATLES начали свой первый тур по Британии как хедлайнеры. Первый концерт состоялся в кинотеатре Odeon Cinema в Челтнеме, благонравный город на западе Англии ранее никогда не видел ничего подобного, и именно там один газетчик придумал термин «битломания», пытаясь описать весь беспредел происходящего.

А к середине ноября Америка уже начала понимать, что происходит в Британии, поэтому все три крупнейших телеканала США направили съемочные группы, чтобы взять интервью у THE BEATLES. Специально к Рождеству Parlophone в срочном порядке выпустили второй альбом группы With The Beatles, а после него - новый сингл I Want To Hold Your Hand с би-сайдом This Boy, продажи которого сходу превысили 1 миллион экземпляров.

Америка просыпается под BEATLES, прокладывая дорожку «Британскому вторжению»

Capitol, наконец, осознали, что происходит, и на следующий день после Рождества 1963 года выпустили сингл I Want To Hold Your Hand.

I Want To Hold Your Hand
I Want To Hold Your Hand

Прошло три недели, песня вошла в чарт Billboard, а 1 февраля 1964 года попала на первое место и удерживалась там семь недель, а заменила её там She Loves You, выпущенная Swan Records, которая обеспечила BEATLES ещё две недели лидерства, и как говорят, в немалой степени поспособствовала тому, что лейбл Swan просуществовал намного дольше, чем многие его независимые конкуренты.

Ещё перед Рождеством Capitol Records начали рекламную кампанию, потратив беспрецедентные 50 000 долларов только в Нью-Йорке, и объявив «Битлз пришли!» Так оно и было - сначала в программе Джека Паара, а затем в шоу Эда Салливана.

Первый альбом BEATLES

20 января 1964 года. Capitol пытаются наверстать упущенное время, и в спешке выпускают, как было написано на обложке, первый американский альбом THE BEATLES.

На самом же деле Meet the Beatles! был первым альбомом BEATLES на Capitol Records.

Meet the Beatles!
Meet the Beatles!

15 февраля 1964 года он достиг первого места в чарте альбомов Billboard, продержался там 11 недель, после чего в лидеры вышел второй альбом THE BEATLES. Первый случай в альбомном чарте США, когда два LP одного исполнителя были на первом месте подряд.

Кто же опередил Capitol Records на альбомном поприще? Наши старые друзья Vee Jay. За десять дней до выхода Meet the Beatles! они наконец-таки реализовали альбом Introducing… The Beatles.

   Vee Jay - Introducing… The Beatles
Vee Jay - Introducing… The Beatles

Кэлвин Картер, брат руководителя Vee Jay: «Мы выпустили этот альбом, а EMI через Capitol подали на нас в суд, они хотели, чтобы мы прекратили выпуск. Я думаю, примерно раз в неделю они получали судебный запрет на наш выпуск. В понедельник они его получали, а в пятницу мы добивались его отмены, и на выходных начинали работу, и так каждую неделю, по выходным мы постоянно выпускали пластинки».

Introducing… The Beatles выбрался на второе место в чартах и оставался там девять недель. Vee Jay решили, что этого мало, и переиздали синглы, на выпуск которых у них оставались права.

Так 30 января 1964 года Vee Jay запускают в продажу VJ 581 с песнями Please Please Me и From Me To You и рекламный ролик с выступлением THE BEATLES на канале Эда Салливана, который начинался с обложки пластинки Vee Jay и надписью «Пластинка, которая положила начало битломании».


BEATLES в Америке, начало британского вторжения


В январе
THE BEATLES отыграли во Франции, три недели выступая в Париже в L’Olympia Theatre. По возвращению в Лондон у них был один день - 7 февраля - на подготовку поездки в Америку. BEATLES на борту самолета Pan Am Boeing 707 вылетели из лондонского аэропорта Хитроу и приземлились в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди. На пресс-конференции американские журналисты не совсем представляли себе, как общаться с этими четырьмя парнями из Ливерпуля, и испробовали все, от сарказма до откровенного скептицизма.

