Попавшей в зону высокого напряжения группе надо было как-то разрядиться
Испытывая постоянное давление от обретенной славы, THE ROLLING STONES написали Get Off Of My Cloud - лозунг для самих себя, чтобы оставаться в зоне комфорта: Эй, ты, проваливай с моего облака, не торчи здесь, потому что двое - это уже толпа».
Интенсивность, с которой в 1965 году THE ROLLING STONES набирали обороты, выходила за пределы разумного. В течение года группа отыграла 11 туров в Европе, Австралии, Сингапуре, Америке и Канаде, и каждое новое место требовало времени от группы, фанаты, репортеры и фотографы соперничали между собой за их внимание.
В своем первом в том году турне по Америке STONES выкроили немного времени в перерывах между концертами для записи на студии нового сингла.
Песня (I Can't Get No) Satisfaction изначально была просто гитарным риффом в голове Кита. Купаясь в бассейне отеля «Форт-Харрисон» во Флориде, он вместе с Миком Джаггером приступил к сочинению текста песни - всего за несколько дней до того, как она будет записана в RCA Studios в Лос-Анджелесе.
Открытка Кита из Флориды, адресованная его матери, свидетельствует о многом: «Привет, мама. Работаю, как всегда - как собака. С любовью, Кит».
Во вторую неделю июня THE STONES были в Шотландии, а Satisfaction попала в чарты Billboard в США, ещё месяцем позже песня поднялась на первую строчку.
Вторая неделя сентября. Satisfaction стала номером один в их родной Британии. Такая задержка была связана с конфликтами с лейблом по поводу графика выпуска, а STONES к тому времени уже отправились в Германию. Успех песни принес им мировую известность, дополнительно укрепив их репутацию плохих парней рок-н-ролла. Гимн, во многом определивший поколение, - монолитный шедевр. Но даже такой успех Satisfaction не означал, что STONES могут почивать на лаврах.
«Видимо сейчас трудно представить, какое давление мы тогда испытывали, мы должны были продолжать выпускать хиты», - скажет позже Кит.
«В те дни каждый сингл, который вы нарезали, должен был быть всё лучше и лучше. И если следующий не был хотя бы столь же успешным, как предыдущий, вам тут же говорили, что вы откатываетесь. После Satisfaction мы все подумали: «Ух ты, как нам повезло. А вот теперь хорошенько отдохнем…» Но тут приходит Эндрю Олдхэм (менеджер и продюсер STONES) и говорит: «Так, а где следующий?» Короче, это было такое состояние ума. Каждые восемь недель надо было придумывать новую крутую песню, в которой все было бы сказано примерно за две минуты 30 секунд».
Всё нарастающее давление, вдобавок усугубленное напряженной гастрольной работой, нашло отражение в следующем сингле STONES - Get Off My Cloud.
Запись
Свой четвертый американский альбом STONES выпустили 30 июля, а конце сентября появилась и его британская версия, ставшая третьим LP группы на родине. Стоит отметить, что лишь треть треков альбома были написаны Джаггером и Ричардсом - неизбежное следствие записи на бегу. Несколько песен для альбома были записаны в Chess Studios в Чикаго, но большая часть - в Лос-Анджелесе, и местному инженеру Дэйву Хассинджеру удалось уловить некоторые новые звуковые нюансы, которые, по мнению участников группы, до сих пор ускользали от них при записи.
Оценив по достоинству работу Хассинджера, в первую неделю сентября STONES снова прилетели в Лос-Анджелес, найдя небольшую паузу между концертами в Ирландии и Германии. Они провели с ним два дня, записываясь в студии RCA на бульваре Сансет. Мик и Кит рассчитывали, что эти сессии, спродюсированные Олдэмом, дадут им следующий хит.
Точно так же, как Джон Леннон взмолился в Help!, Джаггер отметил непростые обстоятельства, с которыми он и его группа сталкивались практически ежедневно. Песня была прямой реакцией на телефоны, которые не переставали звонить, людей, которые забирали у группы всё свободное время, и туровый график, который постоянно маячил перед ними.
Отчасти инициированная Louie Louie группы THE KINGSMEN вышедшей двумя годами ранее, Get Off Of My Cloud была построена на уверенном всепроникающем гитарном риффе, подкрепленном непреклонным битом Чарли Уоттса и мощной басовой партией Билла Уаймана.
Текст новой песни представлял собой размышление о происходящем и достаточно решительный вызывающий отказ от возложенных на них ожиданий.
Итак, в каждом куплете песни Джаггер приводит различные примеры вторжения в его личную жизнь. Дома его засыпают бессмысленной рекламой и телефонными звонками от жалующихся соседей. Когда он сбегает от них на своей машине, его блаженное настроение от передышки испорчено штрафами за парковку. «Это песня, которая не надоедает мне и сейчас, этакое пост-подростковое отчуждение», - пояснил Джаггер 30 лет спустя. «В начале 60-х мир взрослых представлял собой очень упорядоченное общество, а я хотел выйти из него. Причем, Америка была даже более упорядоченной, чем любое другое место. Я обнаружил для себя, что это очень ограничивающее общество в плане мышления, поведения и одежды».
Она вышла в США всего через две недели после записи, а Британии пришлось подождать еще месяцок.
Get Off Of My Cloud вызывала прилив адреналина, и очень удачно последовала за Satisfaction, продолжая развивать креативность STONES.
«Если бы мы после Satisfaction пришли с еще одним фузз-риффом, мы были бы мертвы, попав под закон убывающей отдачи», - признался Кит в своей автобиографии. ( экономический закон, гласящий, что увеличение одного из факторов производства сверх определённых значений обеспечивает прирост дохода на всё меньшую величину, то есть темп увеличения дохода меньше темпа увеличения вложений).
«Многие группы терпели и терпят неудачу, спотыкаясь об этот камень. Get Off Of My Cloud была реакцией на требования звукозаписывающих компаний, она о большем, чем просто оставьте меня в покое. Это была атака с другого направления. И она полетела».
Принятие
Сингл Get Off Of My Cloud возглавил чарты по обе стороны Атлантики, а также в Канаде и Германии в ноябре того же года, а его казалось бы поспешный выпуск триумфально извлек выгоду из популярности предшествующего Satisfaction. Он стал их пятым номером один подряд, повторив рекорд, установленный на тот момент THE BEATLES и Элвисом Пресли.
Песня была принята фанатами, но у ее создателей было другое мнение. Два года спустя Джаггер заявил, что Get Off Of My Cloud была «не очень крутой», а текст просто «дерьмовым», так что вполне логично, что группа не исполняла эту песню вживую после 1967 года и аж до 21-м века, да и с тех пор её появления в концертных сет-листах не слишком частые.
Тут не стоит забывать и спешку во время ее создания. А Кит также отметил плохое сведение песни, назвав ее «худшей продукцией Олдэма», хотя, возможно, в этом есть некий шарм классического трека. Выстроив стену звука, где обе гитары - Кита и Брайана Джонса, борются за пространство с зацикленным по кругу басом Ваймана, «засекреченным» фортепиано Иэна Стюарта и малым барабаном Чарли, и при этом все играют на одинаковой громкости – Олдэм фактически воплотил в жизнь состояние клаустрофобии, усилив таким образом тематику песни.
Легендарный канадский музыкант Нил Янг кка-то признался, что предпочитает «безрассудную развязность Get Off Of My Cloud аккуратной ровности Satisfaction», отмечая, что ее интуитивный характер и есть ключ к ее очарованию. «Дело в том, что это, очевидно, просто такая песня, которую они придумали по дороге в студию или накануне вечером, понимаете? Вот что мне в ней понравилось. Это действительно звучало как THE ROLLING STONES».