На следующий день после пресс-конференции группа репетировала в холодном, покрытом снегом Центральном парке. Они были втроем, готовя выступление на шоу Эда Салливана, так как Джордж плохо себя чувствовал и взял день отдыха. Прoшел ещё один день, и в 8 часов вечера
BEATLES в полном составе предстали перед телеаудиторией в 73 миллиона человек.

Это произошло ровно через год после того, как они скромно выступили перед несколькими тысячами зрителей в кинотеатре Сандерленда как группа поддержки Хелен Шапиро. Вот теперь Британское вторжение, возглавляемое BEATLES, действительно началось.

Отыграв на шоу Эда Салливана и записав еще один видеосюжет, BEATLES провели очередную пресс-конференцию. Алан Ливингстон, президент Capitоl, вручил им золотой диск за продажу миллиона копий I Want To Hold Your Hand и еще один - за LP Meet the Beatles, доход от которого составил более миллиона долларов!

Золотые диски
Золотые диски

После этого группа села на поезд и переехала в Вашингтон на свой первый концерт в столичном Washington Coliseum. Они выступали, стоя на вращающемся круге, и между номерами передвигали установку Ринго. Вечером того же дня группа заглянула на коктейльную вечеринку в посольстве Британии. На следующий день они вернулись обратно в Нью-Йорк на аншлаговый концерт в Carnegie Hall, а затем вылетели на юг - в Майами - для записи на море ещё одного видео Эда Салливана, которое транслировали 16 февраля.

Ещё за пять дней до того, как BEATLES улетели домой, релиз She Loves You на Swan Records занял первое место в чартах США.

На следующее утро они прибыли в Лондон, уставшие, но восторженные. И несмотря на столь напряженный график, группа вовсе не собиралась останавливаться – они записали выступление на телешоу. 25 февраля Джордж отпраздновал свой 21-й день рождения на Abbey Road - группа записывала Can't Buy Me Love.

BEATLES захватывают чарты, «Британское вторжение» в разгаре

После двух недель She Loves You на вершине американского чарта, Can't Buy Me Love сменила ее на первой позиции, и оставалась там в течение пяти недель. Но 9 мая завершилась эта невероятная серия из синглов BEATLES, возглавлявших чарты. Их сместил их оттуда никто иной, как Луи Армстронг, правда, его пластинка Hello Dolly лишь неделю удержалась на первом месте. Армстронг после этого не раз с явным удовольствием говорил: «Я тот человек, который выбил BEATLES с первого места».

И пока все это происходило,
BEATLES со 2 марта приступили к работе над своим первым полнометражным фильмом. В него вошли съемки на морском курорте Майнхед на западе Англии, в Сомерсете, и сцены, снятые во время поездки на поезде и в Twickenham Film Studios, а также концертный эпизод из лондонского Scala Theatre.

В Америке Capitol были не единственной звукозаписывающей компанией, зарабатывавшей на пластинках BEATLES. Лейбл MGM выпустил My Bonnie - запись Тони Шеридана с BEATLES в качестве аккомпанирующей группы, и она заняла 26-е место в американском чарте.

My Bonnie - MGM
My Bonnie - MGM

Atco выпустила Ain’t She Sweet - сборник четырех песен, записанных BEATLES в 1961-62-м в Гамбурге, и он занял 19-е место.

Vee-Jay Records также не прохлаждались и через свою дочернюю компанию Tollie реализовали Twist and Shout. 4 апреля 1964 года этот сингл вышел на второе место, и в течение недели с 4 апреля все пять верхних мест в чарте занимали синглы BEATLES.

К началу мая, помимо Can't Buy Me Love, Twist and Shout и нового сингла BEATLES Do You Want To Know A Secret, занимавших первые три места, еще одна британская группа DAVE CLARK FIVE попала в американский Топ-10. Британское вторжение было в самом разгаре.

В начале мая Джон, Синтия, Джордж и Патти Бойд вылетели в Гонолулу, а затем отдыхали на Таити. Пол, Джейн Эшер, Ринго и Морин провели отпуск на Карибах. Вернувшись в конце мая, BEATLES обнаружили, что их первый сингл Love Me Do занимает теперь первое место в американских чартах.

Читать также: